Mind
опубликовал мою заметку о международном аспекте происходящего вокруг украинский сетей пятого поколения, несколько её сократив и убрав медиаконтент. Привожу авторский вариант со всеми составляющими. Он хуже в части читабельности, но содержит полезные материалы.
К середине 2021 года участники рынка мобильной связи определились со своими интересами и публичной позицией относительно планов правительства в части 5G-сетей. В конце уходящего года стартовала кампания адвокации, призванная обеспечить адекватное отражение этих интересов в политике органов власти. В центре внимания оказались два фактора - экономика и безопасность.
Начиная с конца ноября в Украине прошли сразу четыре мероприятия, посвящённые формированию т.н. технической политики в отношении 5G-сетей. Принятые год назад
решения Кабмина предписывают разработку и принятие великого множества нормативно-правовых актов, регулирующих самые разные аспекты вопроса. Без их появления невозможно ни выдать операторам лицензии на частоты для пятого поколения, ни эти самые частоты использовать.
Показательны темы мероприятий и аналитических материалов, которые были на них представлены:
"Европейское регулирование 5G" и
"Обзор законодательства ЕС: тенденции в регулировании 5G-коммуникаций" от 26 ноября;
"5G - кибербезопасность и защита персональных данных" и
"Защита персональных данных и 5G - возможно ли сосуществование" от 2 декабря;
"Сертификация оборудования и услуг, оценка соответствия - готова ли Украина" и
"Сравнительный анализ регулирования кибербезопасности 5G в Украине и европейских странах" от 9 декабря;
Наконец,
"Государственно-частное партнёрство для безопасности критической инфраструктуры" и
"Рекомендации по подготовке нормативно-правового и технического регулирования 5G" от 16 декабря 2021 года.
Представленные документы и выступления экспертов из Украины и стран Евросоюза можно смело рекомендовать всем, кто интересуется проблематикой развития 5G-технологий в Украине и за рубежом. Среди прочего, в них отражены две ключевых проблемы на пути внедрения "пятого поколения" в нашей стране. С одной стороны, не имеет убедительного ответа вопрос об экономической целесообразности инвестиций в эти технологии. С другой - над процессом выработки государственной политики в этой сфере дамокловым мечом продолжает висеть своего рода геополитическая неопределённость, в которой много лет пребывает Украина.
Поскольку украинская экономика традиционно является заложницей внешней политики, начнём с этой проблемы.
В предыдущих сериях…
Вопрос, точнее проблема адекватного регулирования 5G-техологий является одним из побочных следствий американо-китайского соперничества. Не имея собственных производителей 5G-оборудования, не желая уступать своему главному сопернику позиции на технологическом Олимпе, Штаты сделали выбор в пользу административного давления. Администрация Трампа инициировала беспрецедентные ограничения, фактически полный бессрочный запрет на использование оборудования китайских производителей, в первую очередь Huawei Technologies. Институциональным оформлением этого запрета стала инициатива Clean Network (Чистая Сеть), провозглашённая в августе 2020 года.
Параллельно Штаты развернули глобальную кампанию против китайских технологических компаний, призывая всех своих союзников принять аналогичные меры. В силу ряда причин, которые освещались в
предыдущих публикациях, эти требования раскололи европейское и евроатлантическое сообщество, весь "свободный мир" на несколько лагерей. Предельная политизация и даже идеологизация вопроса о допуске китайских компаний стала той причиной, из-за которой вместо пусть сложного, но в целом тривиального вопроса мы имеем дело именно с проблемой, не имеющей простого очевидного решения.
Реакцией ЕС на давление США стало появление собственной стратегии в сфере кибербезопасности сетей пятого поколения, воплощением которой стал Акт ЕС о Кибербезопасности и т.н. Инструментарий ЕС по управлению рисками в 5G сетях (Cybersecurity of 5G networks - EU Toolbox of risk mitigating measures). Отвергнув американский подход, европейцы предложили собственную альтернативу. Европейское регулирование отличают следующие особенности: опора на факты; учёт всех возможных угроз; децентрализация процесса анализа угроз. Каждый член сообщества самостоятельно оценивает свои риски и принимает решения, опираясь на единые для всех методические указания.
Усилия ЕС в деле поиска ответа на вопрос об адекватном регулировании сетей пятого поколения получили поддержку со стороны бизнес-сообщества. Консорциум производителей оборудования во главе с Ericsson, Huawei и Nokia разработал и начиная с 2020 года осуществляет добровольную сертификацию своих продуктов в рамках собственной инициативы, известной как NESAS (схема подтверждения безопасности сетевого оборудования, Network Equipment Security Assurance Scheme). Она предполагает развитые, детальные и довольно затратные мероприятия, призванные обеспечить безопасность и доверие к сертифицируемым продуктам.
До последнего времени Украина ничем не выдавала своей заинтересованности в решении вопроса безопасности своих будущих сетей пятого поколения. Громкий скандал вокруг меморандума, подписанного в ноябре 2020 года ГССЗИ и украинским офисом Huawei, а также анекдотическая история "договорённостей" премьер-министра Шмыгаля и замгоссекретаря Кита Краха наглядно продемонстрировали ключевую проблему в этой сфере. Влиятельнейшее проамериканское лобби рассматривает вопрос о регулировании 5G-технологий как способ продемонстрировать лояльность глобальному гегемону.
Конец эпохи
В 2021 году привычная для украинских элит картина мира пережила воистину грандиозные потрясения. В конце августа после двадцати лет войны с движением "Талибан" США покинули территорию Афганистана. Эвакуация американских военных происходила в ситуации фактического краха дружественного им режима. Двумя неделями ранее президент Афганистана Ашраф Гани подал в отставку и покинул страну. Триумфальное возвращение талибов стало крупнейшим репутационным и геополитическим поражением Соединённых Штатов за несколько десятилетий.
Чтобы оценить масштабы унижения, которое пережили Штаты, необходимо вспомнить обстоятельства тридцатилетней давности. Просоветский режим Наджибуллы не только не рухнул после вывода частей Советской Армии в 1989 году, но успешно сопротивлялся до 1992 года, когда в рамках "нового политического мышления" Российская Федерация прекратила всю военную и экономическую помощь. Аналогично и в Южном Вьетнаме между выводом американских войск и крахом проамериканского режима прошло около двух лет.
Параллельно с этим разворачивались ещё два сюжета, имеющих непосредственное отношение к нашей стране. Весной администрация Джо Байдена при двухпартийной поддержке в Конгрессе заявила о новых приоритетах внешней политики. Единственным глобальным соперником и "системным вызовом" была заявлена Китайская Народная Республика. Статус Российской Федерации в иерархии угроз национальным интересам США был существенно понижен, до уровня региональной "проблемы", неприятной но терпимой.
Начиная с середины лета в США всё громче начала звучать голоса о необходимости привлечь Россию на свою сторону, не допустить формирования российско-китайского альянса. В октябре в лице председателя комитета начальников штабов США заявили о наличии трёх глобальных полюсов силы, включая Российскую Федерацию. Наконец, в декабре произошло то, чего все это годы боялись в Украине - США вступили с Россией в прямые переговоры о дальнейшей судьбе Восточной Европы. Ключевой для украинской дипломатии тезис "ничего об Украине без Украины" оказался проигнорирован самым вызывающим образом. Всё более вероятным выглядит сценарий договорённости между США и РФ, в котором Украина будет играть роль разменной монеты.
Новое начало
После всего, что произошло в уходящем году, идея беспрекословного следования в фарватере американской политики выглядит несколько устаревшей. Наглядной иллюстрацией того, насколько изменились взгляды на регулирование 5G-сетей, являются доклады европейских экспертов. Говоря о возможной политике Украины в части допуска китайского оборудования, эксперт по цифровой политике из Литвы Вильма Мисюконене не стала предлагать своё Родину в качестве примера.
Click to view
Причины такой сдержанности лежат в экономической плоскости. По оценкам европейских экспертов отказ от оборудования китайских компаний ведёт к увеличению издержек на 20% Для Исландии это означает плюс 3 млн. Евро в год, для Германии - 469 млн. Евро. Для Украины затраты на замену китайского оборудования ещё выше. На сегодняшний день свыше 75% базовых станций "большой тройки" используют оборудование Huawei и ZTE. Совокупные расходы на его замену оцениваются в два миллиарда долларов.
Отказ от категоричности, сдержанность в оценках и опора на факты вместо идеологем выглядят наиболее адекватным подходом к обсуждению проблемы адекватного регулирования сетей пятого поколения. Времени для этого осталось буквально несколько месяцев. Уже в середине следующего 2022 года предполагается выдать операторам лицензии, что предполагает определённость по широкому кругу технических вопросов.
Click to view
Индустрия уже сделала свой ход, теперь дело за органами власти. Необходимы а) политическое решение касательно ключевых вопросов и б) соответствующая нормативная база. Ведущую роль в этом процессе должны сыграть парламент и Кабмин.