К истории Пари-матч

Dec 19, 2021 11:43

По просьбе френдов прочитал пространный материал, посвящённый вроде бы собственнице Париматч и вот что могу в этой связи поведать. Я не просто знаком с Эдуардом Швиндлерманом, но работал с ним. Не просто работал, но в том самом проекте, с которого началась трансформация некогда обычной букмекерской конторы в то, чем является Париматч сейчас. Более того, уж так получилось, что мне довелось выступить в роли проводника Божьей (наверное) воли, поскольку появление у Париматч первого в Украине и второго на постсоветском пространстве полноценного Интернет-представительства стало результатом цепочки случайностей, связанных с моей скромной персоной.

Я не буду пересказывать все подробности, но ограничусь ключевыми деталями, важными для понимания дальнейших рассуждений.

Всё началось в конце зимы 2001 года, скорее даже в начале марта. Швиндлерману весьма повезло, что судьба послала ему человека, который а) был шпилевым, т.е. опытным игроком, компетентным в этом деле б) разбирался в той сфере, которую сейчас обозначают как digital в) имел сильную мотивацию не просто запустить Интернет-беттинг продукт, но непременно первым и настолько крутой, насколько это возможно и, наконец, г) согласился работать на условиях разделения будущих доходов, то есть за крайне умеренные деньги.

Этим человеком был мой старинный товарищ, традиционно избегающий публичности, хотя, как по мне совершенно зря. На протяжении как минимум 15 лет он был самым что ни на есть инноватором, первым выводя на рынок Украины буквально все цифровые продукты, которые теперь составляют его ландшафт, от Интернет- и мобильных ресурсов до игровых терминалов и white label платформ.

Его команда работала за минимально возможные деньги, которые составляли едва ли полторы тысячи долларов в месяц за всё, включая аренду квартиры в соседнем с офисом подъезде дома по адресу на Прорезная 16/2. До конца 2001 года у Париматч появились и полнофункциональный сайт с возможностью делать ставки, и карточки предоплаты, и wap-версия, и совместный проект с Украинским, кажется, футболом.

Не прошло и года, как мой товарищ обнаружил себя на улице. Поняв примерно что к чему и почём, Швиндлерман взял теперь уже на зарплату новых ребят, которые с нуля создали сайт, запущенный в 2002 году. От этого сайта теперь и ведёт свою родословную диджитал Париматч, избегая, насколько могу судить, любых упоминаний о том, с чего всё в действительности начиналось.

Что бы там не рассказывала теперь дочь, папа прекрасно понимал, что за digital будущее. Только не знал, как туда попасть за минимальные деньги. Минимальные в его понимании, разумеется. Букмекерский бизнес первой половины нулевых оставил у меня неприятные впечатления бесконечных попыток прогнуть и развести людей на поработать если не забесплатно, то за хлеб и воду.

Напомню, что всё это происходило двадцать лет назад. Тогда Швиндлерману было без малого 50 лет, он уже вполне сложился как человек и никаких предпосылок для резких изменений характера в нём заметно не было. Эдуард Семёнович - профессиональный игрок. Он создал бизнес для себя и не очень широкого круга таких как он "шпилевых". БК Париматч, какой я её наблюдал, была типичный постсоветским предприятием, бесконечно далёким от чудесного мира регулярного менеджмента, КОС, HR, GR и PR о котором взахлёб рассказывают нам прогрессивные издания.

Не то что PR, но даже банальная реклама вызывала у хозяина сильнейшие подозрения как попытка тупо на$бать его, уже старого, как он любил о себе говорить, человека. Именно на$бать, причём нагло и потому тупо. Вот просто взять и нагло попросить у него кучу денег на какую-то непонятную х$йню, чтобы поделить затем между какими-то пи^&$асами. Когда мы договорились с редакцией о конкурсе для читателей, чтобы банально привлечь внимание к запущенному сайту, после продолжительных переговоров Семёнович инвестировал в это дело что-то около пятисот долларов на всё, при том, что тогда с его слов ежемесячный доход измерялся десятками тысяч у.е., которые можно было инвестировать в развитие.

Акцентирую ещё раз ключевой момент - образ мышления создателя и многолетнего единоличного собственника бизнеса никак, вообще никак не совместим с аттракционом невиданной, умопомрачительной щедрости, который где-то с середины прошлого десятилетия демонстрирует контора.

Я не очень следил за делами ПМ уже во второй половине нулевых. Я не работаю в этой сфере, не играю и не интересуюсь. Временами до меня доносились вести о разной степени наглости наездах на Семёновича, на предмет поделиться бизнесом с уважаемыми людьми. В этом не было ничего, что выходило за рамки моих представлений о мире.

Однако попозже, уже после 2010 года, с компанией начало происходить что-то для меня невероятное. Компания начала тратить деньги на рекламу, причём много, миллионы. Дальше - больше. Пиар-мероприятия, партнёрка и нативка, совершенно феерические прожекты, которые никак, вот вообще никак не вязались у моим представлением о её создателе. Собственно говоря, ещё тогда, как только компания начала заметно тратиться на рекламу, я пришёл к выводу, что структура собственности изменилась. Кто-то отодвинул старика, игнорируя неизбежные возражения с его стороны. Отодвинул и начал, наконец, инвестировать настоящим образом.

У меня есть три версии о причинах этого бизнес-дива.

Основная версия - банальная. Неизвестные атланты таки отжали у Эдуарда Семёновича львиную долю его бизнеса. Он по-прежнему в деле, причём ему доверяют достаточно, чтобы сделать фронтменом его собственную дочь. Однако фактически бизнесом управляют, причём в энергичной манере, совершенно другие люди, носители совершенно иных, принципиально отличных от его взглядов.

Версия номер два, официальная и вызывающая у меня не очень много доверия, старательно изложена Катериной Эдуардовной. Папа устал, папа отошёл от дел, уступив молодому поколению шпоры, вожжи и удила. Ну и денег немношк. Такой, знаете, гаражный стартап. Допускаю возможность и такого развития событий, но не верю. Семёнович? Отошёл? Передал бразды? По своей воле и не будучи в ясном уме - никогда. Хотя, конечно, за двадцать лет всякое могло произойти, поэтому я не настаиваю на своей правоте.

Наконец, как добросовестный исследователь, выдвину ещё одну гипотезу. Где-то, наверное, в 2010-11 годах Эдуард Семёнович просветлился, уверовал в PR, HR, CSR и sustainable development, а то и compliance. Отверг привычные подходы и дал, наконец, начало новому этапу в жизни своего детища. После чего оно расцвело и заколосилось.

такое

Previous post Next post
Up