Любопытная история, по слухам, закрутилась вокруг т.н. спектральных коэффициентов, появившихся в 2017 году (соответствующие поправки - в 2016-ом) как инструмент принуждения операторов к реорганизации радиочастотного ресурса (рефармингу). На сегодняшний день рефарминг успешно завершён и было бы логичным упразднить оные коэффициенты, о чём весной заявила НКРСИ. Однако в который раз что-то пошло не так.
Из проекта правок к Налоговому кодексу, сведённых в законопроект №5600, внезапно исчезла норма об отмене спектральных коэффициентов. Зато появилась норма об очередной "индексации" платы за частоты. И это при том, что ранее поправки об отмене коэффициентов были согласованы со всеми без исключения, включая, разумеется, Кабмин.
На совещании рабочей группы комитета Рады по финансам и налоговой политике, которое имело место в июле, лично Гетманцев вносит предложение вернуться к уже согласованному решению. Слово берёт замминстра финансов и несколько невнятно, но веско озвучивает решительную невозможность такого шага, ссылаясь на высшие государственные интересы. Из того, что удалось выдавить из неё представителям компаний, вырисовывается картина неких договорённостей, якобы достигнутых между Зеленским и Эрдоганом в ходе их последней встречи.
С одной стороны, выглядит логично. Как следует из расчётов, подготовленных МЦТ, на сегодняшний день lifecell является едва ли не единственным выгодополучателем спектральных коэффициентов. Если их отменить, отчисления третьего игрока увеличатся на 118 с копейками миллионов. У Водафона вырастут на несколько сотен тысяч гривен, что несущественно. У Киевстара уменьшатся на 84 миллиона. Последние лет десять Turkcell носится с идеей разного рода преференций и задействует все доступные ей рычаги.
С другой стороны, когда я услышал о том, что в который раз какая-то минфиновская баба-яга против, сразу вспомнил многочисленные истории такого рода о проектах технической помощи. Уже всё многажды обсуждено и согласовано, финальная встреча, по итогам которой должны появиться недостающие визы. Вроде бы всё на мази и тут слово берёт даже не замминистра, а начальник отдела, которую Минфин отрядил в качестве своего полномочного представителя. Берёт слово и в хамской (по меркам кабинетного политеса) манере требует, чтобы ей прямо сейчас обосновали пункт за пунктом толстенький проект. То есть повторили за полчаса процесс, на который уже ушла пара месяцев.
Если ориентироваться на такого рода инциденты, Минфин является чем-то вроде государства в государстве и целенаправленно, вот именно нарочно снова и снова драконит окружающих, снова и снова демонстрируя свой фактический статус Высшей Инстанции. Выше премьера и даже Самого. Как не вспомнить неприличную историю с меморандумом, который операторы подписали с Гончаруком в присутствии Зеленского. Подписать-то подписали, только это, как затем выяснилось, ни к чему никого не обязывает. Кроме самих операторов, разумеется.
В общем, я бы рассматривал не одну лишь турецкую гипотезу. С другой стороны, отмена коэффициентов сулит рост поступлений в бюджет аж на 44 миллиона. Сарказм, канешн, однако традиционно это ultima ratio для Минфина. Раз этот фактор в данном случае не играет, значит таки есть мотивация со стороны выгодополучателя.
История, в целом, и типичная, и характерная. Сначала НКРСИ навязала этот инструмент директивного нерыночного вмешательства как способ удовлетворения большой государственной надобности. Только на время, пока не случится рефарминг и выдача лицензий.
Теперь не может загнать джинна преференций обратно в бутылку, пишет письма дедушке и взывает к ответственному отношению к иностранным инвесторам.