К вопросу о политике государства в отношении контент-услуг

Nov 04, 2020 17:38

Я полагаю очень важным быть последовательным и всякую мысль хотя бы пытаться додумывать до конца. Рискну предположить, что набор регуляций, который продвигает последние годы НКРСИ, означает более-менее быструю смерть бизнеса контент-провайдеров в его нынешнем виде.

Сразу оговорю, что уже давненько, лет пять-семь не выяснял, как именно прямо сейчас обстоят дела на этом рынке. Мой собственный опыт работы в этой сфере уже откровенно древний, лет двадцать назад это было. Поэтому исхожу из имеющихся у меня представлений.

Рынок контент-услуг в его нынешнем виде появился на свет, сформировался и вряд ли возможен без его ключевого элемента - возможности оплаты услуги средствами, находящимися на счету абонента. Это предельно важно именно потому, что изначально такая оплата означала нулевые или близкие к нулевым процедурные барьеры для заказа услуг абонентом. И для их "заказа" мошенниками тоже.

Буквально всё, что мы тут обсуждаем или можем обсуждать, исходя из накопленных в мире практик - использование конвенциональных финансовых инструментов; введение специального счёта для оплаты контент-услуг; многоступенчатые процедуры подтверждения факта осознанного волеизъявления абонента, - прямо предполагают очень значительное увеличение вот этих самых процедурных барьеров. Настолько значительное, что лоббисты нынешней модели этого рынка полагают эти изменения критическими, роковыми.

Я полагаю вполне обоснованным поставить вопрос ребром и вместо экивоков в стиле "мы, конечно, в целом не против этого бизнеса, но сколько можно тупо злоупотреблять?!!" прямо заявить, что целью обсуждаемых регуляций является ликвидация данного бизнеса в его нынешнем виде.

Я лично не вижу в этом общественно значимой проблемы. Как и в теоретически возможной ликвидации различных форм предпринимательства на самых разных товарных рынках, кстати.

Бизнес, естественно, таким заходом недоволен, но в данной ситуации у нас неустранимый конфликт интересов. Что касается операторов, в отношении контент-услуги и связанного с ним говна они много лет находятся в ситуации столь же серьёзного внутреннего конфликта, из которого самостоятельно выйти не смогли и не смогут без постороннего воздействия.

Тем не менее, повторю свой исходный тезис, все вышеизложенные мысли тоже надо бы додумать до конца. Если мы полагаем возможным обсуждать целесообразность ликвидации некоего конкретного бизнеса, было бы хорошо уточнить основания этой позиции. А также неизбежные последствия.

Например, какие ещё формы предпринимательства уместно ликвидировать? Вопрос вовсе не праздный. Например, памятная всем нам борьба против возмездной терминации МН-трафика, успешно пролоббированная с подачи МЭРТ, заявлялась в похожем ключе. Долой паразитические схемы операторов-мироедов, роуминг как в Европе даёшь! В этом же ключе периодически рассуждают и в Минцифре, возмущаясь "сверхприбылями" мобильщиков.

Как по мне, повторюсь, НКРСИ стоило бы, всё таки, прямо говорить о намерении ликвидировать рынок контент-услуг в его нынешнем виде. Без экивоков и фигур умолчания. Есть внятное ясное целеполагание - возможно более-менее быстрое движение в примерно в том направлении, которое публично озвучено. Нет такого целеполагания - будут очередные несколько лет блуждания между соснами.

Если бы вот это всё происходило где-нибудь в Великой Британии, Ofcom предварил бы свои радикальные (а они там намного радикальнее) новации полноценными консультациями с участниками рынка и аналитическим сопровождением. В частности, предложил бы (в ультимативной форме, но загодя) участникам сформулировать свои варианты жизни в новых условиях, не оставив им шанса верить, что всё останется в целом по-прежнему. Провёл бы исследования, получил бы хоть какие-то статистические сведения. Подготовил бы возможные сценарии последствий регуляторного вмешательства. К сожалению, у нас тут не Великобритания, у нас тут не Ofcom. А жаль, конечно.

контент, экспертная деятельность, customer satisfaction

Previous post Next post
Up