Ангола, Altimo, А1...

Jul 28, 2019 08:19

В пятом общежитии Инженерно-физического факультета КПИ, где я провёл первые два года студенческой жизни, с нами проживала небольшая, но яркая группа ребят из Кубы. Были они, как на подбор, жизнерадостные, витальные, обожали играть на гитаре, петь, танцевать и заниматься любовью. Позже от самых разных людей я слышал, что такова повседневная культура современной Кубы. Если ты не болен и не переживаешь какую-то особенную печаль, а уж тем более если ты молод и здоров, надо радоваться жизни всеми возможными способами.

Примечательным исключением из этого правила выглядел один из кубинцев-старшекурсников. Имени его, за давностью лет, уже точно и не помню. Кажется, его звали Роберто. Был он высок, худощав и даже не сдержан, но несколько угрюм. Никогда я не видел его поющим или танцующим. Впрочем, никто его таким не видел.

Как поведали позже его земляки, Роберто был бывшим офицером, ветераном войны в Анголе, уже основательно позабытой у нас страницы кровавой истории ХХ века. В составе 70-тысячного добровольческого контингента, состоявшего из полноценных армейских подразделений, он воевал с местными партизанами и регулярными частями недружественных государств несоветской ориентации. Если не ошибаюсь, в его случае это было где-то на севере страны на границе с Конго/Заиром.

Как-то раз Роберто чистил картошку на кухне и порезал себе руку. Увидев кровь он закричал от ужаса, с ним случилась натуральная истерика. Потом, придя в себе, он рассказал немного о пережитом в непроходимых тропических джунглях. Для начала, по его словам, сами эти джунгли наводили на кубинцев тоску и невыносимый ужас. Рассказал, как их разведдозор случайно растревожил улей диких пчёл и был жестоко им искусан. Как сам он в составе конвоя попал в засаду, чудом уцелел и несколько дней скитался по джунглям, пока не вышел к своим. Посттравматическое стрессовое расстройство как оно есть.

А потом большая ласковая Родина (в её предыдущей версии) призвала уже меня лично и чуть было не предоставила возможность нюхнуть этой самой Анголы полной грудью. Наша часть принимала участие в т.н. боевых дежурствах, дабы в случае необходимости обеспечить эвакуацию советских граждан из числа дипломатического персонала, гражданских специалистов и членов семей военных советников, проживавших в Луанде. К счастью, обошлось без нас. Но слово "Ангола" засело в голове символом чего-то тревожного и беспокойного.

А ещё позже, лет через десять, на рубеже прошлого и нынешнего столетий (звучит странно, если честно, но факт) мне на глаза попалась книга под названием Malaria, написанная в редком ныне жанре авантюрного (приключенческого) романа. Написана от имени молоденького советского лейтенанта, военного переводчика, попавшего по распределению в братскую Анголу, только не северный фронт, а на южный, к УНИТА и коммандос из ЮАР.

Книга на мой вкус получилась чересчур… ммм… наперченная. Многовато, в частности, разного рода натурализма. В жизни мне довелось посмотреть и нюхнуть всякого, в обморок или ступор ни разу не впадал, но, как говорится, "я этого не люблю". В общем, первую я книгу я дочитал, а на продолжения меня уже не хватило. Но автора я запомнил - Андрей Мелехов.

На днях попались мне на глаза подкасты Александра Лядова - цикл интервью с разными людьми. Пробежался по заголовкам и наткнулся на знакомую фамилию - Мелехов. Он же Терехов и он же - внезапно! - управляющий директор в А1 (одна из множества личин телекоммуникационного бизнеса Альфа групп) как раз в разгар эпической битвы с норвежской Telenor. Каковую А1 г-н Мелехов/Терехов покинул в 2008, незадолго до начала мирового кризиса.

Моментально вспомнился ещё один писатель из числа "русских связистов", Кирилл Бабаев. Читая статью о нём в Википедии, о лингвистических экспедициях в Африку, об увлечении сравнительными языкознанием, об открытии дотоле неизвестных языков и прочая, и прочая, и прочая решительно невозможно предположить у заместителя директора Института языкознания РАН, исполнительного директора Фонда фундаментальных лингвистических исследований способность к отъёму собственности в особо крупных размерах с помощью таких специфических инструментов, как решение Ханты-Мансийского суда о взыскании $2,8 млрд. по иску акционера, располагавшего 0,002% акций компании.

Более того, и внешне г-н Бабаев казался мне несколько выпадавшим из ряда таких колоритных личностей, как Резникович, Фридман или Хабаров. А поди ж ты! Помню, что за краткий физиогномический обзор руководства Altimo один из читателей моей жежешечки прислал мне 0,1 биткойна, которые я через пару лет успешно стёр в ходе очередных экспериментов со смартфоном. Мда.

Интересная тема, есть над чем подумать. Например, над кадровой политикой Альфа групп, наиболее агрессивной из успешных, наиболее успешной из агрессивных ФПГ Российской Федерации. Фридман сотоварищи привлекали очень разных людей, доверяя им наиболее ответственные направления. Очень разным людям, в свою очередь, было достаточно интересно занимать очень разными делами. Хотя, по словам и Мелехова, и Бабаева, пределы есть всему и определённый дискомфорт они всё таки испытывали.

В целом интересная тема, которую некому, к сожалению, копать. История постсоветского бизнеса не то чтобы совсем не описывалась, но, как мне кажется, решительно недостаточно. А ведь из того уклада, который был создан усилиями множества известных, малоизвестных и вовсе неизвестных публике людей выросла нынешняя Украина, Россия и прочее СНГ. "Кто не знает своего прошлого, тот лишён будущего" и т.д. и т.п.

Кстати, сам Мелехов признал, что первое издание трилогии ему самому активно не нравится, так что он его серьёзно отредактировал. Актуальную версию искать в Google.

Ещё одна мысль, которая меня посетила после ознакомления со списком проинтервьюированных Александром людей, это наличие рыночной ниши для сервиса автоматизированной подготовки биографии человека. По некоторым из этих людей поиск выдаёт десятки тысяч ссылок и упоминаний. Как правило, отражающих только одну сторону личности. А людей таких сторон, как правило, много больше.

Берём deep learning, добавляем, например, блокчейн, стартап, ангелы, фонды и получаем на выходе сервис, способный генерировать беллетризованный рассказ о человеке, в котором упоминается, всё, что можно найти в открытых источниках. А это много больше, чем можно обычно прочитать или услышать.

такое, altimo, война, креатив, кадры

Previous post Next post
Up