Гройсман и телеком

Sep 18, 2018 22:00

Гройсман подал в Раду проект поправок к Налоговому кодексу, который содержит новые ставки платы за пользование радиочастотным ресурсом (РЧР). Контекст, в котором разворачивается этот сюжет, подробно описан в материалах "Ахметтелеком" и "Денег больше нет". Напомню, что в 2017 году были введены в действие нынешние ставки, размер которых можно посмотреть по первой ссылке. Предложенные поправки к Налоговому кодексу означают их увеличение на 10%

Что обращает внимание?

Во-первых, Кабмин и лично премьер-министр, которые являются инициаторами данных изменений, в который раз решили проигнорировать один из вопиющих, воистину скандальных дисбалансов в этой сфере. Как и раньше, кучка мало кому известных компаний будет платить за радиочастоты по ставкам, которые в пятьсот (!!!) раз меньше тех, которые установлены для дойных коров бюджета, операторов мобильной связи. Соответствующие цифры отражены в строках 11 и 12 таблицы в п. 8 обсуждаемого законопроекта.

Что это за компании и откуда такие выдающиеся преференции?

Это, в первую очередь, самый успешный телеком-бизнес самого успешного бизнесмена страны, небезызвестная "ММДС-Украина". Зимой этого года 80 МГц частот, за которые её собственник, Ринат Ахметов совокупно заплатил дай бог чтобы три миллиона гривен, были выкуплены операторами мобильной связи за впечатляющие 500 млн. грн. Выкуплены, потому что такое условие для участия в конкурсе на 4G частоты поставило им государство.

Это стало прецедентом успешного "выхода в кэш" собственников разного рода фиктивных и подставных компаний, которые в 2004-05 годах, ещё при Ющенко, заполучили за копейки сотни мегагерц драгоценных частот. Впервые в истории Украины, кстати, как раз к третьей годовщине "Революции Достоинства".

После этого успеха в распоряжении СКМ остались ещё 90 МГц частот, которые, очевидно, она постарается пристроить на аналогичных условиях. Ещё около 200 МГц, если не ошибаюсь, находятся в пользовании других участников рынка, включая полумёртвые "Интеллектуальные коммуникации" (ТМ Giraffe), давно уже почившие в Бозе "Украинские новейшие технологии" (ТМ FreshTel) и ещё пару совсем уже призрачных компаний вроде "Эслайн". Все они декларируют использование технологий, которые подпадают под определение "радиосвязь в многоканальных распределительных системах" и таким образом избегают оплаты РЧР по ставкам, установленным для операторов мобильной связи.

Государство в лице НКРСИ не спеша играет с этими компаниями в поддавки, много лет без успеха пытаясь лишить их лицензий на пользование частотным ресурсом. При этом самый простой, надёжный и беспроигрышный способ лишить паразитов возможности сидеть собакой на сене - поднять ставки рентной платы, - все эти годы не приходит в головы многоопытным государственным мужам. Или приходит, посидит немного и уходит.

Таким образом, приходится говорить о неизменности фискальной политики государства в сфере телекоммуникаций. Её содержанием является изъятие максимально возможного объёма денежных ресурсов у представителей неолигархического частного капитала, преимущественно зарубежного. Долгие годы эту роль исполняет "большая тройка" операторов мобильной связи.

Как показал опыт выдачи лицензий на частоты для 4G, приоритетом государственной политики является именно фискальный аспект, а не преодоление цифрового барьера или технологическое развитие этого сектора национальной экономики. Выбранный НКРСИ дизайн тендера был прямо нацелен на изъятие максимально возможного объёма средств у операторов, что уже привело к негативным последствиям и чревато проблемами в будущем.

К сожалению, никаких выводов из этого не было сделано и правительство, судя по предложенным ставкам, намерено и дальше повышать фискальное давление на телеком-индустрию, пытаясь решать свои проблемы за счёт тех, кто играет по-честному.

государственное регулирование, рыночная среда, мобильная связь, комментарии

Previous post Next post
Up