Безопасность как услуга: уроки парижских терактов

Feb 09, 2016 19:21

Серия тщательно спланированных и, к сожалению, успешных терактов, которые потрясли столицу Франции в середине ноября, стали одним из ключевых событий ушедшего года. Публицисты и эксперты, государственные структуры и частные компании извлекли из произошедшего множество самых разных уроков. Трагедия в Париже, помимо прочего, стала испытанием для операторов телекоммуникаций и тех регламентов, которыми они руководствуются в чрезвычайных обстоятельствах.

Едва ли не единственным ресурсом на русском языке, который регулярно освещает вопросы организации мобильной связи в чрезвычайных ситуациях остается сайт Mobile-Review. По итогам терактов в Париже главный редактор ресурса Эльдар Муртазин рассказал ряд интересных подробностей о том, как работали французские операторы в ту ночь. Незадолго до этого там же была опубликована ещё одна заметка, затрагивавшая тему корпоративных систем оповещения в связи с другой трагедией, а именно катастрофой российского авиалайнера А321 в Египте.

Плохо выученные уроки

Первое, что обращает внимание - это отсутствие у французских операторов специальных политик и регламентов на случай такого рода событий. Если всё, описанное на Mobile-Review правда (что, кстати, вовсе не факт, см. далее), операторы Франции не рассматривают и не отрабатывают террористические атаки как реальный сценарий. Более того, они выглядят не очень готовыми к чрезвычайным ситуациям, сопряженным с массовой паникой, резким повышением нагрузки на сеть и прочими обстоятельствами такого рода.

[Spoiler (click to open)]Муртазин приводит пример операторов российской "большой четвёрки" (Билайн, Мегафон, МТС и Теле2), которые постепенно нарабатывают всё более сложные формы взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. Наиболее радикальным шагом такого рода стало введение в августе 2010 года т.н. льготного (также часто называют техническим) национального роуминга в регионах, охваченных массовыми лесными пожарами. Тогда сложилась без преувеличения катастрофическая ситуация в семи регионах страны, включая столичную Московскую область, огнём было охвачено до 500 тыс. га, по состоянию на 7 августа 2010 были полностью или частично уничтожены 127 населённых пунктов, погибли 53 человека.

Спустя две недели после начала массовых пожаров власти ввели чрезвычайное положение (ЧП) в наиболее пострадавших регионах. Одним из элементов ЧП стал особый порядок обслуживания абонентов в сетях мобильной связи. Находящийся в зоне стихийного бедствия абонент мог зарегистрироваться и пользоваться базовыми услугами - голосовыми вызовами и SMS, - в любой доступной ему сети. В зоне действия льготного национального роуминга действовали тарифы, которые были намного меньше рыночных: 5 рублей исходящие звонки по России, SMS - 2 рубля, входящие вызовы - бесплатны. Теоретически регистрация должна была происходить автоматически, что резко упрощало жизнь для пожилых людей и других пользователей мобильной связи, не обладающих необходимыми познаниями. На практике многие абоненты столкнулись с отсутствием автоматической регистрации в чужих сетях. Подробный рассказ об этой истории можно найти на Mobile-Review, здесь же стоит отметить, что полученный такой дорогой ценой опыт не был усвоен должным образом. Всего через два года, в ходе очередной чрезвычайной ситуации и органы российской власти, и операторское сообщество вновь продемонстрировали неспособность оперативно реагировать на смертельную угрозу. В результате катастрофического наводнения в Краснодарском крае, вызванного сильнейшим (выпала пятимесячная норма осадков) паводком, погибли 171 человек. Пострадали более 24 тысяч человек, из них 3300 лишились всего своего имущества. Полностью разрушенными оказались 96 домой.

Несмотря на то, что органы власти получили информацию об угрозе наводнения за три часа до катастрофы, МЧС РФ не смогло организовать своевременное оповещение населения с помощью сетей мобильной связи, операторы даже не получили соответствующие запросы. Самим операторам понадобилось около двух суток, чтобы реализовать на территории стихийного бедствия режим льготного национального роуминга, хотя решение об этом было принято в течении нескольких часов после катастрофы.

Как бы там ни было, российские операторы регулярно сталкиваются с различными ЧП и постепенно накапливают соответствующий опыт. Режим льготного национального роуминга закреплён в нормативных документах и неоднократно испытан на практике. Разработан и введен в действие регламент, описывающий работы сотовых операторов в условиях чрезвычайных ситуаций.

Один из наиболее интересных аспектов публикаций в Mobile-review это рассказ о корпоративных системах безопасности, которые в полной мере проявили себя в ходе кризисов, связанных с трагедиями в Египте и Париже. Используя возможности сетей телекоммуникаций - мобильной связи, социальных сетей и т.п., - эти системы позволяют в автоматическом режиме отслеживать местонахождение сотрудников, передавать им оперативную информацию, поддерживать с ними полноценный контакт.

"В крупных международных корпорациях существуют сильные службы безопасности, которые отслеживают события в регионах, где работают их сотрудники. В отличие от государств, такие компании не имеют никаких политических ограничений и могут информировать своих сотрудников о чрезвычайных ситуациях в тот момент, когда они посчитают нужным. Мой товарищ, работающий в крупной европейской телекоммуникационной компании, был в Египте в рабочей командировке, когда получил SMS с сообщением о катастрофе самолета. Оно было отправлено службой безопасности компании, также в сообщении говорилось о необходимости отказаться от полета, если таковой запланирован, ограничить свои передвижения. По его словам, аналогичные сообщения получили все сотрудники, что были в Египте в командировке, это несколько десятков человек. Сообщения были отправлены через три часа после крушения самолета"

Автору настоящей публикации известна, как минимум, одна подобная система, развёрнутая в Украине. Она охватывает персонал (как собственный, так и подрядчиков) одного из крупнейших международных агентств. Эта организация, с одной стороны, поддерживает собственную систему сбора информации о происходящем в стране. Руководитель каждого из нескольких десятков региональных офисов раз в день, а в чрезвычайных обстоятельствах - трижды, лично докладывает в центральный офис любую значимую информацию о ситуации на на местах. С другой стороны, собранная информация анализируется и оперативно распространяется среди сотрудников.

Домашнее задание для Украины

Острейший военно-политический кризис, сопровождающийся полномасштабными военными действиями на значительной части территории Украины, разрушением десятков населённых пунктов и появлением миллионов вынужденных переселенцев остаётся важнейшим фактором жизни в стране. К сожалению, несмотря на полтора года самой что ни на есть чрезвычайной ситуации, Украина до сих пор не сделала своё домашнее задание в сфере телекоммуникаций. Читать дальше...

гражданское, государственное регулирование, публикации, война, экспертная деятельность, мобильная связь

Previous post Next post
Up