Нужна ли персонификация услуг мобильной связи

May 11, 2015 17:13

AIN использовал мой комментарий для статьи, посвященной вопросу де-анонимизации услуг мобильной связи. Как это часто бывает, пространный комментарий усох до всего лишь пары предложений. Мало того, эти предложения создают превратное представление о моей позиции. В двух словах она сводится к тому, что у идеи регистрации (персонификации) всех без исключение абонентов мобильной связи, включая пользователей предоплаченных услуг, есть аргументы и "за", и "против". В частности, пресловутый мировой опыт предлагает варианты на любой вкус, поэтому не может рассматриваться как пример для подражания.

Но моё мнение это всего лишь плод банальной эрудиции. На днях мне представилась возможность обсудить этот вопрос с человеком, который использует информацию о пользователях мобильной связи для решения задач общественной безопасности. Моим собеседником был оперативный сотрудник одной из силовых структур. В его обязанности как раз входит работа с подобными сведениями, взаимодействие с операторскими компаниями и надзорными органами. По его словам ситуация выглядит следующим образом:

1. Анализ данных о пользователях мобильной связи, включая сведения об их активности (вызовах и собеседниках, включении/выключении терминалов) и перемещениях на сегодняшний день являются одним из основных инструментов оперативно-розыскной деятельности. В частности, очень много информации даёт анализ графа, отражающего связи не только самого фигуранта, но и его контактов, т.е. связи второго-третьего уровня.
2. Процедуры установления личности (идентификации) фигурантов оперативно-следственных мероприятий, использующих предоплаченные услуги связи, отнимают много времени и сил. Как правило, для этого приходится обзванивать его контакты, искать номера, которые зарегистрированы в одной из множества баз данных и т.п. В случае нерабочих дней и часов затраты времени могут вырасти в разы. Например, СБ банковских учреждений не отказывают в сотрудничестве, но не предоставляют необходимую информацию в нерабочее время.
3. Популярный тезис о том, что в случае персонификации услуг мобильной связи плохие парни будут использовать чужие учётные данные и другие способы избежать идентификации, поэтому-де де-анонимизация бессмысленна, не подтверждается практикой. Во-первых, даже липовые сведения это зацепка, с которой куда удобнее работать, нежели с вообще отсутствующими сведениями. Во-вторых, подавляющее большинство фигурантов розыскных мероприятий составляют непрофессионалы, неспособные придерживаться дисциплины использования мобильных телефонов. Мой собеседник прямо сказал, что даже военные в зоне АТО, причём с обеих сторон, продолжают в массовом порядке использовать мобильные телефоны, несмотря на связанные с этим более чем реальные риски.

В целом, по его мнению, де-анонимизация мобильной связи резко ускорит и упростит процедуры поиска информации в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Вместо того, чтобы делать множество звонков и запросов для выяснения личности каждого из фигурантов многих дел, оперативник смогут получить эту информацию в течении считанных минут.

Не могли мы не затронуть вопрос о протестах добрых граждан в связи с планами де-анонимизации мобильной связи, их опасения возможных злоупотреблений со стороны государственных структур. В этом месте мой собеседник долго и грязно матерился. В двух словах и максимально нейтральными словами его мнение сводится к следующему: добрым гражданам необходимо, наконец, определиться. Если они готовы вести войну против агрессии иностранного государства и банд террористов, тогда им стоит забыть о комфорте и не требовать от правоохранительных структур соблюдения всех без исключения прав и свобод. Как подчеркнул мой собеседник, вся т.н. АТО находится, по сути, вне правового поля и сопровождается массовыми нарушениями конституционных прав и свобод. Это неизбежная цена за участие в подобном конфликте.

Если же украинцы не готовы поступиться своими правами, тогда им стоит забыть про Крым, Донбасс и борьбу с сепаратистами, террористами и прочими "колорадами". Силовые структуры и так испытывают сильнейший дефицит компетентных мотивированных людей. Массовое нарушение законов по приказу "сверху", причём по приказам устным, без надлежащего документального оформления, вынуждает офицеров силовых структур постоянно задаваться вопросом "Нах..я мне это надо?" Мой собеседник высказал уверенность, что при необходимости руководство страны без колебаний сольёт рядовых исполнителей его приказов. Рвать свою задницу, творя на рабочем месте чудеса на радость инфантильной спільноте, желающих уже не осталось. Не хочет громада воевать по-настоящему - не надо.

Понятная позиция, как по мне.

государственное регулирование, война, мобильная связь

Previous post Next post
Up