Немного свежих околотелекомовских новостей

Mar 03, 2015 13:36

Мои постоянные читатели сетуют, что в моём блоге всё меньше телекома и всё больше всякого околополитического. С одной стороны, действительно, мне всё менее интересно писать про украинский телеком - там банально всё меньше новостей. Как давно предсказывал проницательнейший кавалер Бриллиантовой Пчелы, впереди у этого сегмента национальной экономики ничего, кроме укрупнения, депопуляции (назовём это так) и всяческого урезания в рамках классической политики "оптимизации". Стратегия развития бизнеса ради повышения его капитализации малоактуальна. На повестке дня - положительный денежный поток и побольше. "Позолоченный век" Третьей Республики канул в Лету, никто больше сорить деньгами, покупая "рыночную долю", полагаю, не будет в ближайшие три-пять лет.

Из сколь-нибудь интересного кратко оборзею два сюжета.

Долгожданный конкурс на 3G не обошёлся без неожиданных для широкой публики моментов. Вопреки ожиданиям лидер рынка отказался от борьбы за наиболее привлекательные лоты и ограничился минимально возможными затратами. Зато наиболее проблемный участник "большой тройки" проявил неожиданную прыть, заплатив больше всех.

Позиция "Киевстара" вполне предсказуема. Компания предупреждала, что время для широких жестов уже прошло, девальвация гривны и более чем безрадостные макроэкономические прогнозы не оставляют шансов нарисовать привлекательный "кейс". Уклониться от участия в конкурсе компания, понятное дело, тоже не может, билет в будущее она обязательно приобретёт, но втягиваться в очередную крысиную гонку не будет. По сути, мы наблюдаем ровно то, что компания нам и обещала.

С "Астелитом", как обычно, всё не так просто. Озвученная Еленой Минич идея, что собственники компании смогут в будущем консолидировать полученные им частоты с полосой, которую занимает Тримоб и получить за счёт этого пресловутую синергию (40 МГц это очень привлекательно, да) не кажется мне здравой. На пути любых попыток получить такого рода синергию находится ровно то же препятствие, которое уже много лет подряд не позволяет её получить в самых, казалось бы, благоприятных обстоятельствах. Как много раз показала практика, Turkcell и СКМ не в состоянии договориться о совместной деятельности своих бизнесов. СКМ контролирует Тримоб, но является миноритарием в Астелите. Турки в Тримобе вообще не имеют доли. Договориться о разделе возможных барышей и убытков они до сих пор не могли, не могут в настоящее время и вряд ли сподобятся в будущем. В общем, не верю я в этот вариант. Разве что Ахметов таки надумал выходить из телеком-бизнеса и собирается продавать Тримоб. Но и в этом случае у него получается только один возможный покупатель - турецкие "партнэры". Наша песня хороша, начинай сначала.

Тогда зачем они переплатили шестьсот с лишним миллионов каких-никаких, но гривен?

Наиболее вероятной мне представляется версия о традиционном для турецкоподданных менеджеров энтузиазме, с которым они тратят деньги акционеров. Ещё более наглядной, нежели украинский "Астелит", иллюстрацией этого факта является беларусский "БэСТ", ТМ life:) Этот проект возник и развивался в более чем благоприятных условиях: прямые договорённости на самом верху (лично с Ним, да); лицензия на 3G была получена ими на полгода раньше конкурентов; несколько лет как доступна возможность MNP. Что это дало? Ничего. Когда нахожусь в РБ пользуюсь SIM-картами и лидера рынка в лице Velcom, и беларусского life:) Разница в ценах порядка 15-20%, если не больше, при этом мне коллеги без обиняков сказали, что в деловой среде номера life:) использовать не принято.

Полагаю, что по случаю раздачи 3G менеджмент Астелит снова навешал какой-то лапши акционерам, для обоснования чего и пришлось несколько переплатить за давно протухший товар. Можно ожидать череды победных реляций про появление первой зоны покрытия 3G, стремительном росте пользования и т.п. Всё это я лично наблюдал на этапе старта и развития компании. Воистину нет ничего нового под луной.

Второй сюжет много проще и предсказуемей: МТС-Украина меняет прописку и готовится отказаться от "яйца". Ни для кого в профессиональном сообществе не было секретом, что выбранный в 2006 году символ в виде "овоида", деликатно выражаясь, недостаточно удачен. Обстоятельства принятия этого решения сильно попахивали скандалом, который в компании не стали поднимать из очевидных соображений. Отказ от бренда UMC в пользу МТС был одной из множества грубых ошибок, которые совершили российские собственники компании. Стоит заметить, что украинский офис во главе с Васылём Лацаничем, как мог, отбивался от яйца. Когда отбиваться стало невозможно, ввёл в оборот собственную, более интересную версию знака. Так что ребрендинг пойдёт компании на пользу, не сомневаюсь. Абоненты любят всё новое, особенно если за него не нужно платить. Появление в стране "настоящего" Оранж или Водафон за те же смешные деньги - новость хоть куда.

Что касается появления новых собственников и регистрации в Лихтенштейне, то и здесь всё предсказуемо. Ещё летом лучшие люди Революции без обиняков дали понять, что считают МТС-Украина своей законной целью. Предпринятые её акционерами шаги вполне очевидны и, как минимум, уравнивают позиции компании с таковыми у Киевстар. И, да, это ещё раз демонстрирует ничтожность обуревающих многих граждан идей в части "обуздания" российского капитала, его влияния на стратегические отрасли страны. В 2005-07 годах СБ одного из операторов мобильной связи имела в своём составе российских граждан, кадровых сотрудников российских спецслужб. Бдительные патриоты из числа сотрудников и этой же, и других компаний как могли пытались привлечь к этому вопиющему факту внимание компетентных органов. Однако ни СБУ, которую в то время возглавляли Турчинов и Наливайченко, ни СНБО, главой которого кто только не успел побывать, включая лично Его Превосходительство, не сделали ничего. А возглавлял Украину, кто не помнит, лютейший уберпатриот и ненавистник России Виктор Андреевич Ющенко.

Поэтому не стоит сводить вопрос о влиянии РФ на украинские телекоммуникации к личности собственников и менеджмента. Проблема, мягко говоря, немного шире.

3g, киевстар, рыночная среда, конкуренция, Астелит, МТС

Previous post Next post
Up