200% передела

Sep 16, 2014 11:51

После публикации записей, посвященных попыткам правительства отсечь от участия в конкурсе на 3G компанию МТС-Украина, в мой адрес прозвучали упрёки, что я-де не улавливаю важных нюансов. Поскольку резидентом Украины является МТС-Украина, то необходимо отталкиваться от её структуры собственности, а не от структуры акционерного капитала "мамки". А раз 99% акций МТС-Украина принадлежит российским "Мобильным ТелеСистемам", позиция Кабмина и Яценюка юридически безупречны. То, что сами российские МТС принадлежат АФК Системе и прочие указанные мною обстоятельства это, мол, дело вторичное. Важно то, что свыше 50% акций МТС-Украина принадлежат российскому юридическому лицу, в отличие от зарегистрированного на Бермудских островах Vympelcom Ltd.

Настаиваю на том, что не допускаю ошибок по существу рассматриваемого вопроса. Меня интересуют фактические обстоятельства дела, а не их юридическое оформление. В контексте вопроса о влиянии российского капитала ключевыми являются вопросы о а) конечных бенефициарах и б) отношениях контроля. Чтобы было понятнее: тот факт, что компании-резиденты Республики Кипр заводят в Украину львиную долю инвестиций, не означает же а) принадлежность этих денег именно киприотам и б) именно иностранные инвестиции.

К сожалению, перипетии многострадального процесса выдачи 3G-лицензий рискуют потеряться на фоне новой, довольно неожиданной напасти. Слов нет, история многолетнего саботажа 3G позорна до крайности. Тем не менее, она не представляет собой особой угрозы для индустрии. Это что-то вроде герпеса - неприятно, не эстетично, иногда болезненно, но от этого точно не умирают. Сейчас же пойдёт речь идет о чём-то, что я скорее уподоблю аборту, причем криминальному. Первое упоминание этого сюжета впервые появилось в материале Стаса Юрасова. Мне о нём рассказали на месяцем раньше, но выступать в роли Кассандры не было желания. Само собой, всё нижеприведенное носит статус слухов и сплетен, не имеющих никакого отношения к реальности. Фактически это литературное произведение, где любые совпадения заведомо случайны.

Итак, в начале июня Игорь Владимирович Литовченко покинул пост №1 в компании "Киевстар". Покинул не потому, что устал, надоело или решил отдохнуть. Как утверждают традиционно информированные источники он был уволен, причем уволен без предупреждения и выходного пособия, прямо в ходе одного из рабочих визитов в штаб-квартиру. ИВЛ был взбешен и там же, на месте поклялся отомстить. По возвращении в Украину он отправился в Кабмин, чтобы договориться о назначении себя на пост Главы НКРСИ. На должность его не назначили. Тогда Литовченко прошелся по самым разным кабинетам и заручился поддержкой широкого круга лиц, в который входят такие известные фигуры, как Олег Шевчук, Андрей Бургомистренко, Александр Турчинов и многие друге.

Теперь эта коалиция продвигает идею создания национального оператора телекоммуникаций, своего рода "национального чемпиона" по примеру Ростелекома, а также реформу системы государственного управления телекомом. В обоснование приводятся резоны, связанные с военными действиями, информационной безопасностью и тому подобными очевидными обстоятельствами. Материальной основой новоявленного оператора должны стать лицензии на частоты, изъятые у МТС, Укртелекома и где только получится. Предполагается, что Игорь Литовченко возглавит либо самого оператора, либо созданное по российскому образцу министерство связи и информации. Его личный интерес якобы заключается в том, чтобы руками государственной компании "наказать" высокомерного Джо и неблагодарных акционеров компании. И МТС-Украина, и Укртелеком в этой схеме рассматриваются как разменные монеты.

Правовым основанием для изъятия лицензий предполагается сделать общеизвестные нарушения, допущенные на этапе приватизации этих компаний и после неё. Как тут не вспомнить липовые конкурсы с одним участником, грубейшие нарушения социальных обязательств и прочие негодяйства. В конце-концов, было бы желание и опытные юристы, а с юристами в Украине всегда было хорошо. И теперь переходим ко второй составляющей данного сюжета, а именно к усилиям патриотически настроенных бизнесменов по раскулачиванию российского бизнеса. После последних уже вполне конкретных угроз со стороны самого премьер-министра можно смело утверждать наличие влиятельной партии, настроенной на экспроприацию МТС-Украина и Киевстар под предлогом их контроля со стороны враждебных Украине сил.

image Click to view



"Какие ваши доказательства?"

Неизбежен вопрос "а какие есть доказательства в пользу этой не то чтобы совсем безумной, но таки достаточно экстравагантной схемы?" Первым косвенным подтверждением для меня стало августовское интервью Литовченко. Оно сходу привлекло внимание целой россыпью неожиданных заявлений:

....Сегодня, в связи с событиями на Востоке, частоты 2.100 принадлежат армии, там реально работают радиорелейные ретрансляторы, которые используются в военное время. И их не отдадут. В лучшем случае будет одна лицензия на 3G. Если выдадут несколько, то потом кому-то, в случае возникновения войны, придется отдавать частоту обратно военным.

- Вариант с одной лицензией устроит игроков?

- Крупнейшие операторы тем или иным способом пытаются обвинить друг друга в том, что у них российские корни. Они есть - и у одного, и у другого. Но как только «наезжают» на МТС, компания сразу показывает пальцами на «Киевстар». Поэтому государство, либо регулятор, либо правительство - те, кто будет отвечать за лицензирование, - должны подумать, есть ли смысл выдавать новые лицензии действующим игрокам или стоит создать национального оператора, что тоже может быть вполне логичным. Третий вариант - «реприватизация Укртелекома», чтобы на его базе развивать 3G - наименее осуществим.

- Возможен ли приход иностранных игроков?

- Нет. Разве что они могут купить кого-то из существующих. Новый оператор в стандарте GSM появиться не может, потому что нет частот. В 3G тоже - лицензии нет ни у кого, кроме компании «ТриМоб». К тому же есть проблемы с Крымом. Когда я был СЕО «Киевстара», честно говорил своим акционерам, что, несмотря на то что у них были сложности в России из-за политического давления и им нужно было идти в Крым, я - украинец, родился здесь, моя семья живет здесь, и я никогда не продам крымский филиал русским. Это то, чего не может быть никогда.

- Может, потому в компанию и пришел Петр Чернышов?

- Я не хочу ничего говорить по этому поводу. Ситуация достаточно банальная: если возникнет угроза национальной безопасности и правоохранительные органы захотят разобраться, кто кому Рабинович, начиная с того, кто как работал или работает в Крыму, у кого какие корни, кто за что отвечает, кто с кем сотрудничает, то они это сделают.

и ещё раз:

....Это не новость, хороших людей на рынке найти сложно. Можно пригласить иностранцев, но это будет другой менталитет. Проще переманить у кого-то и дать ему больше зарплату. Вполне возможно, что люди могут набираться под совершенно другой проект - под нового национального оператора. Он напрашивается...

И в МТС, и в Киевстаре интервью вызвало оторопь. В том числе и потому, что для самих компаний не было секретом отсутствие каких-либо особых проблем с частотным ресурсом. Полмесяца спустя этот факт был озвучен уже вполне официально, на встрече руководства страны, посвящённой подготовке к тендеру. Практически весь частотный ресурс в Украине давным-давно свободен от спецпользователей за исключением относительно небольших зон в районе расположения РЛС. Что касается тезиса про целесообразность создания национального оператора то он выглядел просто странно. Помню, что и сам был весьма удивлен прочитанным. Теперь же интервью выглядит вполне уместно как элемент прощупывания почвы и подготовки общественного мнения.

Вторым косвенным доказательством для меня являются целенаправленные усилия неких сил в части подготовки общественного мнения к национализации российских телекоммуникационных компаний. Начиная с конца лета мне на глаза регулярно попадаются материалы, типичный образец которых можно посмотреть здесь.

Эксперты уже имеют списки компаний, против которых необходимо ввести санкции. «Возьмем для примера рынок телекоммуникаций. МТС - сеть, которой руководят непосредственно из Москвы. Ею пользуется около 23 миллионов наших соотечественников. А ведь она принимала участие в аннексии Крыма, ведь на момент осуществления так называемого референдума ее руководство отключило всех военных и пограничников Украины. То же самое она делает сегодня на востоке Украины. Данные активы нужно просто конфисковать», - объясняет эксперт в отрасли мировой торговли и финансов, экс-заместитель министра финансов, а в настоящее время председатель совета «Украинского кредитно-банковского союза» Борис СОБОЛЕВ.

Борис Соболев объясняет, что замораживание активов - это своего рода национализация. Ведь от таких компаний прибыль будет получать правительство. «Правительство ищет копейки, чтобы заплатить людям, а здесь - миллиарды под ногами, просто в Киеве. Все западные страны, применяющие санкции против террористов, получают в распоряжение своего правительства все их активы - а это миллиарды», - подытоживает он.

Кстати, кто-то в курсе, кто этот Соболев?

Третьим аргументом в пользу теории заговора стал целенаправленный "наезд" Кабинета Министров на МТС-Украина с перспективой расширения круга терпил и на Киевстар. По ходу действа лично Яценюком озвучены более чем суровые обвинения.

Наконец, в-четвёртых, патриотически настроенные рейдеры из группы Приват уже не стесняясь и в подробностях обсуждают то, как они будут отбирать "российские" бизнесы. В качестве примера приведу интервью Геннадия Корбана. Занятное чтиво, не удержусь от пространной цитаты:

В Украине ожидается очередная волна передела собственности?

Могу это гарантировать на 100%. Могу даже сказать - на 200%. 100% оставляю для местных, 100% - для российских.

У Вас есть какая-то заинтересованность в собственности вышеперечисленных олигархов?

Многие люди, когда нервничают, едят. А я когда сильно нервничаю - наоборот, не ем. И у меня сейчас нет аппетита. В данный момент времени, по крайней мере, может в будущем что-то поменяется. Поэтому я не думаю о той собственности, которая меня может заинтересовать.

Переделы, думаю, будут после того, как ситуация успокоится. Часть украинских олигархов может потерять какую-то собственность, российские вложения, убежден, должны быть национализированы. Считаю, что у российских компаний мы должны отнять все за тот ущерб и кошмар, который принесла эта страна в Украину. Они должны заплатить контрибуцию.

Кто конкретно из украинских олигархов может потерять свое имущество?

Это уже будет персонализация, это не совсем корректно. Не знаю. Кого могу назвать точно - это Янукович и его сыновья. А также пшенки, курченки, арбузовы и Ко. Тут вообще сомнений нет. Тут надо, как говориться, под ноль.

То, что касается всех остальных, - нужно более детально разбираться. Могу сказать одно: приватизация, которая проводилась с 2010 года, не носила конкурентный характер, поэтому те, кто в ней участвовали, должны об этом задуматься. Я так бы сказал. А вот, кто участвовал - можете узнать в Фонде Госимущества.

Ещё раньше Борис Филатов озвучивал подробности этой идеи. Предполагается, в частности, передать отобранное имущество в управление правильным украинским бизнесменам в целях социального обеспечения ветеранов АТО и семей погибших героев. По форме это будет траст, специальный фонд или государственная компания. Не могу удержаться от замечания, что таланты приватовцев в деле управления государственной собственностью хорошо известны на примере "Укрнафты".

И в качестве изюминки - проектом создания "национального оператора" занялся Георгий Борисович. Тоже патриот!

Предварительные выводы

На месте операторов я бы обеспокоился - ситуация выглядит более чем серьёзно. В памяти всплывает конфликт между "русскими связистами" из Альфа-груп и не в меру флегматичными норвежцами. Тогда, напомню, движущей силой конфликта были не только деньги, но и уязвлённое достоинство Михаила Фридмана, которому потомки викингов как то уж очень грубо подарили гарбуза, отказавшись рассматривать обмен акциями и долгосрочный союз. После этого Фридман поклялся в узком кругу, что норвеги ещё пожалеют. И они таки пожалели, причём не один раз и продолжают периодически жалеть по сю пору. Все их попытки устранить возможность атак посредством юридически безупречных шагов - уход из-под российской юрисдикции, создание холдинга, привлечение новых партнёров, - оказываются бессильны перед традиционным русским хитроумием.

В нашем случае также имеет место сочетание личных амбиций Игоря Литовченко с крайней прагматичностью группы Приват, широко известной своими успехами на тучной ниве корпоративных конфликтов. В зоне наибольшего риска находится МТС-Украина в силу её принадлежности российскому юридическому лицу. Однако на месте Петра Чернышёва я бы не расслаблялся. Аппетит Игоря Коломойского и Геннадия Кобана - вещь подвижная и мало предсказуемая. Сегодня его нет, а завтра - огого! Бизнес мобильной связи крайне уязвим для целенаправленного "рогулирования", поэтому вовсе не обязательно именно национализировать. Не проблема создать ситуацию, при которой собственники будут рады отдать бизнес за копейки. При этом и Литовченко, и группа Приват обладают весьма значительным влиянием на украинское государство. Напомню, что Литовченко - единственный руководитель телеком-бизнеса, который не просто вхож в украинский истеблишмент, а является его видным представителем. Что такое группа Приват, полагаю, нет смысла напоминать. Их возможности намного превышают таковые для обоих операторов вместе взятых.

Могут ли компании что-то противопоставить хорошо организованной, подготовленной атаке?

Хороший вопрос...

киевстар, рыночная среда, корпоративные конфликты, мобильная связь, МТС

Previous post Next post
Up