По приглашению вице-президента
Ассоциации правообладателей и поставщиков контента Натальи Клитной выступил на конференции «Нове регулювання ринку програмних послуг: крок назустріч глядачам і прагнення до Європи». Аудиозапись выступления доступна по
этой ссылке, первые 4 с половиной минуты, пока заканчивает говорить предыдущий докладчик, можно пропустить. Тезисы, точнее, наброски доклада привожу ниже, но они довольно сильно отличаются от выступления.
Конференцию почтили своим присутствием члены недавно избранного состава Нацсовета по ТВ и радиовещанию Олег Черныш и Григорий Шверк. Господин Черныш даже выступил с докладом на тему цифровизации. Было интересно понаблюдать за ними и послушать, как именно они комментируют те или иные вопросы. В двух словах они выглядели как более добрый и более суровый полицейские, причём по разным вопросам их роли менялись. Например, ситуацию вокруг Зеонбуда г-н Черныш комментирует более строгим голосом, как бы олицетворяя собою суровый и беспристрастный аспект нашей молодой Державы. Господин Шверк, напротив, усматривает в этой же ситуации множество нюансов, которые не позволяют ему делать каких-то уж очень однозначных выводов, но, напротив, понуждают быть взвешенным и т.д. и т.п. Проблема доступа/запрета российского контента, наоборот, делает г-на Шверка суровым и неумолимым, тогда как его коллега обнаруживает некоторые нюансы. В целом у меня осталось впечатление, что никаких резких телодвижений в адрес Зеонбуда и его хозяев Нацсовет, скорее всего, делать не будет. Простейший и ключевой, по сути, вопрос о фактических собственниках (бенефициарах) компании вызвал у обоих членов отраслевого регулятора слишком разных и неконкретных слов. В общем, не похоже, чтобы у них был настрой быстро и без проволочек закрыть эту позорную страницу. С другой стороны, эти решения принимаются совсем в других кабинетах.
Принимавшая участие в конференции народный депутат Елена Бондаренко троллила Григория Шверка вопросом дезинформации, которую льют не переставая "патриотичные" украинские каналы, а также откровенной лжи со стороны украинского государства в целом. Господин Шверк отбивался как мог, не всегда убедительно, как по мне. Впрочем, проблема стандартов и беспринципности ещё не раз всплывёт по ходу дела и попортит всем немало крови.
Значительную часть участников конференции составляли представители операторов из инустриальных регионов Востока и Центра страны. Вечером, во время ужина в их тостах и застольных разговорах сквозила тоска по временам единства страны и кое-как подавленный ужас от необходимости жить и работать в услових войны, буквально под дулами автоматов. Все стороны конфликта хотят, чтобы по "телику" показывали только правильные новости, только правильные каналы. Поэтому люди, обеспечивающие этот процесс, находятся под прессом с обеих сторон.
Тезисы доклада "Рынок и война: проблемы ведения бизнеса в экстремальных условиях"
Добрый день. Меня зовут Роман Химич. Я консультант участников рынка телекоммуникаций, меня привлекают для решения нестандартных задач, нерегулярных с точки зрения корпоративный жизни. Значительную долю задач составляет участие в разного рода конфликтах.
Я предлагаю посмотреть что у нас будет происходить, чего можно ожидать в ближайшее время. Вы вряд ли услышите какие-то откровения, всё это достаточно тривиальные вещи. Но я постараюсь их структурировать и подать в виде удобном для анализа и конструктивный критики.
Сразу оговорюсь: ни меня, ни моих клиентов, ни, полагаю, вас не интересует идеологическая выдержанность оценок, их соответствие линии партии и правительства, темникам и патриотическим клише.
Раздел №1 Общие замечания
Мы будем говорить о вопросах ведения бизнеса в особых, в чрезвычайных условиях. Страна оказалась в ситуации острого военно-политического кризиса. На ее территории уже несколько месяцев идут военные действия. Часть территории, людских и материальных ресурсов потеряны в результате аннексии Крыма, значительная часть страны оказалась в районе военных действий. Приходится говорить о вооруженном конфликте либо, пользуясь обиходным языком, о войне.
Краткая характеристика текущей ситуации
Имеет место острый военно-политический кризис, проявлением которого стала агрессия РФ и вооружённый конфликт на Востоке страны.
Термин "антитеррористическая операция" это не более чем эвфемизм. Фактически мы имеем полномасштабный вооруженный гражданский конфликт, основная роль в котором принадлежит внешним силам. Движущей силой на первом этапе являлось желание части истеблишмента удержать свои позиции путём раскачивания ситуации на Юго-Востоке. В дальнейшем на передний план вышли интересы руководства РФ, содержание которых лично для меня неясно, но, наиболее вероятно, предполагают довольно радикальное переформатирование украинской государственности.
Этот конфликт имеет высокие шансы охватить значительную часть территории страны.
Пока что я оцениваю перспективы урегулирования конфликта как невысокие. Невозможно завершить войну, о которой даже нельзя говорить. К несчастью мы наблюдаем, что термин "война" в официальной коммуникации государства табуирован. Идёт ли речь о противостоянии с Россией и агрессии российской стороны, идет ли речь о противостоянии между представителями разных взглядов среди граждан Украины, термин "война" де-юре искусственно выведен из употребления. Это означает, в частности, невозможность принимать адекватные управленческие решения.
Раздел №2 Вопросы ведения бизнеса в особых условиях
Проблема доступа к информации
Что такое война? Это ситуация крайней степени неопределенности. Для выживания и бизнеса, и физического выживания людей, оказавшихся в подобной ситуации, критически важно иметь доступ к информации. Оперативный неограниченный доступ к объективной и достаточной для принятия адекватных решений информации.
В современном обществе такими источниками информации традиционно является средства массовой информации, mass media. К сожалению, украинские масс-медиа, в первую очередь деловые, не справились с задачей обеспечить бизнес и общество в целом объективной и корректной информацией. Для меня корректность и объективность начинается с корректного словоупотребления.
С отказа от использования эмоционально окрашенных, идеологически обусловленных ярлыков и клише.
Критически важно знать, что происходит в уездном городе Н., кто его занял - местные или пришлые; ополченцы-добровольцы или военнослужащие другого государства. Это важно, потому что влияет на прогнозы дальнейшего развития ситуации и варианты с точки зрения бизнеса. Если у журналистов не получается дополнительно проверить или подтвердить из других источников информацию о таких подробностях, об этом необходимо прямо говорить.
К сожалению, вместо аккуратного, ответственного отношения СМИ к информации мы имеем бесконечную политинформацию с единственной целью "продать" обществу картинку, наиболее удобную властям исходя из всегда непрозрачных раскладов плюс "мобилизовать" его на действия, единственно уместные с точки зрения энтузиастов всех мастей.
Это огромная проблема.
Правовая неопределенность
Примером чего стала ситуация в Крыму, где юридические лица-резиденты Украины попали в патовую ситуацию.
С одной стороны, двойное подчинение структурных подразделений на оккупированных территориях.
С другой - категорические требования государства в "Законе о правовом режиме на оккупированных территориях" придерживаться именно его законов. При этом государство уже не имеет возможности обеспечивать выполнение своих обязательств перед бизнесом в первую очередь в части правоприменения.
Результат мы наблюдаем на примере операторов мобильной связи, которые оказались вовлечены в скользкие, скажем так, истории. Причина понятна - их акционерам приходится искать пути, чтобы уйти из Крыма с минимальными потерями. По итогам 3 квартала или возможно всего года мы увидим сумму убытков, связанных с этим решением. А убытку будут.
Даже если возникшие на их месте операторы с российской пропиской принадлежат тем же собственникам, для групп МТС и Вымпелком это чистый убыток.
В аналогичной ситуации оказалось Воля, которая пошла по пути передачи своих крымских сетей и абонентов российской компании. В аналогичная ситуация сейчас находится Укртелеком, который проводит перегистрацию крымского филиала уже по российскому законодательству. Обращает внимание, что есть разные сценарии выхода из подобных ситуаций с одной стороны и при этом нет никаких руководящих указаний со стороны государства с другой.
Только сейчас НКРСИ подала предложения освобождать юридические лица от ответственности. Национальному совету стоит довести до завершения, подготовить и подать всеобъемлющие предложения по особенностям ведения дел на оккупированных территориях. В первую очередь зафиксировать отказ от требований ввиду невозможности правоприменения.
Устойчивость инфраструктуры
Вопрос устойчивость инфраструктуры, на которую опирается вся индустрия распространения медиаконтента:
спутниковых
эфирных
кабельных (включая IP) каналов.
Острый кризис спроса
Резкое падение и спроса на фоне неопределённых ожиданий в части качества услуг со стороны абонентов. Тоже ситуация неопределенности: сколько сейчас люди готовы платить? Сколько не платить вообще? Что делать в ситуации, когда нет возможности собирать абонентскую плату, как это происходит в зоне военных действий? Никаких руководящих указаний, к сожалению, на этот счёт по-прежнему нет.
Уже сейчас потеряны порядка 5% в связи с Крымом. Дополнительное падение спроса неизбежно как за счет механического сокращения аудитории, так и за счёт разрушения уклада жизни минимум 14-15% населения на значительной, 8-9% части территории страны. Это если брать только Донецкую и Луганскую области. Плюс макроэкономика.
Два месяца назад Сергей Бойко оценивал потери по итогам года от 15 до 40%. В целом рискну предположить до 20% рынка программной услуги.
Раздел №3 Основные сюжеты
Передел собственности
Война это время имущественного передела, когда закон слаб как никогда.
По примеру телекома он неизбежен, но его формы пока не готов описать. Там патриотически настроенные бизнесмены в коалиции с представителями старой гвардии собираются устроить экспроприацию и передел. Закон о санкциях им в помощь. Что в ТВ сказать пока сложно. Но риск есть.
Деятельность Нацсовета
Выбран, теперь вопрос о степени его дееспособности. В чём то он дееспособен, в чём то нет.
Маркеры -
вопрос с Зеонбудом - собственники, кодировка;
вопрос с лицензиями на места в мультиплексе (региональном в частности, ситуация с каналом 112);
вопрос о кардшаринге и других формах пиратского распространения контента - единственный резерв амортизатор для легального законопослушного лояльного государству бизнеса.
Обращение к Нацсовету - сейчас определяется восприятие вас на весь последующий период. Если сольёте - отыграть будет невозможно.
Пример и параллели с НКРСИ - 3G и управление частотным ресурсом (подснежники). Сорвано.
Проблема российского контента
Проблема российского контента типа пыток запретить
В связи с военными действиями в полный рост встала проблема информационной безопасности.
Однако главная угроза не в том, что российские каналы транслируют заведомо искажённую картину происходящего, безудержно нагнетая и разжигая. Главный и совершенно реальный риск это возможность их использования для провокаций населения, когда сознательно устраивается паника.
Еще раз анализ вопроса
предложения в части распространение в части формирования на основе политики
Борьба за изменение правил игры
Рынок сокращается, надо спасать и помогать спасаться тем, кто ценне для государства и общества.
Значительная часть рынка традиционно работает в тени, "оптимизируя" обязательства и перед государством, и перед правообладателями, резидентами Украины в том числе.
Если говорить о пиратах, то старая проблема кардшаринга получила новое измерение. Основной их продукт это нелегальный доступ к сигналу российских спутниковых платформ, НТВ+ в первую очередь. Речь идёт о не менее чем миллионе подключений. И это огромных размеров дыра в системе информационной безопасности, де-факто неподконтрольная государству. Методы борьбы с кардшарингом известны и вполне доступны - блокирование служебного трафика на уровне провайдеров. Плюс оперативные мероприятия, разумеется. Техническая возможность доказана. Препятствием становится коллективный эгоизм Интернет-сообщества, для которого любые формы вмешательства государства это фу-фу-фу и ужас-ужас.
Второе направление борьбы за деньги абонентов это противостояние между широкой коалицией медиагрупп, правообладателей, части кабельных и спутниковых операторов с одной стороны и провайдерами сетей доступа в Интернет.
Не секрет, что одним из драйверов роста украинского рынка доступа в Интернет стала возможность кофмортного и по сути бесплатного доступа к огромным библиотекам контрафактного медиа-контента, ТВ-сериалов и фильмов в первую очередь. Обеспечивая несколько лет назад до 30%-40% всего трафика, эти сетевые ресурсы стали важнейшим элементом экосистемы украинского Интернет-бизнеса. Инвестируя 80-100-150 гривен в безлимитный Интернет ежемесячно, украинцы привыкли получать комфортный и бесплатный доступ к гигантским коллекциям высококачественного актуального продукта. На любой вкус, в неограниченном количестве и без каких-либо дополнительных расходов. В результате финансовое здоровье украинских провайдеров стало зависеть от возможности их абонентов не задумываться о легальности потребляемого контента.
Про кардшаринг я уже сказал.
Другая модель пиратства на телевизионном контенте представляет, по сути, симбиоз кардшаринга и IPTV. Интернет-провайдер ставит у себя приёмное оборудование разных провайдеров спутникового ТВ, покупает по одной карте доступ для каждого из них, а затем начинает ретранслировать полученный сигнал внутри своей собственной сети. Попросту говоря, использует продукт, прибретенный для личного потребления, для коммерческой деятельности. Как правило, такого рода контент предоставляется абонентам провайдера бесплатно. Популярные ТВ-каналы используются как дополнительный весомый бонус для привлечения и удержания абонентов.
Наконец, провайдеры обманывают правообладателей и телевещателей, занижая фактический размер абонентской базы. Поскольку оплата прав на трансляцию как правило привязана к задекларированному размеру абонбазы, а выяснить её размер сторонними средствам достаточно сложно, правообладателям приходится верить своим партнёрам на слово. Чем те и пользуются в меру своей наглости. При этом наиболее раскованные из них обходятся вовсе без отчислений, заявляя ретрансляцию чужого продукта как "тестовое вещание". Подобные "тесты" могут длиться много месяцев и даже лет.
Легальный бизнес с одной стороны, нелегалы - с другой. Провести черту, отделить агнцев от козлищ, установить границы разумного и достаточного - только Нацсовет. Иначе - в ручном режиме кулуарными деятелями.