Битва за время

Sep 29, 2013 22:08




Нехватка времени и порождаемый ей невроз - наверное, главные спутники современного человечества. Слова Бенджамина Франклина «время - деньги» теперь значат гораздо больше, чем тогда, в XVIII веке.

Если вспомнить попсовый голливудский фильм «Время», то там это отношение показано в самой грубой форме, что делает его, как ни странно, настоящим приговором современному капитализму. Несмотря на все достижения прогресса, человек так и не получил давно желанного свободного времени. Формально принадлежащие нам 8 часов в день съедаются практически без остатка транспортом, бытовыми обязанностями и навязанным потреблением.

Как показал опыт позднего СССР любые социалистические проекты, которые берут в качестве основного критерия успеха рост потребления, обречены на провал. А ведь простой и верный критерий лежит на поверхности - это время, которым человек располагает для самореализации и творческого труда. В этом плане наша первейшая задача - используя эту мерку, доказать полную историческую бесперспективность капитализма.

Современный неолиберальный вариант капитализма существует, в отличие от всех предыдущих его форм, в условиях потенциального
изобилия, для которого имеются все технологические условия.

Подсчитано, что при сегодняшних технологиях всё человечество может, работая 6, а то и 5 часов в день, полностью обеспечивать свои потребности. Основная проблема в том, что основой экономики любого классового общества является дефицит. Дефицит обуславливает возникновение излишков присваиваемых господствующим классом. Основой экономики становится искусственно создаваемый и поддерживаемый дефицит времени. Сердцем тайм-менеджмента эпохи позднего капитализма является потребление, так как именно манипуляции с ним позволяют создать такой цейтнот, какого человек никогда прежде не знал. Во‑первых, некогда протяжённый процесс потребления можно разделить на маленькие кванты: тут можно вспомнить супермаркеты, заполненные расфасованными на мелкие порции продуктами. Не менее важно сделать потребление максимально индивидуализированным - высокая степень невротизации современного человека, для которого любое коллективное действие является источником стресса. Наши далёкие предки, пившие вдесятером из одной братины, над нами бы только посмеялись.

На идеологическом уровне это закрепляется культивируемым подозрением к любому коллективизму и пропагандой радикального индивидуализма. Не следует также забывать, что товары и услуги, созданные современной экономикой, основанной на дешёвом труде, имеют очень короткий жизненный цикл. И если дешёвые китайские тряпки просто снашиваются и рвутся, то «айфоны» и прочие гаджеты подвержены планируемому устареванию. С помощью последнего капитал эксплуатирует невроз современного человека, для которого потребление является ритуалом самоутверждения, воспроизводимым с болезненной цикличностью.

Как ни прискорбно, в такую логику встраивается даже протестная активность, вернее её имитация: ведь для «хомячка» - в отличие от настоящего активиста - его оппозиционная деятельность является не более, чем формой самоудовлетворения.

Одно радует - как бы ни развратило современного человека общество потребления, рано или поздно ему надоедает этот бессмысленный бег в колесе.

И здесь разразившийся в 2008 году и не утихающий до сих пор кризис неолиберальной экономики оказывается очень кстати. Земля буквально уходит из-под ног, вынуждая даже самого ленивого вступить в битву со временем. И в этой битве мы просто обречены победить.

Иван Щеголев
Previous post
Up