Борьба с расхищением и разбазариванием колхозного хлеба в 1932-1933 гг.

Sep 19, 2022 00:42

У нас любят проклинать режим за борьбу с воровством в колхозах, как бы подразумевая, что разворуй колхозники все зерно - никакого бы голода не было. Между тем любому разумному человеку понятно, что это позиция дурака, сующего палец в розетку, или откровенного врага, который нашептывает подобные советы во враждебных же целях.

Возьмем телеграмму обкомам партии от 5 ноября 1932 г., в которой "М.М.Хатаевич и В.М.Молотов указывали, что по сообщениям органов ОГПУ, имеют факты расхищения и разбазаривания колхозного хлеба «при участии и под руководством» правлений колхозов и коммунистов. ЦК КП(б)У решительно потребовал «немедленных и решительных мер борьбы с этими явлениями с обязательным и быстрым проведением судебных репрессий и беспощадной расправы с преступными элементами в правлениях колхозов» на основе декрета от 7 августа 1932 г. с освещением этих фактов в печати. «Пассивность в этом деле обкомов и райкомов и не доведение до конца соответствующих репрессий... ЦК КП(б)У будет рассматривать как худший вид гнилого либерализма, нетерпимого в большевистской партии»."[РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 9. Д. 141. Л. 18. Ивницкий, Н. А. Голод 1932-1933 годов в СССР: Украина, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземная область, Западная Сибирь, Урал. 2009. С. 154-155]


Хатаевич, Мендель Маркович (1893 - 1937) - первый секретарь Средне-Волжского областного комитета ВКП(б) в 1928-1932 годах и Днепропетровского обкома КП(б)У в 1933-1937 годах.

Очевидно, что воровство колхозного хлеба (помимо нарушения нормального хода хлебозаготовок) в первую очередь посягает на установленный порядок его распределения между колхозниками по труду, поощряя не труженников, а воров и делая бессмысленным в итоге честный труд в колхозе. Ибо тогда вор, который не работал, но при поддержке или попустительстве председателя колхоза наворовал хлеб, будет сыт, он в голодный год выживет. А честный гражданин, который честно работал, в итоге получит крохи, которые разворовать не успели, или вообще ничего не получит. Когда такое допускает руководство колхоза в условиях голода - это преступление, близкое к терроризму. Ибо поведение руководства - сигнал остальным членам артели как нужно действовать. Фактически все это ведет к уничтожению стимулов к труду, а, значит, подрыву хозяйства, дискредитации колхозного строя в глазах масс. Подтверждение этих рассуждений мы видим в депрессивном письме Хатаевича, написанном в начале 1933 г. в ЦК ВКП(б):
«в облотделе ГПУ скопилось уже немало сообщений об отдельных фактах голодной смерти, опухания, отравления на почве употребления в пищу суррогатов. Я менее всего прихожу от этих фактов в расстройство. При наличии немалого количества разворованного хлеба у одних по области сейчас уже есть и будет его большая нехватка у других, которые меньше всего наворовали, или у которых сумели отобрать наворованное» [Голод-геноцид 1933 року в Украïиi: iсторико-полiтологичный аналiз соцiально-демографiчних та морально-психологiчних наслiдкiв. Киïв; Нью-Йорк, 2000. С. 267. Ивницкий, Н. А. Голод 1932-1933 годов в СССР: Украина, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземная область, Западная Сибирь, Урал. 2009. С. 203-204]
Т. е. вместо равномерного распределения хлеба между колхозниками, которое могло бы быть в случае, если бы твердое руководство следило за правильным распределением хлеба, мы имеем ситуацию, когда одни имеют больше, чем нужно для пропитания, а другие - не имеют ничего и обречены на голодную смерть.

массовый голод

Previous post Next post
Up