Так получается, что в жизни нас раздражают или расстраивают многие вещи. По существу, совершенно любая вещь на свете способна запустить цепную реакцию негативных эмоций.
Причина этих эмоций не во внешних обстоятельствах, как принято думать. Мы часто говорим: "он меня злит", или "это меня расстраивает", - но все это буферы. Нет никакого внешнего "это", которое было бы причиной нашей негативности. Обвинять что-то вне нас за то, что нам плохо, это почти то же самое, что обвинять мороз на улице за то, что нам холодно или дождь за то, что нам мокро. Это не дождь, а наша машина производит негативные 'я', и это наша ответственность, если мы хотим это изменить.
Настоящая причина состоит в потребности машины оставаться во сне. Негативные эмоции - вернейший способ удерживать ее в этом состоянии: они лишают нас энергии, создают, защищают и цементируют наше чувство правоты и добавляют к нему ощущение безусловной реальности жизни. Примерно как: «я реагирую негативно - значит мир существует, и я в нем существую».
Социальная обусловленность - другая причина негативности. Вспомните обычную картину начальника, орущего на подчиненного или сержанта, орущего на новобранца. Это один из способов устанавливать социальную иерархию или привлекать к себе внимание.
В обычной жизни умение активно выражать негативность ценится и может считаться признаком силы и правоты.
Мы упакованы в негативность со всех сторон. Человек в негативном состоянии - это танк, бетонный бункер, гранитная скала, в том смысле, что его восприимчивость к другим энергиям почти равна нулю. И возможности для внутреннего развития - соответственно.
С началом работы над собой возникает потребность эту ситуацию изменить.
Зачем?
Во-первых, чтобы сберечь энергетические ресурсы. Негативность потребляет почти весь запас энергии в машине и блокирует доступ к потенциальным внешним источникам.
Во-вторых, чтобы начать брать на себя ответственность за чувства, которые испытываешь. До тех пор, пока эта ответственность перенесена вовне, внутренняя работа не может начаться.
Но прежде, чем что-либо будет возможно сделать, необходимо научиться НАБЛЮДАТЬ собственные эмоции, чтобы разобраться, что вообще с нами происходит?
Полностью перестать испытывать негативные эмоции невозможно.
Для этого был бы нужен очень быстрый уровень работы сознания, нечеловеческий, просто энергетически недоступный для человека. Сознание для этого должно работать быстрее эмоционального центра и должно быть способно не допускать появления определенных эмоций или выбирать, какие эмоции испытывать, а какие нет. Это все равно, что брать из воздуха летящую в тебя пулю и решать, позволить ей попасть в тебя или не позволить. Или, еще дальше - отправиться к источнику, к "пулемету" и сделать так, чтобы вылетающие из него пули превращались в цветы и бабочек.
Этот уровень сознания недоступен для обычного человека. Он доступен просветленным сущностям, святым, и то, думаю, не всегда.
Наши возможности работы с негативностью скромны, но даже если такую работу удается просто начать - это уже огромный шаг.
Негативность "взрывная" и "ползучая"
Разные типы людей испытывают разные негативные эмоции.
Для одних, например, особенно характерен гнев и раздражение, для других - самосожаление и депрессивные состояния.
Есть такие типы чловеческой машины, которые, кажется, вообще не выражают негативность в традиционном смысле. Тихие, приветливые, всегда улыбаются… Знакомая картина?
Также есть состояния, о которых внешне не скажешь, что человек негативен. Как описывают это в романах: "Он был внешне спокоен, хотя внутри у него все кипело". «Кипение внутри» - это та же самая негативность, нашедшая себе работу на дому.
Есть состояния, которые вспыхивают и проходят быстро, как взрыв, и есть такие, которые длятся днями, месяцами, даже годами, как хроническая болезнь.
Бывают периоды, когда негативность становится особенно заметна, как в себе, так и в других. Полнолуние - один из таких циклических периодов.
Нетативность, направленная вовне и негативность, направленная внутрь
Представьте себе гнев, направленный наружу, и гнев, удержанный внутри. Это один и тот же гнев, просто с разным объектом приложения.
Или самосожаление, выражающееся в постоянных жалобах, и то же самосожаление, запертое внутри и превратившееся в постоянное депрессивное состояние.
Разрушительные энергии и в интровертном и в экстравертном варианте продолжают работать, их суть не меняется от того, в микрокосм или в макрокосм они обращены.
Особый род негативности - это осуждение самого себя. Это такая же, если не еще более ядовитая вещь. Режим локального самоуничтожения. Двойной бункер. То есть мало того, что я сделал что-то, отчего мне плохо - внутри этой тюрьмы я создам себе специальную камеру пыток, где я буду мучить себя специально за то, что сделал себе плохо. Какой еще дополнительный тюремщик нужен для такой самоподдерживающейся пыточной системы?!
Техника невыражения негативности
Теперь о том, что можно делать со всем этим «эмоциональным богатством».
То, о чем пойдет речь дальше, имеет смысл, ТОЛЬКО если человек решил работать над своим сознанием. Во всех остальных случаях лучше подойдет психотерапия или разного рода психологические тренинги. Они действуют быстро и эффективно, как обезболивающее. Но не убирают причину боли.
Негативная энергия должна быть увидена и по возможности трансформирована.
Объем энергии, сжигаемой в негативных эмоциях, огромен. Если эта утечка может быть остановлена или существенно ограничена, мы получаем очень ценный ресурс, столь необходимый нам для работы. Любое количество считается.
Но процесс это длительный.
Поначалу удается наблюдать только последствия. И это очень ценные наблюдения, поскольку позволяют убедиться, насколько быстро эмоции на самом деле работают. В большинстве случаев оказывается, что даже наблюдать их - некому. Эмоция сметает весь эмоциональный центр вместе с интеллектуальным. Как после атомного взрыва, от человека остается только тень на стене. Ко всему прочему, наблюдать это еще и очень неприятно, потому что твое собственное сознание с фактами в руках доказывает тебе, что ты не контролируешь собственную машину.
Постепенно накапливается база данных о работе эмоционального центра и о последствиях этой работы. Эта база данных постоянно уточняется. На этом этапе появляются первые зачатки отстраненного взгляда на эмоциональный центр, и начинает расшатываться наша свинцовая серьезность отношения к собственным переживанием.
Потом начинается то, что я бы назвал «охотой» на эмоции: изучение их повадок, и троп, по которым они обычно ходят.
Что-то зашелестело, по телу прошла щекотка, сжались кулаки, напрягся живот, задрожала губа - бабах! - человек заорал или заплакал. В других это наблюдать легче, чем в себе. Но в себе намного важнее. И интереснее.
Одновременно с этим настает время для работы над НЕВЫРАЖЕНИЕМ простых эмоций. Например, кто-то не по делу выступил по твоему адресу, ты захотел ответить - опомнился - сдержался - пронаблюдал, что происходит в эмоциональном центре. А происходить будет много чего.
Так копится ценнейшая база наблюдений и навыков по работе с эмоциональным центром. Каждое новое наблюдение приходит обогащенным и уточненным опытом предыдущих случаев. Это дело не на один год. Может быть, не на одну жизнь.
Одновременно с этим постепенно - ОЧЕНЬ постепенно - начинают происходить попытки трансформации освободившейся энергии.
Во что?
В энергии высших уровней. В то, чем светятся глаза святых и просветленных существ - в божественное Присутствие, в Любовь.
Об этом я не буду распространяться, это не наш уровень. Он вне слов, и когда (если) он приходит, он сам о себе заботится.
Другая Система. Оглавление