Профессия Библиотекарь. Мой взгляд

Jan 21, 2016 08:02



Когда тебя спрашивают, чем занимается библиотекарь, что обычно приходит на ум? Еще несколько лет тому назад я бы ответил: книги, множество книг в бесконечных рядах стеллажей, пыль, неспешные беседы на кафедре, где выдают литературу, и еще долгое и часто бессмысленное копание в каких-то ящиках каталога в поисках нужной карточки. Теперь я могу описать эту профессию несколько иначе, хотя книги, беседы у кафедры, пыльные стеллажи и блуждание в каталогах по-прежнему остаются.

Я понял, что библиотекарь - это человек любознательный, живо интересующийся всем окружающим миром. То есть, по сути, библиотекарь - тот же филолог, если взять только дословный перевод этой профессии (с греческого "филиа" - "любовь" и "логос" - "знания", "слово"). Библиотекарь интересуется всяким знанием, вне зависимости от той или иной отраслевой принадлежности. Всё ему кажется удивительным и нужным! Именно поэтому Поль Отле - этот великий бельгийский ученый, которого называют "пионером информатики" и который причастен к созданию "Лиги наций" (предшественницы ООН) - говорил, что "библиотекарь должен быть энциклопедистом", "он должен обладать обширными познаниями в истории.., в географии.., в естественных науках.., в литературе и искусстве...". Обширность необходимых библиотекарю познаний диктуется, на мой взгляд, вечным тайным стремлением человека к всезнанию... Человек всегда хотел охватить своим разумом все мыслимые науки, объять и удержать в голове все знания, накопленные человечеством - вот предел мечтаний библиотекаря и его идеал.

И библиотекари уже достигли определенных успехов на этом пути. Взять, например, созданные ими классификации знаний - "Универсальную десятичную классификацию", созданную в начале ХХ века все тем же Полем Отле, или "Библиотечно-библиографическую классификацию" (сокращенно - ББК), созданную во второй половине ХХ века у нас в стране. В этих классификациях делается попытка определить место каждого рода знаний, каждой науки, каждой дисциплины! В простом ряду натуральных чисел от 1 до 9-ти уместилось всё, что только придумало человечество за всю историю своего развития! Это похоже на чудо, разве нет? Вы помните Шерлока Холмса из популярного британского сериала, помните его противника из 3-ей серии 3-го сезона? Того самого, которого звали Чарльз Огустус Магнусен и который поразительно эффективно пользовался так называемыми "Чертогами разума". Помните, как они выглядели? Каким образом он организовывал огромную массу своих знаний в удобную для использования систему? Правильно! Он использовал доисторический, но до сих пор действенный способ библиотечной  каталогизации, он создал в своем сознании библиотеку! Разве это не признание высокой значимости библиотек и библиотекаря даже и в современном мире? Собственные Чертоги Разума - вот, что ждет каждого добросовестного библиотекаря, если только пожелает создать их!

Библиотекарь учится экономно, изящно и эффективно работать с информацией. Библиотекарь бесконечно совершенствует свое умение читать, и его чтение с каждым годом становится все более насыщенным, информативным и глубоким. Библиотекарь является ближайшим другом всякого ученого. Выдающийся ученый - филолог, культуролог и искусствовед - академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что "нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь - сам ученый. Но только он работает не над одной своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим". Высокая оценка библиотекаря таким выдающимся ученым дорогого стоит! И, действительно, научное исследование невозможно себе представить, например, без списка литературы. С известными оговорками можно даже сказать, что научное исследование начинается со списка литературы и заканчивается им же. Одна моя преподавательница - доктор филологических наук Наталья Александровна Петрова говорила мне, что чтение любой работы она начинает именно со списка использованной литературы, из которого ей все становится понятно. Библиография, умение найти и правильно оформить нужную книгу - бесценное для всякого интеллектуала и, естественно, для каждого ученого умение. Универсальное умение, как справедливо подсказывает наша Библиотечно-Библиографическая Классификация!

Вообще набор знаний, умений и навыков библиотекаря окрыляет для интеллектуального творческого полета! Списки литературы, умение читать быстро и эффективно, умение сжимать и развертывать информацию, и т.д. - всё это крайне важный набор знаний, умений и навыков в нашем мире. Вдвойне более важный, учитывая, что сегодня в нашем государстве происходит строительство так называемого "Информационного общества". Главной характеристикой этого общества является то, что информация становится важнейшим средством производства и - одновременно - одним из основных ресурсов. К построению такого общества ведет запущенный еще в ХХ веке глобальный культурный и мироустроительный проект "Постмодерн", который, по моему мнению, является детищем Библиотеки. Я убежден, что именно Библиотеки породили Постмодерн. Так вот, Информационное общество таит в себе множество угроз. Оно равно справедливо носит черты коммунистической идиллии и фашистского ада. Капитализация информационных процессов, - с одной стороны, - и одновременное стремление сделать информацию доступной, всеобщей, - с другой, - входят в противоречие, и Библиотеки должны будут участвовать в разрешении этого противоречия, им неизбежно придется им заниматься. И от решения этой проблемы будет зависеть как судьба грядущего Информационного общества, или иначе Общества Знания, так и самих библиотек. Если библиотеки сумеют дать достойный ответ на существующие вызовы, то в будущем мире они займут одно из центральных мест, и оно - это новое, грядущее место - будет более престижным, более достойным, нежели то, которое библиотеки занимают сегодня. И если сейчас библиотекарь еще не может похвастаться высокой зарплатой, если сейчас оплата его труда весьма скромна, то в будущем эта ситуация может кардинально измениться! Как говорится, всё в наших руках!

А еще я понял, что Библиотекарь - это очень демократичная, очень лояльная к личности профессия. Это профессия, где каждый сможет найти себе любимое занятие, каждый сможет найти для себя комфортный участок работы. Каким бы ты ни был - молодым или человеком в возрасте, общительным или, наоборот, молчаливым, активным, энергичным или неторопливым и меланхоличным, - каждый сможет найти себя в стенах библиотеки. Если ты с легкостью общаешься с людьми, то можешь выбрать отдел выдачи литературы, или вести библиотечные клубы. Если ты молчалив, то сможешь приносить пользу в тишине библиотечных фондов отдела хранения... Библиотекарь - это очень гуманная, очень гибкая профессия, учитывающая индивидуальные особенности личности.

И, конечно, работа Библиотекаря - это еще и бесконечные горизонты творчества! Мало того, что существует множество областей библиотечного знания, которые еще не исследованы, так при этом постоянно появляются все новые области, где библиотекарь может со временем применить себя. Никто еще не может предельно точно представить, каким оно будет - то самое Информационное общество. При этом все большее место в нашей жизни занимает Интернет... Библиотекари размышляют, каким образом они смогут применить себя в этом новом пространстве. Библиотеки, профессия библиотекаря и библиотечное образование находятся в самом разгаре процесса переформатирования, библиотеки неуклонно меняются. А это значит, что у каждого есть шанс сказать нечто по-настоящему новое! Не следовать давным-давно и раз-и-навсегда прописанным инструкциям, а придумать что-то свое, что-то новое! Библиотеки как никогда остро нуждаются в мощном обновляющем потоке инноваций! И - как знать - быть может одним из этих новаторов можешь оказаться именно ты!

Кем бы ты ни хотел стать, тебе всегда найдется место в библиотеке. Если ты еще не знаешь, кем хочешь стать, то лучшего места нельзя и придумать! Просто задумайся на секундочку! Зачем стремиться попасть на "популярные" факультеты, основываясь только на жажде высокого заработка?! Зачем? Чтобы потом всю жизнь быть несчастным  человеком с большим количеством денег? Не лучше ли найти себя, свой путь и, пройдя по нему с любовью и усердием, добиться - и счастья самореализации, и общественного признания, и, наконец, все тех же пресловутых денежных средств? И даже если библиотечная работа не окажется вдруг твоим призванием, то тем легче ты сможешь затем получить новое образование по любимой специальности!

Поэтому мне представляется наилучшим вариантом - получить библиотечное образование в качестве среднего специального, то есть сразу после школы. Например, в Пермском Краевом Колледже Искусств и Культуры. Во-первых, никакой лишней головной боли с поступлением - зачисление проходит по конкурсу аттестатов. Во-вторых, есть бесплатное общежитие. Наконец, в-третьих, получив среднее специальное библиотечное образование, ты получишь достаточный кругозор для самоопределения и возможность работать. При этом у тебя остается простор для выбора приглянувшегося высшего образования! Кругозор и открытое в дальнейшем высшее образование - на мой взгляд, лучший аргумент в пользу среднего специального библиотечного образования. 
Previous post Next post
Up