Подражая всем кому не попадя...
Браслет и платок.
- Эй, послушайте! постойте! погодите! ну постойте же!! Эй!
Человек выглядел запыхавшимся и очень куда-то торопящимся.
- Послушайте, вы не знаете? - он быстро огляделся по сторонам, - понимаете мне нужно.. ну... в общем, мне необходимы, то есть необходимо... вот черт, как же это? мне требуется... Вы не знаете где тут? эх!
Человек беспрестанно оглядывался по сторонам, словно что-то искал и никак не мог сформировать свою мысль.
- Ах черт! Понимаете, мне необходимы монеты, то есть деньги, да, деньги. Вот. и для этого мне нужна лавка, где принимают металл, как же это? аа, золото. Да, золото. Это называется... вот пропасть! ах да, ломбард!! Вы не подскажете, где здесь ломбард? - наконец внятно и четко выговорил человек.
- Я признаться не знаю, - ответил я. Мне было крайне жаль разочаровывать его, однако, он как будто не понял, что я сказал, и продолжал смотреть на меня с надеждой, - хотя давайте попробуем поискать вместе, - предложил я.
Я тоже стал оглядываться по сторонам в поисках соответствующей вывески. Мне показалось, что незнакомцу будет приятно, если я буду говорить, и я стал рассуждать вслух.
- Знаете, в подземке я неоднократно слышал звуковое объявление, в котором говорилось, что где-то как раз тут поблизости есть ломбард, однако, я совершенно не помню адрес, - я продолжал внимательно всматриваться в многочисленные вывески, окружающие нас со всех сторон.
- Вон там что-то похожее, - заметил я желтую вывеску, - пойдемте посмотрим.
Как-то незаметно я взял его на поруки и испытал не осознаваемое желание помочь ему. Вместе мы отправились к вывеске, это был действительно ломбард. Я замялся на входе, заходить с ним вместе мне показалось нетактичным, хотя мне этого почему-то очень хотелось. Я остановился и сказал:
- Ну вот, это и есть ломбард.
- А как? ну в том смысле что... эх! как же мне? послушайте! я хотел еще спросить. Понимаете, я прежде, никогда, ну в общем..., - он снова сбился. Я не вмешивался. - Ах! я, знаете ли, не был вот так раньше... не был… и мне надо понять, что?.. Что нужно делать? - снова как-то особо четко и ясно проговорил он в конце.
- Зайдете, покажете свою вещь человеку за стойкой и спросите "сколько вы за это дадите?", он возьмет у вас вещь, осмотрит ее, проверит, взвесит и назовет вам цену, если цена вас устроит, вы скажите "я согласен", он возьмет вещь себе, выдаст вам деньги и расписку, и таким образом, всё будет окончено. Через необходимое вам время вы сможете вернуть себе свою вещь, заплатив нужную цену, с учетом процентов.
- Ооо, - протянул человек и вошел в ломбард.
Я остался его ждать, не отдавая себе отчета зачем, я стоял и не уходил.
Он вернулся через пять минут, глаза его потухли, но на лице была неподвижная улыбка. Я встретил его молча, он посмотрел на меня, но во взгляде его не было ни приветствия, ни благодарности, он смотрел на меня совершенно чистыми глазами, как на недавнего знакомого, который ему ничего не должен и которому он ничего не должен.
- Вы знаете, - совершенно четко проговорил он, - чудесные люди!
Его речь приобрела мягкость и плавность, как будто ломбард исцелил его косноязычие.
- Чудесные люди, - повторил он и продолжал улыбаться, - они с удовольствием взяли у меня тот браслет, что был у меня, и дали мне за это деньги. Чудесные люди! - улыбка не сходила с его уст.
Мы вместе двинулись на восток, я хотел спросить его, не нужна ли ему еще моя помощь, но не решался, это казалось верхом бестактности. Меж тем он продолжал говорить.
- Я нашел браслет в своем шкафу. В кармане плаща. Я полез в карман плаща, я искал платок и нашел в нем браслет. Я не клал туда браслет, поэтому я решил, что мне нужно заложить его, а на вырученные деньги купить платок, потому что в кармане плаща я платок не нашел, а он был мне нужен. И вот я взял это браслет, он был холодный, гладкий и легкий. Я положил его в карман штанов и пошел в ломбард, а там чудесные люди дали мне за него деньги и теперь я могу приобрести себе платок, который мне так нужен. Чудесные люди! - не унимался незнакомец.
Внезапно, он остановил женщину и спросил у нее очень вежливо.
- Мадам, простите за беспокойство и мой вопрос, подскажите, если вас не затруднит, в какой лавке поблизости я мог бы купить мужской носовой платок, совершенно белый из качественного хлопка и приятный на ощупь.
- Галантерея, - деловито указала женщина на вход, перед которым мы стояли, и ушла.
Человек вошел в лавку, совершенно забыв о женщине после ее ответа. Я вновь остался на пороге, мне ничего не было нужно в галантерейной лавке.
Он вернулся через 10 минут. Выражение его лица не изменилось, неподвижная улыбка, потухший взгляд, одновременно полный расположения и равнодушия.
- Я купил себе замечательный платок, - сказал он, - замечательный! Вы знаете, с самого утра мне был крайне необходим носовой платок, я помнил, что у меня был платок в кармане плаща, но оказалось, что в кармане браслет, - я вам об этом уже рассказывал, - так вот, был браслет, и не было платка. А сейчас браслета нет, а платок есть, наконец-то! Платок просто замечательный! Мне он был очень нужен, и теперь он у меня есть. Прекрасно!
Мы снова шли рядом в том же направлении, он продолжал говорить о платке, плаще, браслете, кармане и снова о платке. Я молчал.
Я увидел скамейку, выкрашенную в красный, она как будто что-то мне напомнила, и вдруг я спросил:
- А зачем вам был нужен платок? - слова сами сорвались с языка! такой бестактный вопрос! но я продолжал смотреть на незнакомца прямо и непоколебимо, ни капли не постеснявшись своего вопроса.
Он остановился, улыбка медленно сошла с его лица, но он не погрустнел, глаза загорелись лихорадочным блеском, он смотрел на меня всё также прямо и искренне, только теперь без улыбки, но с огнем в глазах.
Человек достал из кармана платок, посмотрел на него, словно не понимая, и медленно приложил к носу. Поднял на меня глаза, покивал головой, как будто показывая: "вот для этого мне был нужен платок", я продолжал смотреть на него неподвижно. Затем он убрал платок от носа, и мы оба увидели на нем каплю крови. Человек снова посмотрел на меня, как бы убеждаясь, понял ли я? Я не шевелился, смотрел прямо и непоколебимо. Тогда человек снова поднес платок к носу, убрал, крови стало больше. Кровь была только на платке, под носом крови не было. Он снова приложил платок к носу и чуть заметно кивал, всем своим видом показывая, как был глуп мой вопрос и платок ему для того чтобы держать под носом.
Он собирал в платок кровь, которая не прекращала лить, а я смотрел и молчал.
Незнакомец опустился на скамейку, продолжая держать платок у носа. Кровь не останавливалась. Я ждал, чем это кончится. Он молчал, только изредка бросал на меня взгляд, который говорил: "вот для этого мне был нужен платок", и больше ничего его взгляд и поза не выражали.
Через час он умер от потери крови. А я ушел на запад.