В прошлые выходные решили с мужем себя побаловать и сходили на моноспектакль Александра Филиппенко "Смех предков". Как всегда блистательно им читались рассказы Зощенко, Платонова и Довлатова.
Но, кроме них, были и басни Николая Эрдмана, драматурга, поэта, киносценариста. Он был одним из авторов сценария "Веселых ребят". Хотя, не знаю как сейчас, было время, когда его фамилии нельзя было увидеть в числе других создателей этого фильма. И всему виной стали как раз-таки басни. Однажды В. Качалов на правительственном приеме, когда Сталин спросил, что в Москве интересного, стал читать басни Эрдмана. И они , прямо скажем, пришлись не по душе отцу народов. Эрдмана сослали, имя из титров убрали. С тех пор он басен больше не писал, но все равно оставил богатое наследие, как сценарист:
- художественные фильмы: «Шведская спичка», «Принц и нищий», «Актриса», «Огонь, вода… и медные трубы», «Морозко» и др.
- мультфильмы: «Лягушка-путешественница», «Приключения Мурзилки», «Снежная королева», «Кошкин дом», «Дюймовочка» и т.д.
Ну и , собственно, басни - литературная форма, актуальная , по-моему, во все времена.
Слон и моська
Все, все меняется: законы, нравы, стили…
Случилось так, что где-то как-то раз,
По улицам слона водили,
Возможно, что и напоказ.
Вдруг Моська, увидав слона,
Подобострастия полна,
Расшаркалась пред ним почтительно и мило.
Потом,
Виляя весело хвостом,
Всех растолкав,
Перед слоном
На задних лапах заходила.
«Имей же стыд, -
Ей Шавка говорит, -
Так мерзко унижать себя нельзя же,
Ведь слон тебя не замечает даже».
«Отстань, - ответствовала та, -
Не понимаешь ты, как видно, ни черта
Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей.
Я подхалимствую пред ним на всякий случай.
Плодов, что нам приносит лесть,
Нельзя заранее учесть,
Но это важный двигатель карьеры…»
Да, больше в наши времена
Не лает Моська на слона.
Совсем теперь не те у ней манеры.
20-е годы.
Верблюд и игольное ушко
Один верблюд пролез в игольное ушко,
А это очень нелегко…
И чтоб отметить это чудо,
Все стали чествовать верблюда:
Он - сверхверблюд!
Громадный труд!
Какая нужная работа!
Вдруг замечает где-то кто-то:
За этот труд хвала ему и честь,
Но вот что он туда пролез - понятно,
А вот пускай попробует пролезть обратно.
Верблюд рассвирепел как бес.
Полез обратно - и пролез!
И вот его все знают города,
Его снимают все, о нем уж пишут книжки.
А наш верблюд туда-сюда,
туда-сюда без передышки.
Натер себе бока и холку
И наконец сломал иголку.
Мораль: у нас неповторимая эпоха.
Но вот иголки делаем мы плохо.
Поэт
Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: «Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?»
Златые дни ответствовали так:
- Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!
Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.
Непреложный закон
Мы обновляем быт
И все его детали.
«Рояль был весь раскрыт
И струны в нем дрожали…»
- Чего дрожите вы? - спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.
- Нам нестерпим такой режим,
Вы бьете нас - и мы дрожим!..
Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
- Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.
Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.