«Мэтуон»: профсоюз - оружие отчаянных мужчин

Nov 17, 2022 09:59


Борьба трудового народа за свои права - дело всеобщее и всемирное. Как с этим обстояли дела в США - на передовой мирового капитализма - в фильме 1987 года "Мэтуон" (он же "Свидетель"). Это кино - учебник для начинающего профорга.





Кто сделал меня левым? Два человека, более 10 лет назад. Первым был наш генеральный директор, который воодушевлённо рассказывал, как при Гитлере безбилетников высаживали с поезда и расстреливали прямо у железнодорожной насыпи, и как это хорошо, и именно поэтому в Германии сейчас все платят за проезд. А вторым и главным - наш профком. Она получала зарплату от Роспрофжела, а премию - от генерального директора. И понятно, чью сторону она занимала в трудовых спорах. Помню, как профком со смехом зачитывала в центральном офисе письмо от кассиров Качканара, в котором они жаловались на разорванный рабочий день, падение доходов и ущемление их интересов. Доверенное лицо работников отпускала весёлые шуточки про то, что раз кассирам так не нравится их доля, пускай тогда топают работать на свой полумёртвый ГОК за ещё меньшие гроши.

Гораздо позднее я узнал, что профсоюзы бывают разные. Да, бюрократизированные махины, оставшиеся с советских времён, скорее становятся опорой работодателей. А висящие в их пыльных залах плакаты "Права не надо получать, их надо брать" - выглядят скорее как насмешка, ведь ничем реальным кроме организации мероприятий, "укрепляющих корпоративный дух и солидарность", и распределения путёвок в санатории и детские лагеря - они не занимаются. Но есть сейчас и те, что соответствуют по духу профсоюзам в их классическом понимании. И путь их реально опасный и тернистый. Потому что эффективный: объединения работников реально боятся. История Кирилла Украинцева - не исключение. Мы знаем о борьбе профсоюзов медицинских работников, учителей, рабочих заводов по всей стране (нашумела история из Миасса). Мне самому лично рассказывали, как громили профсоюз в Пермском филиале "Дом.ру". И всё же до сих пор мы не можем привыкнуть к мысли о том, что профсоюз - это и опасно, и сильно.



Кадр из х/ф «Мэтуон». Проверка прибывшего профорга

А вот в США профсоюз никогда не был лёгкой прогулкой. Они не заходили в тихую гавань социализма. И борьба остаётся борьбой уже более ста лет. А принципы её не меняются. Нашло своё отражение жёсткое противостояние рабочих и работодателей и в кино. Американский "Matewan" 1987 года показал, что называется, жесть как она есть. Ранее самое живописное киновоплощение такого противостояния я видел в шедевре Эйзенштейна "Стачка" 1924 года. Но то советское кино, там могли и сгустить краски. А вот к объективности критики капиталистического общества изнутри придраться сложнее. Конечно, "Matewan" (в нашей локализации "Свидетель") - не высокобюджетный Голливуд, где такие темы не очень жалуют. Независимый режиссёр, небольшая студия, скромный бюджет. Но реальные события, произошедшие 19 мая 1920 года в шахтёрском городке Мэтуон, Западная Виргиния, США, и послужившие основой фильма - своей яркостью и бескомпромиссностью сами по себе подавят любые лощёные голливудские блокбастеры.



Кадр из х/ф «Мэтуон»

Фоном для событий послужило массовое вступление шахтёров США в профсоюзы и обострение их конфликтов с компаниями-шахтовладельцами. Опытные профсоюзные работники тайно выезжали на места, налаживали контакты с неформальными лидерами рабочих и помогали организовать разрозненные и эмоционально накрученные силы пролетариев в неравном противоборстве. Ситуация не могла не полыхнуть. И одной из таких горячих точек стал вышеозначенный посёлок. В центре повествования находится приехавший туда бывалый профорг Джо Кэнахэн (Крис Купер). Персонаж вымышленный, собирательный, но куда важнее обескураживающая реальность, в которую он попадает в фильме.



Кадр из х/ф «Мэтуон»

Бесправные мигранты могут работать за меньшие деньги, поэтому владельцы шахт массово свозят их на замену местным шахтёрам. На особо непокорных находится управа в виде принудительного выселения с арендуемой площади. Работники снабжаются через сеть магазинов с завышенными ценами, принадлежащих тем же самым компаниям-работодателям, чтобы заплаченные за работу гроши сразу возвращались в оборот бизнеса. А порядок поддержит хорошо вооружённый подрядчик ЧОП - за умеренную плату, чтобы самим компаниям руки не марать, да и вопрос решить по-своему, без вмешательства властей. Это вообще США 1920-х или Россия 2020-х?



Кадр из х/ф «Мэтуон»



Шахтёры, пинкертоновцы и шериф Сид Хэтфилд. Кадр из х/ф «Мэтуон»

Работа профорга показана изнутри - с нервом и с эмоциональным напряжением. Не так просто завоевать доверие людей, терпящих столько лишений. Не так просто убедить их пойти на риск потерять работу и жильё, когда у них жёны и дети. Совсем не просто примирить местных шахтёров, мигрантов-итальянцев и чернокожих, для которых даже такая работа за гроши - уже лучше чем то, что было у них вчера. Примирить и объединить в единый фронт. Не просто выстроить организованное сопротивление наёмникам, готовым убивать. А ещё не просто удержать от глупостей людей, которых сам же и убедил в том, что им нечего терять, кроме своих оков. И не всё пройдёт гладко, не всё закончится хорошо. Жизнь - это не кино.



Кадр из х/ф «Мэтуон»

Лидер - это ответственно и сложно, лидер - это важно. Но нет смысла сидеть и ждать пассионария, который придёт и организует нас. Тем более нет смысла ждать, что всё образуется как-то без нашего участия, без наших потерь, без нашего риска. Как когда-то сказал Олег Комолов, "я пойду с вами, я даже пойду впереди вас, но я не пойду вместо вас". «Свидетель» - фильм об ошибках людей столетней давности. Надо осмыслить их, но не для того, чтобы не пытаться пройти их путь, а наоборот - чтобы пройти дальше. Соединяйтесь, пролетарии. Хозяева этого не любят. Они этого боятся. Проверено личным опытом.



Памятная табличка в городе Мэтуон

кино

Previous post
Up