цитирую

Feb 14, 2011 01:19

everlasting_cat :

Тетки и страдания

Изучала я тут давеча книжицу психолога Екатерины Михайловой «Веретено Василисы» (если кто из девочек не читал - рекомендую).

Так вот, интересная вещь: оказывается, в нашем обществе (и не только в нашем), чрезвычайно низкий уровень толерантности к фрустрации. Во как! :)

С одной стороны - все поголовно страдают, не так - так эдак. С другой - страдание у нас понимается как нечто неправильное, несправедливое, навязанное (кем - есть разные версии, большевики идут вне конкуренции). И, соответственно, есть места, где страдания нет. Здесь тоже есть варианты - от «России, которую мы потеряли» (где, как известно, были сплошные балы и самовары под липами) до благословенной заграницы, где ... ну, понятно. И как результат - бегут в эмиграцию, пьют водку, вешаются и мучают окружающих из-за мелочей: мытья посуды, школьных оценок, трений с домашними...

А интересно это вот почему. В природе количество страдания вряд ли сильно отличается от количества удовольствия. Негатив и позитив переживаются по ходу жизни, как зима сменяет лето. Ни одно животное не тащит на себе жизнь как тяжкий крест! Это сугубо человеческий (скорее, даже цивилизационный) феномен.

Неприятности бывают двух видов: препятствия и потери. Естественные реакции на них - соответственно, гнев и слезы.

Что у нас со слезами? Стоит трехлетнему ребеночку заплакать - мамаша в панике либо орет, либо уговаривает: «Перестань!», будто детские слезы - это апокалипсис и армагеддон в одном флаконе. А дочка-подросток? Не дай Бог, мамочка увидит покрасневшие глаза - тут же пристанет с ножом к горлу - «Почему плакала?» и непременно обесценит и обругает: «Нашла, из-за чего плакать! Вот поживешь с мое...»
С пацанами вообще швах, там все бесповоротно решается в раннем детстве.

А с гневом даже и разговора нет, он пресекается сурово и на корню сразу же после рождения.

Смотрим, что получается.
Например, тетку бросил возлюбленный. Ну, или еще какая потеря случилась. Надо бы упасть ничком и горько рыдать три дня, распустив волосы и разодрав на себе одежду. А потом встать, умыться и снова начать жить. Но кто ж так делает?
Вместо того, чтобы принять потерю, оплакать ее и закрыть вопрос, наша героиня, старательно сдерживая слезы, будет нагружать себя:
а. попыткой изменить прошлое ("а если б я это не сказала...")
б. попыткой изменить другого ("ну как он мог!...")
в. попыткой предугадать будущее ("как же я теперь?.."),
т.е. нагружать себя проблемами, не имеющими решения в принципе. И это в нагрузку к первоначальному горю, которое таким образом заталкивается внутрь. И вот все это не имеющее решения безобразие будет висеть на ней и сегодня, и завтра, и через год, и через два.
И так с каждой проблемой. С каждой.

Неудивительно, что после 20 лет такой жизни простое мытье посуды может стать той самой соломинкой, которая ломает спину.
Про мужчин и говорить нечего - для них жизнь тяжела настолько, что почти все они кончают жизнь самоубийством. Да, дорогие мои, лихая езда на машинах, водка, курение, травматизм, криминал, инфаркты - это су-и-цид.

----
Религии в этом отношении подсуетились славно (отдельные продвинутые, и уже поэтому маргинальные течения вроде даосизма - не в счет). Вот хорошее резюме такого подхода:
«Ни в радости не выходи из границ, выказывая ее оживлением и смешками, ни в печали не помрачай лица настолько, чтобы это было заметно, потому что сатана пускает свои помыслы, как стрелы, но не может понять, приняли ли мы их в свое сердце.»

Зачем? Затем, что проще управляться с человеком, который тащит на себе тяжкий груз. Покажи ему только: «Вот там, сынок, есть место, где нет страданий... Иди туда». И он пойдет.

ОТСЮДА: http://everlasting-cat.livejournal.com/97239.html

пЕар, воспитание, эМ/Жо, психология, дети и их родители, отношения, депрессняк, психосоматика, спиЖЖено

Previous post Next post
Up