продолжу
рассказывать о книжке "Ваш беспокойный подросток". Вот еще чем хочется поделиться:
Одним из этапов изменения обстановки в семье является принятие родителями ответственности за свою собственную жизнь. Не секрет, что зачастую родители сами загоняют себя в ловушку под названием "супер хороший родитель", навешивают на себя этот ярлык и пытаются соответствовать якобы присущим этой роли стереотипам. Считают, например, что они что-то должны ребенку (сопли вытирать, решать проблемы, которые создает ребенок, ущемлять себя в чем угодно, лишь бы дитятку было хорошо, и никто из окружающих не посмел бы их назвать плохой матерью или безответственным отцом), а на собственные нужды и потребности не обращают ровным счетом никакого внимания. Они игнорируют, не слышат, зачатую сами того не осознавая, свой внутренний голос, так называемого "сигнальщика".
Так вот авторы считают главной задачей таких людей научиться прислушиваться к себе, к своему внутреннему Я. Для этого они предлагают несколько упражнений, которые надо проделать последовательно, и отследить, какие чувства и эмоции они вызывают. Попутно учат пользоваться Я-высказываниями и совершать спонтанные действия.
Особенно интересным мне показалось упражнение на отслеживание собственных реакций, когда дела идут плохо. Скажем, происходит что-то негативное в вашей жизни. Стереотипное поведение предполагает, что на эту бяку вы отреагируете, например, головной болью - то есть ваш внутренний голос говорит вам "Мне плохо!", и вы... моментально начинаете искать виноватых в этом. Причем, ищите причину во внешнем мире и начинаете с ней активно бороться: кого-то обвинять, ругаться, сетовать на плохую погоду, на отвратительное поведение ребенка, на человека, который сказал вам гадость, на свою головную боль, да на что угодно, что вам кажется причиной, послужившей спусковым крючком для неприятного ощущения, которое вы испытали. И таким образом, ловушка захлопывается - в итоге вам становится еще хуже! А почему? А потому что вместо того, чтобы направить свою энергию на улучшение своего внутреннего состояния, человек переключается на нечто, совершенно не связанное с тем, чего он на самом деле хочет. Вместо того, чтобы позаботиться о своем страдающем Я, он ищет виноватых и борется с ними.
Авторы тут приводят отличную метафору:
Этот человек становится подобен капитану судна, налетевшего на подводный камень. И вместо того, чтобы позаботиться о тонущем корабле, заделывать пробоину, звать на помощь или еще как-то улучшать ситуацию, чтобы получить бОльшие шансы выжить, он начинает заламывать руки и страдать на тему, какой он отвратительный капитан и как это такое несчастье произошло именно с ним; или выяснять, на что же его корабль натолкнулся - на гранит, риф или вообще айсберг, как это препятствие тут оказалось и т.д. и т.п.
Короче, если в описании вы узнали себя-любимых, пора вырабатывать у себя новые привычки :)) Как это сделать - в книжке подробно и пошагово описано. Я вот с карандашиком уже книжку изучаю :)))