(no subject)

Nov 17, 2009 10:57

процитирую немножко из книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили".

Представьте себе, что у вас на работе произошла какая-то неприятность. По дороге домой вы встречаете друга. Вы до сих пор настолько расстроены, что начинаете рассказывать ему о случившемся.
Ваш друг пытается "помочь" вам восемью разными способами. Читая каждый ответ, настройтесь на немедленный спонтанный отклик и запишите его. (Нет правильных или неправильных реакций. Что бы вы ни чувствовали, это нормально для вас.)

1. Отрицание чувств : "Нет никакой причины так расстраиваться. Глупо испытывать подобные чувства. Ты, наверное, просто устал и делаешь из мухи слона. Не может быть все так плохо, как ты описываешь. Давай, улыбнись... Ты такой милый, когда улыбаешься".

2. Философский ответ : "Слушай, жизнь именно такая. Не всегда все происходит так, как мы этого хотим. Тебе надо научиться относиться к таким вещам спокойно. Ничто не идеально в этом мире".

3. Совет : "Знаешь, что я думаю, тебе надо сделать? Завтра утром зайди к начальнику в кабинет и скажи: "Простите, я был не прав". Затем сядь и закончи ту часть работы, которую ты забыл сделать сегодня. НЕ отвлекайся на срочные дела. И если ты умный и хочешь оставить эту работу за собой, ты должен быть уверен, что ничего подобного больше не повторится".

4. Вопросы : "Какие именно срочные дела привели к тому, что ты забыл об особом требовании начальника?
"Ты разве не понимал, что он рассердится, если ты сразу же не начнешь этим заниматься?"
"Это когда-нибудь раньше случалось?"
"Почему ты не последовал за ним, когда он покинул комнату, и не пытался объяснить все еще раз?"

5. Защита другого человека : "Я понимаю реакцию твоего начальника. У него и так, наверное, жуткий цейтнот. Тебе еще повезло, что он не раздражается чаще".

6. Жалость : "Ой, бедняга. Это ужасно! Я тебе сочувствую, я сейчас просто заплачу".

7. Попытка психоанализа : "Тебе не приходило в голову, что реальная причина того, почему ты расстроен, кроется в том, что твой начальник символизирует фигуру отца в твоей жизни? Будучи ребенком, ты, возможно, боялся доставить отцу неудовольствие, и, когда твой босс отругал тебя, к тебе вернулись твои ранние страхи вызвать неприятие. Это не так?"

8. Сопереживание (попытка настроиться на чувства другого человека) : "Да уж, это довольно неприятное переживание. Подвергнуться подобной резкой критике перед другими людьми, особенно после такой нагрузки, - это нелегко пережить!"

Вы только что изучили ваши собственные реакции на некоторые совершенно типичные манеры людей разговаривать. Теперь я хочу с вами поделиться некоторыми моими личными реакциями.

Когда я расстроена или мне обидно, последнее, что я хочу услышать, это совет, философские излияния, психологический дискурс или другие точки зрения людей. Такой тип разговора только усугубит мое состояние, которое станет ещё хуже, чем было до этого. Жалость заставляет меня чувствовать себя несчастной, вопросы - защищаться, а больше всего меня бесит, если я слышу, что у меня нет причин чувствовать то, что я чувствую. Основная реакция на все эти отклики: "Ладно, забудь... Какой смысл продолжать?"

Но как только кто-нибудь готов по-настоящему выслушать меня, признать мою внутреннюю боль и дать мне возможность рассказать больше о том, что меня волнует, как я начинаю чувствовать себя менее расстроенной, менее озадаченной, способной справиться со своими чувствами и моей проблемой.

С детьми тоже самое. Они тоже могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушать и сопереживать им. Но слова сопереживания не приходят нам в голову естественным образом. Это не наш "родной язык". Большинство из нас выросло в обстановке отрицания чувств. Чтобы овладеть этим новым языком одобрения, нам нужно узнать его приемы и поупражняться в них.

продолжение в книжке :))

психология, волшебная таблетка, литература

Previous post Next post
Up