Армия России: от переодеваний к перевооружению

Oct 18, 2012 14:57




Россия планирует увеличить долю расходов на финансирование национальной обороны с 3% нынешних до 3,7% от ВВП в 2015 году, что составит более 3 триллионов рублей, заявил РИА Новости председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов. Если поставленные цели будут достигнуты, то по соотношению военных расходов к ВВП РФ обойдет США - многолетнего лидера, который, по данным СМИ, выделил в этом году на оборону 3,2-3,5% от ВВП.

Планируемые расходы на национальную оборону свидетельствует о том, что Россия от разговоров о необходимости укреплять и вооружать армию переходит к реальному финансированию, отметил Комоедов.

Опрошенные РИА Новости эксперты объясняют рекордные суммы тем, что Россия стремится вернуть себе статус великой державы и расширить сферы влияния. Для этого необходимы многомиллиардные военные затраты, которые позволят обеспечить безопасность государства.

Проект закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в который заложены эти расходы, будет рассмотрен Госдумой в первом чтении в пятницу, 19 октября.

От слов к делу



По словам Комоедова, согласно заключению комитета по проекту бюджета на 2013-2015 годы, доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2013 году составит 3,2% (2,1 триллиона рублей), 2014 году - 3,4% (2,5 триллиона рублей) и в 2015 году - 3,7% (более 3 триллионов рублей). В 2012 году этот параметр составил 3% от ВВП страны, или около 1,9 триллионов рублей.

Суммарные же расходы на национальную оборону с 2013 по 2015 годы составят около 7,7 триллиона рублей, указал депутат.

«От обещаний и переодеваний мы переходим к перевооружению. Выделенные страной по госпрограмме вооружений до 2020 года 20 триллионов рублей необходимо вкладывать в производство новых видов оружия и военной техники. Рост показателей расходов на оборону, прописанных в статьях проекта бюджета, наглядно демонстрирует желание руководства страны перейти от слов к делу», - сказал Комоедов.

При этом он рассказал, что «при посещении в последний год предприятий „оборонки“ не раз отмечал, что идет реальное финансирование заказов, а иногда и с опережением графиков».

Со своей стороны председатель общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал планируемое в РФ увеличение расходов на национальную оборону закономерным явлением.

«Рост расходов на оборону - это объективная реальность, отражающая сущность сегодняшней и прогнозируемой политической ситуации в мире, на которую Россия вынуждена реагировать, в том числе и таким образом для защиты своих национальных интересов», - сказал он.

Эксперт добавил, что предстоящий рост военных расходов также обусловлен крайне скудным финансированием этого направления в 1990-е годы. «Сегодня мы восстанавливаем совершенно нормальную практику финансирования расходов на национальную оборону. Это позволит нам уверенно смотреть в будущее, имея адекватные и отвечающие реалиям Вооруженные силы и другие силовые структуры в государстве», - отметил он.

Экс-начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский согласен, что рост расходов на национальную оборону связан с провалом финансирования армии в 90-е годы.

«В 90-е мы тратили меньше 3% - и это длилось целое десятилетие; теперь тот провал в плане строительства Вооруженных сил необходимо компенсировать, чтобы не отставать от ведущих стран мира, отсюда и повышение процента», - пояснил эксперт.

Вместе с тем руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что даже этих денег может не хватить для того, что уложиться в сроки реализации госпрограммы вооружений.

«И президентом, и премьер-министром неоднократно заявлялось, что к 2020 году в России будет 70% нового оружия. Сомневаюсь, что удастся уложиться в эти сроки», - сказал Цыганок.

Крепнет ядерный кулак?

Параллельно Россия наращивает расходы на ядерное оружие: как сообщил РИА Новости Владимир Комоедов, в 2013-2015 годах они составят 101,15 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2012 году расходы на ядерное вооружение составили 27,4 миллиардов рублей.

«Бюджетные ассигнования по подразделу „Ядерно-оружейный комплекс“ в 2013-2015 годах составят 29,28 миллиардов рублей, 33,3 миллиардов рублей и 38,57 миллиардов рублей соответственно», - сказал собеседник агентства.

Комоедов отметил, что расходы по ядерно-оружейному комплексу осуществляются государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Рост бюджетных ассигнований на ядерно-оружейный комплекс Игорь Коротченко связал с началом серийного производства новых типов твердотопливных баллистических ракет, таких как «Булава» и РС-24 «Ярс».

«Их поступление в войска необходимо, учитывая, что нам предстоит в значительной мере в ближайшие годы утилизировать и списать значительную часть прежних стратегических носителей, которые уже выслужили все установленные сроки и нуждаются в замене», - подчеркнул собеседник агентства.

Комментируя графу военного бюджета на расходы на ядерное оружие, Евгений Бужинский отметил, что 100 миллиардов рублей - это не очень большая сумма. «Сто миллиардов рублей, или три миллиарда долларов, - это не такая уж и большая сумма, даже если брать в учет, что в РФ принимаются на вооружение новые твердотопливные ракеты „Ярс“ и начата разработка жидкотопливной стотонной баллистической ракеты на замену „Воеводе“», - сказал собеседник агентства.

В начале сентября командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев заявлял РИА Новости, что Россия к 2018 году создаст новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), полезная нагрузка (боевая часть) которой составит 5 тонн, что в четыре раза больше, чем у твердотопливных «Ярсов» и «Тополей».

Консультант командующего РВСН генерал-полковник в отставке Виктор Есин называл новую ракету преемницей «Сатаны» и отмечал, что создаваемая МБР будет иметь до десяти ложных блоков.

Денег много - контрактников мало

Несмотря на рекордные суммы, выделяемые на оборону, военное ведомство в очередной раз может сорвать программу по переводу армии на контрактную основу. Объем бюджетных средств, которые выделяются на денежное довольствие набираемых в российскую армию контрактников, позволит увеличить в 2013 году их число не на 50, а только на 30 тысяч человек, рассказал Комоедов.

По его словам, планом строительства ВС РФ предусмотрено увеличение контрактников, в 2013, 2014 и 2015 годах более чем на 50 тысяч человек ежегодно. «Однако проектом федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования, направленные на денежное довольствие военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в сумме 16,4 миллиарда рублей», - сказал собеседник агентства, ссылаясь на заключение комитета Госдумы по обороне.

По его данным, предусмотренный проектом бюджета объем средств позволит увеличить численность контрактников только на 30 тысяч.

«По мнению комитета по обороне, для реализации положений указа президента РФ дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях в 2013 году составит 16,4 миллиарда рублей, в 2014 и 2015 годах - 66,4 миллиарда рублей и 100,4 миллиарда рублей соответственно», - добавил собеседник агентства.

Руководитель центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок в связи с этим заявил, что задержка с переходом на контрактную армию приведет к ухудшению боевой подготовки солдат-срочников. «Подготовкой рядового состава должны заниматься только контрактники, офицеры этим заниматься не должны», - отмечает Цыганок.

«Если у нас отсутствует контрактная система, естественно, боевая подготовка будет плохой», - полагает эксперт. Цыганок считает, что такая ситуация, когда солдаты будут предоставлены сами себе, будет способствовать дедовщине.

Ранее в российском Генштабе сообщили, что Минобороны планирует ежегодно отбирать на контрактную службу около 50 тысяч человек. К концу следующего года число контрактников в российской армии должно вырасти до 240 тысяч человек, к исходу 2014 - до 295 тысяч. В 2015 году, как планируется, контрактников будет уже 350 тысяч, к концу 2016 года - 400 тысяч, в 2017 году планируется увеличить число военнослужащих по контракту до 425 тысяч человек, что составит почти половину всего личного состава российских Вооруженных сил.

Падающая «Звезда»

Министерство обороны, вместе с тем, с 2013 года прекращает государственное финансирование военных СМИ, в том числе телеканала «Звезда», так как проект госбюджета не предусматривает такую статью расходов.

«В проекте бюджета не предусмотрено финансирование СМИ, которые относятся к ведению Минобороны», - сказал Комоедов, ссылаясь на заключение комитета по проекту бюджета на 2013-2015 годы.

Он напомнил, что в 2012 году на военные СМИ из госбюджета выделялось 1,5 миллиарда рублей, которые в основном направлялись на финансирование телеканала «Звезда». «В последующие три года деятельность СМИ будет осуществляться из других источников финансирования или по другим статьям бюджета», - сказал председатель комитета.

Ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин негативно оценил данное решение. «Безусловно, телеканал „Звезда“ должен зарабатывать деньги, как и любой другой телеканал, но ему нужна поддержка, потому что это молодой канал и работает очень неплохо сегодня», - пояснил Литовкин.

По его словам, поначалу канал был «слабенький», но сейчас он начинает набирать обороты, аудиторию, а также повышает престиж Вооруженных сил. «Кто должен заботиться о престиже Вооруженных сил, как не государство» Я думаю, что сокращение финансирования этого канала - это ошибка правительства, ошибка бюджета", - заключил эксперт.

Руководитель центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок высказался еще жестче, назвав «большой глупостью» прекращение финансирования военных СМИ и, в частности, телеканала «Звезда» из федерального бюджета.

По его мнению, министерство обороны должно быть заинтересовано в улучшении имиджа Вооруженных сил, который сейчас и так далек от идеального. «Если военные СМИ не будут над этим работать, будет еще хуже», - сказал Цыганок.

Экс-начальник международно-договорного управления Минобороны генерал-лейтенант Евгений Бужинский считает, что избавление от непрофильных активов, в частности от «Звезды», лежит «в русле проводимой политики Минобороны и, в частности, министра обороны».

Он подчеркнул, что все, что можно поставить на коммерческую основу - ставится на коммерческую основу. «Видимо, принято решение, что телеканал „Звезда“ сам должен зарабатывать деньги и сам на эти деньги существовать; все идет в русле реформы», - сказал Бужинский.

В сентябре министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что «Звезда» продолжит вещание, но Минобороны планирует отказаться от государственного финансирования канала. По его словам, российское военное ведомство будет изыскивать дополнительные источники финансирования этой структуры.

Он отметил, что в 2013-2014 годах на финансирование телеканала будет требоваться около 1,5 миллиардов рублей в год. При этом для сохранения действующего формата вещания и с учетом необходимости развития «Звезды» Минобороны должно дополнительно ежегодно находить около 700 миллионов рублей.
http://www.ria.ru/forces/20121017/903638203.html

армия, вооружение, Россия.

Previous post Next post
Up