Влияние энциклопедии во взаимодействии с лопатой на свободомыслие

May 03, 2012 06:24

Оригинал взят у senya_dog в Влияние энциклопедии во взаимодействии с лопатой на свободомыслие
или метод кнута и пряника в воспитании



Сподвигла меня на написание этого поста дискуссия у Анатолия Вассермана в " Разных методах воспитания". Разгорелся спор вокруг замечательной на мой взгляд притчи « Легенда о происхождении толерастов и шовинистов». Собственно в этой перепалке и родился заголовок над этим текстом. Но если энциклопедичность даже не обсуждалась - ее необходимость очевидна (пламенный привет господину Фурсенко), то вопрос приложения лопатой и степень ее влияния на свободомыслие оказался не так однозначен.

Как правильно воспитать ребенка в современном мире, чтобы на выходе не получился законченный толераст и при этом умудриться не прослыть законченным шовинистом? Для ответа на этот вопрос нужна точка отсчета с системой координат, в которых будет располагаться вектор, имеющий направление и какую-то величину.


Точка отсчета
Мне думается, точку отсчета следует выбирать руководствуясь следующим принципом: что мы хотим - жить в свое удовольствие здесь и сейчас, либо все-таки стоит задуматься о будущих поколениях? Что лучше для наших детей - личная свобода типа ЛГБТ или подчинение общей идее, как в Гитлерюгенд? Истина, как это обычно бывает, находится между двумя крайностями, это и будет некий идеальный случай. Но мы живем в реальном мире с ворохом всевозможных проблем и условностей, заставляющих сместиться от точки равновесия.

В России интересы общества, так уж сложилось исторически, всегда ставились выше свободы отдельного индивидуума. Подтверждением верности такого подхода является наша тысячелетняя история. А если в данном аспекте рассматривать всплески либеральных воззрений, то они аккурат ложатся на всяческие политические неурядицы в жизни страны, имеющих и экономические последствия. В данный момент, как мне видится, мы находимся в некой переломной точке, после которой возможно соскальзывание либо по либеральной оси (оно нам надо?), либо по оси фундаментализма (эй, ухнем!). А посему можно перейти к рассмотрению желаемого вектора.

Направление вектора
Забота о потомках заключается отнюдь не в том, чтобы гоняться с лопатой за своими детьми, пока они не вырастут достойными людьми. Мастер Ван и мастер Чжан наверняка были хорошими отцами, но у последнего хватило ума направить развитие своих детей в конструктивное русло. Тот возраст, когда подросшие дети, получившие вектор своего развития от родителей смогут пронести его дальше через хаос повседневности, для каждого индивидуален. Но, судя по всему, некоторым для этого одной жизни явно недостаточно. Уже слышу вопрос, а он нам нужен, этот вектор? Мол, прошли мы уже пионерию-комсомол и вот что из этого получилось.

Хорошо, давайте устранимся от процесса морального воспитания. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Такая уж мы страна, что обязательно найдутся желающие навязать нам свое мировоззрение, что кстати и проделывается с нами последние 20 лет. Выросло целое поколение, воспитанное на микимаусах, спайдерменах и гордонфрименах. Из поколения в поколение передавались идеи семейных ценностей, самопожертвования, патриотизма и справедливости. И вдруг этот вектор изменяет свое направление на противоположное, идеей фикс становятся эгоизм, чрезмерное потребление, противопоставление личности обществу, интересов меньшинства большинству. Чем это может быть опасно в масштабах страны - объяснять не надо. Потому собственный вектор однозначно должен быть, осталось определить его размер.

Сила воздействия
Какова должна быть степень приложения лопатой величина вектора? Пожалуй, оптимальный вариант - соответствовать вызовам реальности, но при этом всегда сохранять положительную величину. Интересно было наблюдать события последнего года, как из хаоса казалось бы совершенно различных взглядов самоорганизовался мощный антиоранжевый кулак, нанесший мощный хук деструктивным силам. Сколько молодых и не очень людей начали вести в интернете свои патриотичные блоги? Что это было, наследие советской эпохи или русская ментальность дала о себе знать? Откуда это взялось, если отовсюду телевидение, интернет и печатные СМИ несут нам установки чужой культуры, враждебного по сути мировоззрения? Уверен, что истоки кроются в воспитании, том векторе, что каждому из нас задали наши предки. В любом случае, нам нельзя растерять это чувство единства и ответственности, нужно передать его нашим детям и внукам.

При этом нельзя сбрасывать со счетов поддержавших оранжевое движение, так называемый креативный класс. Это те, кто воспитан "энциклопедией без взаимодействия с лопатой", неглупые люди, но с противоположным вектором, сформированным либеральной пропагандой. Пока их немного, но кто может поручиться, что их численность не увеличится? Госдеп не дремлет.

Интересна реакция государства на происходящие брожения, а вернее ее отсутствие. Не то чтобы совсем, но не так, не тогда и не то, как этого хотелось бы. Государство самоустранилось от процесса формирования вектора, без которого само же не может существовать. А ведь можно было бы достигнуть немалых высот - мы спустя 20 лет после развала СССР вполне себе прилично живем благодаря его наследию, созданном отважным трудом комсомольцев ударных строек коммунизма.

Впрочем, надежда еще есть, машина госпропаганды начинает разворачивать свои механизмы. Главное теперь - не повторить ошибку советского периода, в конце которого мощный маховик агитации крутился вхолостую, вызывая широкий спектр чувств от насмешек до раздражения. Также неплохо было бы пересмотреть некоторые излишне либеральные для России законы (отмена ювенальной юстиции). Все должно быть взвешено, разумно и честно. Эти меры будут приняты народом, который подсознательно чувствует лживость навязываемых либеральных идей, позволят сформировать правильное общественное мнение нашего поколения и вырастить новое - честных чиновников, справедливых судей, неподкупных полицейских.

Кнут и пряник в помощь
Этот метод один из наиболее действенных в воспитании, что бы там не говорили радетели прав детей. Конечно же, всего должно быть в меру. Система поощрения-наказания вовсю используется во взрослой жизни, потому естественным будет ее применение в более мягких рамках с ранних лет. У ребенка должен быть стимул быть лучшим и не быть худшим, что является залогом здорового развивающегося общества. Эти принципы давно известны, наверняка каждый наслышан об Антоне Семеновиче Макаренко. С детства помню в домашней библиотеке корешок его "Педагогической поэмы". Выделяемые им коллективизм, соборность, честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине - чем не лучшие качества человека? Воспитаем в этом духе своих детей, чтобы они передали эстафету нашим внукам? Только так можно сохранить страну и приумножить достигнутое. Вот только справимся ли? Начать то придется прежде всего с себя - дети неосознанно перенимают манеру и мотивы поведения взрослых. Пока не стал отцом, не отдавал себе отчета в своих поступках, сейчас же стараюсь следить за собой, представлять как выгляжу в глазах ребенка. Признаюсь, это сложно.

Собственно сам пряник в воспитании практически ни у кого вопросов не вызывает, вокруг кнута же как раз и кипят страсти. "Безнаказанность воспитывает хулигана" - на эти слова Макаренко воображение сразу же подкидывает три картинки - нетрезвых молодых людей в переулке, экипированных в спортивный костюмом с кепкой и туфлями, хамоватых и высокомерных гламурных человекообразных организмов и недавнюю выходку Pussy Riot. Сейчас что-то изменить в психике этих людей очень сложно, возможно только чересчур суровое наказание/потрясение сможет сломить их безответственность в отношении других людей. С такими нужно работать еще в детстве, бьюсь об заклад, у всех из них были какие-то проблемы в семье. Кстати, как Вы думаете, каким человеком станет ребенок Толоконниковой?

Кнут/лопата/наказание должно быть соизмеримым с проступком и однозначно действенным. Мать, которая начинает постоянно повышать голос на дитё, одергивает его ежеминутно, получит со временем ребенка совершенно не реагирующего на замечания. Отец, спустивший сорванцу два раза огрех, не должен удивляться, что в скором скором времени получит третий, с более существенными последствиями. Ничуть не пропагандирую физические методы воспитания (хотя иной раз и надо бы), альтернатив много, единственное условие - наказание должно быть гуманным, но действенным. Признаюсь, лично мне в детстве перепадало ремня, но сейчас я благодарен родителям, что воспитали меня таким, какой я есть.

Огромное значение в воспитании детей играет школа, потому особые требования должны предъявляться к моральным и профессиональным качествам педагогов. Мне довелось застать в школе предмет "Этика и психология семейной жизни", не знаю, есть ли что-то подобное в школьной программе сейчас. Так вот, что удивляло - так это отсутствие литературы, конспектов и прочих атрибутов урока. Вела предмет умная, интересная, интеллигентная женщина-директриса, вклад которой в формирование своей личности я осознал значительно позже. Говорила она казалось бы ни о чем, об обыденных и вполне повседневных вещах, зачастую никак прямо не связанных с темой предмета. Урок протекал с достаточно свободной форме, хотя человек она была достаточно строгий. Сейчас я ее понимаю и благодарен ей за вклад в наши души. Побольше бы таких Учителей.

Вот собственно все, что хотелось высказать. Кстати, а Вас как наказывали родители и насколько необходимым и действенным было такое "воспитание"?

Previous post Next post
Up