Мир провоцирует подростков на то, что лицемерно называет "антиобщественными проявлениями" - лгать, блудить, красть, принимать наркотики, убивать. Провоцирует всем своим укладом, а потом либо относится к совершёнными ими делам абсолютно наплевательски - в случае, если это не касается интересов "хозяев жизни" (принимать наркотики, торговать собой, погибать в бессмысленных драках разрешается), либо жестоко карает их за то же, на что сам спровоцировал - в случае, если это задевает интересы "власть предержащих" (красть у богатых и вообще у "сильных" или портить их имущество запрещается). Это создаёт даже не двойственную мораль. Это полностью разрушает психику подростка, его жизненные ориентиры, а в конечном счёте просто лишает его желания жить.
Кадры документального фильма. 14-летний подросток (не из "элиты", конечно). Окаменевшее, спокойное лицо - не дегенеративное, как у рекламных малолетних "звездочек". Обычное. Украл пистолет где-то, пытался продать, был задержан. Отвечает на вопросы коротко. Матери нет. Отец в тюрьме (бывший офицер, спившийся при новой власти). Живёт с бабушкой, тремя младшими братьями и совсем маленькой сестрой. В школу не ходит. Работает - перебирает старые машины в мастерской... Съёмочная группа в маленькой, убогой квартире. Бабушка рассказывает о том, как заботится внук о младших, как недоедает, чтобы накормить их, как бьётся за каждый рублик... Мальчик лет 12, глядя в сторону, тихо говорит: "Не унижайся." Бабушка отмахивается. Просит помочь внуку. Вдруг камера дёргается - маленький, лет двух, мальчишка с плачем швыряет в телевизионщиков игрушечным самосвалом, кричит... Лицо 12-летнего мальчика: страшное, с белыми губами, в глазах - ненависть к благополучным людям, "делающим сюжет": "Уходите, убирайтесь..." - цедит он и вытесняет собой из квартиры съёмочную группу.
Мальчик украл пистолет и хотел продать, чтобы заплатить адвокату. "отца надо из тюрьмы вытаскивать." Он ещё не знает, что скоро сам попадёт туда же, что он обречён. Не знает он и того, что денег за пистолет не хватило бы даже на средненького адвоката. Его укоряют: "Мало ли в какие руки попало бы оружие? Ты понимаешь?" Слова пустые, мёртвые. Он молчит. Во взгляде подростка - стылая тоска. Для него всё, ему сказанное, ничего не значит. Ему нужен отец. Для справедливости нужны деньги. Он пытался их достать. Как мог.
Диалог между журналистом и следователем. "Но он же первый раз, у него приводов не было. Может, надо было пожалеть?" Лицо следователя, его слова: "Пожалеть? Можно бы... Ну да ничего. Пройдёт через систему - поймёт, что к чему."
От этих слов становится страшно. От небрежности, с которой они брошены. Как брошен в "систему" мальчишка - куском мяса в мясорубку. Злой вопрос возникает в мозгу: а окажись пистолет у сыночка олигарха или хоть средней руки "нового русского" - испытал бы он на себе все прелести "системы"? Едва ли... "Система" - она для вот таких. Полуголодных обитателей полунищих окраинных трущоб.
Колония. Кем он вернётся оттуда? Верит ли сам следователь в то, что мальчик "поймёт"? Нет, не верит, конечно. Он просто закрыл ещё одно дело. Да какое - о торговце огнестрельным оружием...
Сперва я хотел написать, что неправы оба - и следователь и журналист. Холодноглазый и бездушный выродок-сыскарь - потому что небрежно, походя сломал судьбу подростка, обрёк его на физические и душевные муки, разом лишил любого будущего (кроме преступного - никем другим, кроме преступников, ненавидящих всё и вся, из колоний не выходят!) А журналист неправ, потому что "жалеть" всё-таки нельзя, просто нужно изыскать другое наказание (да хотя бы публичную порку. И не говорите мне, что это "негуманно"! Вдумайтесь, что в самом деле гуманней: вырвать из жизни четырнадцати-пятнадцатилетнего мальчишки год, два, три его жизни, однозначно превратив его в изломанного, озлобленного зверька без будущего - или "всыпать" ему как следует, не обрекая на заключение и - внимание! - почти наверняка уберегая его от дальнейших проступков, потому что боль - она записывается в мозг, как речь - на магнитофонную плёнку и служит предупреждением на будущее, оставляет след в памяти, но не вырывает пацана из жизни. Подумайте, только честно подумайте, без слюней и аханья.) Но потом я понял - речь тут вообще не идёт о правоте и неправоте. Речь идёт только об ублюдочном мире, созданном ублюдками для ублюдков. Этот сюжет неприложим к вопросу о воспитании. Он просто есть. Он сотнями дублируется в наших городах - изо дня в день. Вот и всё. О том или ином наказании речь может идти, когда нарушены справедливые законы справедливого общества... Или хотя бы общества, стремящегося к справедливости (каким был СССР, что бы о нём не говорили!). Мальчишка, поджёгший кошку, заслуживает порки. Заслуживает её и тот, кто угнал машину - "покататься". И малолетний вымогатель денег у слабых и младших - заслуживает.
Но здесь-то совсем не то! Здесь нет преступника. Здесь есть жертва государственного, возведённого в ранг закона, произвола, жертва принципа "горе слабому!". И то, что подобное вообще возможно, показывает насколько глубоко больно наше общество,вынуждающее своих детей идти на преступления, а потом беспощадно карающее тех из них, кто не имеет защиты в виде папиного кошелька.
Каждый раз, слыша о таких - и подобных - историях, я мучаюсь вопросом: кем бы стал очередной погубленный подросток, случись ему жить 20-30-40 лет назад? Космонавтом?.. Военным?.. Врачом?.. Дипломатом?.. Просто хорошим, работящим, счастливым человеком? Меня ужасает это сопоставление.
Мог бы стать. А стал - никем. Номером закрытого уголовного дела.
http://samlib.ru/w/wereshagin_o_n/unarn.shtml http://www.perunica.ru/svoboda/7460-realii-ublyudochnogo-mira.html