1974 год. Матч №949. «Торпедо» - «Динамо» (Киев) - 1:1

Dec 07, 2012 06:45


«Торпедо» - «Динамо» (Киев) - 1:1 (1:0)
06.10.1974 (воскресенье). Начало - 15:00. Москва. Центральный стадион имени В.И.Ленина. Ясно. +15 градусов. 30 000 зрителей.
Судьи: К.Андзюлис (Каунас), К.Смирнов (Ленинград), И.Мулёлис (Вильнюс).
«Торпедо» (футболки - синие): Елизаров, Тукманов, Пахомов, Бутурлакин (№12 Белоусов, 65), Худиев, Максименков, Филатов, Никонов - к, Юрин, Еськов (№15 Половихин, 65), Дегтерёв.
Запасные: Горбунов, №13 Петренко, №14 Соловьёв.
Тренер - В.К.Иванов.
«Динамо» К (футболки - белые): Рудаков, Буряк, Матвиенко, Фоменко, Решко, Зуев, Шепель, Маслов, Колотов - к, Веремеев, Блохин.
Запасные: Самохин, №12 Кочубинский, №14 Трошкин.
Тренер - В.В.Лобановский.
Голы: 1:0 Юрин (26), 1:1 Блохин (76).
Дублёры - 2:1. Голы: Беленков, Дерябин - Шевченко.

В первые двадцать минут встречи команды действовали широко, быстро, футболисты легко перемещались и довольно точно передавали мяч друг другу. В эти минуты запомнились удары Шепеля, Дегтярева, Буряка (в перекладину), Юрина, сольный проход Блохина, мягкие передачи Никонова и стремительный рывок длиною в 70 метров Матвиенко. Но голов не было: порой сантиметров, мгновений не хватало спортсменам до успеха. Вратарям скучать не приходилось, но больше работы было у Елизарова.

В середине первого тайма на поле стало спокойнее. Инициативой постепенно овладели москвичи. В игре они предпочитали короткий и средний пас, причем каждая комбинация готовилась долго и тщательно. Еськов и Никонов плели ажурную сеть многоходовых комбинаций. Несколько раз опасно бил по воротам Юрин. Центральный защитник Худиев поддерживал своих товарищей из глубины поля, совершая мощные, гаубичные выстрелы с 30-35 метров. Рудакову приходилось все время быть начеку.

Контратаки динамовцев были обычными - две-три передачи в середине поля и длинный пас на фланг. Чаще мяч адресовался налево, где все время освобождалась зона для подключений Матвиенко. Левый защитник киевлян несколько раз после быстрых проходов наносил удары по воротам «Торпедо». В отсутствие Онищенко (он пропускал игру, получив два предупреждения) Блохин пытался в одиночку пробиться в штрафную площадь москвичей, но защитники хозяев поля оттесняли грозного форварда в углы поля.

Гол был забит в середине первого тайма. Получив мяч от Филатова, Юрин нанес удар метров с 25, Рудаков приготовился к приему, но мяч, задев одного из динамовцев, полетел в другую сторону.

После смены ворот лидер чемпионата пошел в наступление. Красивая комбинация, в которой участвовали Зуев, Колотов и Блохин, завершилась ударом с близкого расстояния. Но Елизаров в высоком прыжке поймал мяч и заслужил аплодисменты.

Несколько раз к торпедовским воротам через центр пробивался центральный защитник Фоменко. Один его удар с лёта едва не достиг цели. Москвичи во втором тайме стали значительно меньше перемещаться в середине поля, действуя по принципу - пусть больше двигается мяч и соперник. Составляя всевозможные квадраты и многоугольники, они подолгу перебрасывали мяч друг другу без продвижения вперед. Динамовцы, пытаясь отобрать мяч, много бегали: складывалось впечатление, что автозаводцы нашли верную тактику для достижения победы, казалось, вот-вот кончатся силы у гостей, и они прекратят сопротивление.

Но время шло, а энергии (да и желания отыграться) у киевлян не убавлялось. Перехватив мяч, гости все быстрее и быстрее стали доставлять его в район штрафной площади «Торпедо». В один из моментов хозяева поля сбивают с ног Веремеева в 17-18 метрах от своих ворот. Выстраивается стенка из 8 игроков. Вратарь Елизаров занимает место в центре ворот, не видя ни мяча, ни бьющего игрока. Этим воспользовался Блохин. Он обвел стенку резаным ударом и наказал вратаря за неправильный выбор позиции. Забитый гол (15-й в чемпионате) вывел Блохина в лидеры среди бомбардиров сезона.

В.Перетурин. «Советский спорт»



После паузы в чемпионате страны, связанной с участием ведущих клубов в кубковых международных турнирах, всё вновь вернулось на круги своя. Взлет торпедовцев, вызвавший настоящее брожение умов среди знатоков и специалистов, пытавшихся докопаться до сути дела, хотя и не дал до конца ясного ответа на природу столь загадочного преображения, обеспечил команде тем не менее устойчивую репутацию соперника, чьи амбиции на будущее следует рассматривать всерьез. Эту репутацию не смогла поколебать даже неожиданная неудача, постигшая автозаводцев в матче с земляками-армейцами. Скорее она была воспринята как осечка, досадно прервавшая беспроигрышную серию новоявленного фаворита.

Вот почему его поединок с единоличным лидером - динамовцами Киева выходил за рамки обычного матча. Те из зрителей, что пришли на стадион - а их было немало, - в надежде стать свидетелями сенсации, не дождались ее. Но обо всем по порядку. В матче равных возможностей, в какой он вылился в конце концов, притязания торпедовцев на победу выглядели чуть предпочтительное. Благодаря тому, что они «изловить миг удачи» счастливым ударом Юрина в середине первого тайма. Сам гол, продукт случайного рикошета, явился своеобразным допингом, питавшим долгое время надежды и силы москвичей в нелегкой борьбе по удержанию счета вплоть до момента, когда эти надежды оказались перечеркнутыми Блохиным, со штрафного искусно распечатавшим ворота Елизарова.

После наступившего голевого равновесия выяснилось, что силы сторон на исходе, и они, не желая искушать судьбу, попеременным удержанием мяча дали понять, что согласны доиграть матч миролюбиво. Несмотря на внешне простой сюжет и скромный счет, во встрече оказалось немало примечательного, о чем стоит сказать особо. Так, например, неожиданным и эффективным явилось решение отвести вглубь, в среднюю линию признанного лидера атак торпедовцев Никонова. Идея этой тактической заготовки, видимо, состояла в том, чтобы избавить центрфорварда от тисков опеки сильных в единоборстве Решко и Фоменко и одновременно укрепить собственную ключевую линию комбинационным игроком, развязать ему руки. Расчет оправдался. Силы в середине поля подравнялись. Никонов довольно успешно справился с новой ролью, прообраз которой, вполне возможно, был навеян игрой Круиффа на чемпионате мира. В свою очередь подключения Матвиенко явились источником повышенной опасности для правого фланга обороны москвичей, который контролировался Тукмановым. После каждого из дерзких набегов Матвиенко у ворот Елизаровв возникала критическая ситуация, грозившая обернуться голом.

Если перевод Никонова в хавбеки выглядел, образно говоря, как удачный ход конем, то неспособность Тукманова найти правильную линию тактического поведения вызвала недоумение. Стремление во что бы то ни стало преследовать Блохина, уводившего опекуна в глубь поля, приводило к оголению зоны, куда самостоятельно либо с помощью партнеров, чаще им был Веремеев, вторгался Матвиенко. Успешные диверсии киевлянин проводил вплоть до перерыва, после которого, наконец, Тукманов уяснил, что из двух зол - Блохин или зона - следует выбрать меньшее. Перекрытие зоны сразу нормализовало положение. Допущенная тактическая близорукость удивляла еще и потому, что подключения Матвиенко были секретом Полишинеля, поскольку в последнем матче в Софии, где ставка для киевлян была значительно более высокой, Матвиенко не раз отваживался на них, и торпедовцы, следовательно, обязаны были этот ход предвидеть.

Бытует справедливое мнение, что чем выше класс команды, тем большим арсеналом тактика-технических средств она располагает. Одним из таких средств у киевлян является отрепетированная подача углового в исполнении Веремеева. Мяч, как правило, посылается к ближнему углу вратарской площадки по невысокой траектории плассированным ударом на уровне примерно двух метров от земли.

Знающие об этом партнеры Веремеева пытаются, и небезуспешно, сыграть на опережение с тем, чтобы ударом головой поразить ближайший угол ворот, или, если ситуация этого не позволяет, пробрасывают мяч также головой дальше в расчете на его добивание у дальней штанги. При этом оба варианта таят реальную угрозу, поскольку лишают голкипера традиционной защитительной реплики: выходе из ворот для непосредственного перехвата мяча. Вообще в отсутствие Мунтяна значение Веремеева для команды как игрока, склонного к поиску нешаблонных решений, значительно возросла. Наделенный даром импровизации, выносливостью, он, в отличие от Мунтяна, по существу не имеет постоянного месторасположения. В нем живет мятежный дух этакого скитальца, добровольно и неустанно кочующего вдоль и поперек поля.

Роль футбольного Фигаро ему явно по душе, да и команде, судя по всему, тоже. Еще бы! Он всегда возникает там, где партнерам трудно, и щедро и ненавязчиво готов оказать квалифицированную помощь. Такое, на первый взгляд, распыление сил говорит вроде бы не в пользу хавбека, однако на самом деле позволяет ему, вмешиваясь, не только выигрывать эпизоды для команды, но фактически держать нити управления игрой в своих руках. Помнится, в одном из интервью Лобановский, определяя свое тренерское кредо, сказал, что он против всяких догм в организации игры и является сторонником, так сказать, упорядоченного беспорядка. Выразителем этой концепции и предстает перед нами его подопечный Веремеев.

Нельзя обойти молчанием и новую манеру исполнения штрафного удара, впечатляюще продемонстрированную Блохиным. Многие из тех, кто видел матч или смотрел его по телевидению, склонны обвинять вратаря Елизарова в ротозействе, упуская при этом из виду одну важную деталь, которая, по-моему, смягчает вину, если таковая вообще была, торпедовского голкипера. Хитрость Блохина удалась потому, что на сей раз он пробил в обход стенки не разбегаясь, почти с места, с дистанции одного шага. Образно говоря, курок ружья был на взводе, и оно готово было выстрелить в любую секунду. Это обстоятельство сыграло решающую роль, позволив Блохииу уделить максимум внимания поведению Елизарова в воротах. Как только страж ворот, находясь у дальней штанги, удостоверился, что стенка выстроена правильно, и подгоняемый страхом за всю площадь ворот, чуть сдвинулся к центру, Блохин мгновенно (ведь мяч был под ногой!) ударил в то место, где только что стоял вратарь. При таком исполнении скрытность момента удара обеспечивается близостью бьющего игрока к мячу и тем ставит вратаря в трудное положение. В этом кроются смысл и коварство удара с места.

С.Сальников, заслуженный мастер спорта. «Футбол-Хоккей», №41, 13 октября 1974 г.





⚽ ⚽ ⚽ ⚽ ⚽


1974 год, Динамо Киев

Previous post Next post
Up