Крах опасного замысла

Jul 17, 2016 22:59


Озеро Лача, протянувшееся с севера на юг на тридцать три километра и шириной четырнадцать километров, расположено в юго-западной части Архангельской области, примерно в девяноста километрах к западу от Северной железной дороги. Мелководно. Наибольшая глубина около пяти метров. Не имеет глубоко вдающихся заливов. Озеро питают шесть небольших рек. Вытекающая из него река Онега впадает в Белое море. Озеро судоходно. Замерзает с ноября по май. Ближайшие железнодорожные станции Няндома и Коноша. В пяти километрах от северного берега озера расположен город Каргополь, от которого идет на восток шоссейная дорога в сторону Няндомы, на запад - в Карелию, на север - в Архангельск.
У чекистов возникло предположение: если враг задумал перерезать Северную железную дорогу Архангельск - Вологда - Москва, то не исключено, что для осуществления этой операции или по крайней мере первого ее этапа он может гидросамолетами выбросить десант на озеро Лача.
- Теперь становится понятным,- заметил комиссар госбезопасности Куприн,- с какой целью в летние месяцы наведывались в эти края вражеские самолеты. Несомненно, велась воздушная разведка. Данные о намерении «Бк5ро Целлариуса» забросить в глубокий тыл Ленинградского и Карельского фронтов своих агентов поступали в наши органы еще в июне. Правда, не было известно ни района, ни времени выброски. Сейчас, когда она состоялась и аэрофотосхема в наших руках, можно со всей определенностью сказать: фашистское командование готовит в этом районе крупную подрывную акцию.
Забегая вперед, отметим, что через некоторое время штаб комиссара госбезопасности П. Т. Куприна получил от задержанных агентов абвера достоверные данные, подтвердившие предположение чекистов о возможной высадке вражеского десанта на озеро Лача. Стало известно, что подготовку разведывательной операции специального назначения, которая должна была предшествовать воздушному десанту, фрегат-капитан Целла-
J55
Г. Г. Власов
риус начал еще в декабре 1941 года. В решении этой важной задачи он рассчитывал прежде всего на помощь эстонских буржуазных националистов, и не без оснований.
Еще задолго до вхождения Эстонии в состав Советского Союза второй, разведывательный, отдел генерального штаба эстонской армии, во главе которого стоял полковник Маазинг, а позднее полковник Саарсен, фактически являлся филиалом немецко-фашистской разведки в Эстонии. Полковник Маазинг ежегодно приезжал из Таллина в Берлин, а работники абвера по мере необходимости сами выезжали в Эстонию. Часто бывал там фрегат-капитан Целлариус. Полковник Саарсен, ставший начальником эстонской военной разведки после Маазинга, с 1940 года проживал в Берлине. Он передавал в абвер донесения о становившихся ему известных фактах, которые представляли интерес для управления «Абвер-заграница». Когда германские войска оккупировали Эстонию, Саарсен был направлен туда и под руководством Целлариуса занимался разведкой и контрразведкой против Советского Союза.
Бежавший из Эстонии капитан Кристьян, работавший до 1940 года в эстонской разведке в качестве руководителя разведывательного отделения, поселился в Финляндии. Там он был принят на работу в финскую разведку и получил звание майора. Из Финляндии Кристьян посылал в абвер ценные сведения, касающиеся не только Советского Союза, но и относящиеся к другим странам. Активно работал на немецко-фашистскую разведку и капитан Кургвель из второго отдела генерального штаба эстонской буржуазной армии.
После вступления гитлеровских войск на территорию Эстонии эти верные слуги свастики вернулись в Таллин, были зачислены на штатные должности в «Бюро Целлариуса» и продолжали не за страх, а за совесть служить фашистской Германии.
Получив указание Центра о проведении широкомасштабной разведывательной операции в глубоком тылу Карельского фронта, решение задачи по подбору и подготовке исполнителей этой шпионской акции, фрегат-капитан Целлариус возложил на своих ближайших помощников - майора Кристьяна и капитана Кургвеля. Старшим был назначен Кристьян, имевший больше опы-
156
КРАХ ОПАСНОГО ЗАМЫСЛА
та по подготовке и заброске агентов на территорию Советского Союза.
Прошло немного времени, и Кристьян доложил Цел-лариусу данные на полтора десятка подобранных им агентов.
Почти все они до 1940 года служили в эстонской буржуазной армии, имели унтер-офицерские звания. Являлись ненавистниками нового строя в Эстонии, с установлением которого бежали в Финляндию, Швецию, Германию. Многие из них определились на службу в армии этих стран, установили связь с их разведками, обучались в разведшколах и уже выполняли подрывные задания в тылу Советского Союза. Все состоят в кай-тселите - полувоенной националистической организации.
Некоторые из этих агентов Кристьян знал ранее лично. Во время работы в финской разведке он разыскал в Финляндии Освальда Кривайна, который был добровольцем финской армии, участвовал в зимней войне 1939-1940 годов против СССР, позднее обучался в школе абвера и в 1941 году, перед войной был направлен в Нарву для выполнения разведывательного задания. Агент Люттер действовал против советских войск на острове Саарема в июле 1941 года. За успешное выполнение задания был награжден немецким командованием Железным крестом второй степени. Агенты Артур Рягастик, Оскар Люттер, Харольд Петерсон, Освальд Кривайн, Харольд Рооберг входили в состав диверсионной группы «Эрна». Участники этой группы в июле 1941 года на трех катерах прибыли из Финляндии в Эстонию и совершили террористический «акт возмездия» в отношении местных жителей, ставших советскими активистами.
Все агенты, подобранные Кристьяном и Кургвелем для разведывательной операции, были спортсменами, имели хорошую физическую подготовку, владели русским языком. Немалое значение имело и то, что их семьи проживали в Эстонии.
Собрав агентов, включенных в состав разведывательной группы, Кристьян объявил приказ фрегат-капитана Целлариуса о том, что за время обучения им будет выплачиваться по 210 немецких марок каждому, а их семьи
157
Г. Г. Власов
будут обеспечены продовольственными пайком и карточками.
На следующий день Целлариус рассмотрел и утвердил программу подготовки агентов, и вскоре она развернулась по всем линиям.
«Реферат люфт», специальное авиационное подразделение «Бюро Целлариуса», приступило к воздушной разведке, фотографированию района предполагаемой высадки воздушного десанта и отработке аэрофотосхем.
Опытные специалисты по организации шпионажа и диверсий начали подготовку агентов. Они обучали их радиоделу, топографии, методам сбора и передачи разведывательных сведений, умению пользоваться минами и аппаратурой для подслушивания телефонных разговоров, одним словом, всему тому, что может потребоваться при выполнении задания в советском тылу. Большое внимание уделялось физической подготовке, ходьбе на лыжах, ориентированию на местности, передвижению по обусловленным на карте маршрутам, по компасу и радиосвязи.
Несколько месяцев группа занималась в Таллине, а затем базой для тренировок была избрана разведывательная школа в местечке Вазен на оккупированной территории Советской Карелии.
Вся работа по подготовке агентов проходила под руководством майора Кристьяна. Занятия и тренировки велись весьма интенсивно.
В конце августа подготовка была завершена. Агенты прибыли в Таллин, где Целлариус и Кристьян разделили их на две группы и назначили старших из числа унтер-офицеров. Старшим первой группы стал Люттер, он же радист Пауль, второй - Тяхесте. Общее руководство операцией было возложено на Рягастика.
Майор Кристьян довел до сведения участников разведывательных групп детально разработанное задание.
Главная задача первой группы - сбор сведений о железной дороге Архангельск - Вологда - Москва. Агентам требуется установить интенсивность движения составов, характер грузов, следуемых в обоих направлениях, состояние охраны дороги. Одновременно следует выяснить регулярность рейсов транспортных самолетов по линии Архангельск - Москва. На вторую группу Кристьян возложил задачу сбора данных о местах рас-
755
КРАХ ОПАСНОГО ЗАМЫСЛА
положения воинских частей, их численности, боевой оснащенности. Выполнение этой задачи, добавил он, облегчается тем, что, по имеющимся данным, воинских гарнизонов в тех краях очень мало. Зато необходимо обязательно установить, где находятся аэродромы и посадочные площадки, их размеры, количество базирующихся самолетов.
Затем Кристьян отметил важность еще одной задачи, возлагаемой на агентов абвера.
- Второй группе надлежит во что бы то ни стало,- подчеркнул он,- узнать глубину, площадь и особенности береговой линии озера Лача и соседних с ним озер с целью определения возможной посадки на них гидросамолетов, а также состояние и пропускную способность шоссейной дороги Каргополь - Няндома.
Далее майор Кристьян разъяснил агентам, что все эти сведения необходимо собирать путем личного наблюдения. Разрешается прибегать к беседам с отдельными служащими и солдатами охраны из числа русских, но при условии, что каждый опрошенный после разговора с ним подлежит уничтожению. На первых порах встреч с местными жителями следует избегать, чтснбы не навлекать на себя подозрений, что, естественно, может осложнить выполнение задания.
- Контейнеры с продовольствием и питанием для раций будут регулярно доставляться вам воздушным путем в указанные вами места. Через две недели мы вывезем вас из тыла противника специальным самолетом. По возвращении все вы получите большие деньги, награды и хорошие места в германской армии,- в заключение объявил своим питомцам майор Кристьян, и добавил: - Вы располагаете всем необходимым для успешного выполнения задания.
От имени Центра, фрегат-капитана Целлариуса и от себя лично он пожелал им успеха в предстоящем разведывательном рейде. И счел нужным добавить, что до места их выброски в советском тылу он полетит на самолете вместе с ними. За длительный период общения с агентами Кристьян сумел внушить им веру в успех операции. Шпионы были убеждены, что выполнят полученное задание и благополучно возвратятся на родную землю.
На другой день с наступлением темноты с таллин-
159
Г. Г. Власов
ского аэродрома поднялся немецкий самолет «юнкере» с советскими опознавательными знаками и взял курс на восток. Через несколько часов по тому же маршруту направился второй «юнкере». Оба самолета с посланцами фрегат-капитана Целлариуса без происшествий достигли цели и вернулись в Таллин. В глубокий тыл Ленинградского и Карельского фронтов были заброшены две шпионские группы из 13 агентов абвера.
...В день прибытия в Коношу П. Т. Куприн провел совещание с чекистами, сотрудниками милиции, руководителями поисковых групп, представителями войск, охранявших тыл Карельского фронта. С учетом всех полученных данных о выброске вражеских агентов была проанализирована оперативная обстановка. В целях активизации розыска шпионов и пресечения подрывных акций с их стороны рассмотрели план неотложных мер, к выполнению которого участники операции приступили незамедлительно. Была усилена охрана железной дороги, мостов, станций и других важных объектов. На перекрестках лесных дорог, просек, речек выставили посты наблюдения. В места вероятного появления шпионов направили маршрутные группы, в состав которых в качестве проводников включили лесников, охотников, рыбаков.
Война наложила свой отпечаток на лесные просторы Севера. Тайга стала немноголюдной. Нечасто в лесу можно было встретить охотника, услышать лай собаки.
Летом 1942 года в тихие просторы Севера зачастили самолеты с советскими опознавательными знаками. Но, похоже, не наши. Среди местных жителей поползли разные слухи: где-то самолет сбросил бомбу, повредив полотно железной дороги, в другом месте обстрелял лесорубов. Понятно, что наши летчики поступать так не могли.
С первых дней сентября слухов стало еще больше. В одной из деревень неизвестные похитили из дома продукты, в другой ограбили магазин. На переправе через речку кто-то угнал плот. У рыбаков на озере не оказалось на месте лодки. Так жители Севера, хозяева тайги, не поступают. Для всех стало ясно: в тайге появились чужие люди. Об этом сразу же посыпались заявления в партийные и советские органы, к чекистам и работникам милиции. А когда местные жители узнали, что
160
КРАХ ОПАСНОГО ЗАМЫСЛА
в тайге скрываются шпионы, для поиска которых предпринимаются активные меры, они стали предлагать чекистам свою помощь.
По просьбе комиссара госбезопасности Куприна партийные и советские органы Коношского района сообщили о выброске вражеских агентов коммунистам, комсомольцам, районному активу, всем сельским Советам. Учителя предупредили школьников о возможной опасности. В соседние районы выехали руководящие работники Архангельской области для принятия необходимых мер на случай появления там шпионских групп. Кроме чекистов и работников милиции к розыску шпионов были привлечены курсанты военного училища, пограничники, охранявшие войсковой тыл, сотни местных жителей. В тайгу двинулись вооруженные поисковые группы.
Перед всеми участниками поиска штаб поставил задачу - найти и обезвредить фашистских агентов. Большую роль в ее решении играли проводники, включенные в каждую поисковую группу. От проницательности этих хозяев тайги, хорошо знавших местность, не ускользало то, на что другой не обратит внимания: где и как разведен костер, в каком состоянии он оставлен. Болотистые места, торф - и вдруг костер. Чужая работа. На опушке леса разворочен стог сена. Так местные жители не делают.
Поисковая группа подходит к лесной избушке. Местный охотник говорит, что в ней ночевали не наши люди. Какие признаки? Не обнаружил вязанки дров, щепы для растопки, спичек. Северяне так не поступают. Переночевав, они все оставят для другого человека, которого ночь застигнет в лесу.
Вражеские лазутчики, оправившись от тревог и переживаний, вызванных не совсем удачным приземлением одной из групп, на первых порах чувствовали себя на нашей земле относительно спокойно. Об этом чекисты узнали из захваченных ими позднее дневников агентов абвера. В первой половине сентября в дневнике Рандмяе записано:
«...Железная дорога найдена. Начинаем разведку. Наблюдение ведем круглосуточно.
...Хорошо бы встретиться со второй группой».Шпионские группы встретились только 14 сентября. В дневнике Тарту отмечено:

Бюро Целлариуса, Реферат люфт, Фрегат-капитан Александр Целлариус, озеро Лача, Архангельск — Вологда — Москва, капитан П. Н. Любимов, Кригсорганизацион Финлянд, комиссар госбезопасности 3-го ранга Паве, Плесецк, Оскар Люттер, Харольд Петерсон, Особого отдела Ленинградского фронта, абвер, Крах опасного замысла, Полковник Маазинг, капитан Кургвель, Каргополь, Освальд Кривайн, капитан Кристьян, Няндома, «Эрна», машинист Маклаков, Харольд Рооберг, Абвернебенштелле-Ревал, Артур Рягастик, Коноша

Previous post Next post
Up