"И духовное, и уголовное..."

Feb 03, 2013 10:16

Копался тут во всяких бумагах и нашел интересное свидетельство положения дел в Вятской епархии при покойном митрополите Хрисанфе. Свидетельство - как говорится - "от внешних". Это статья аж 20-летней давности в газете "Вятский край" (в номере от 15.12. 1992 г.). В то время наши СМИ, помнится, были настроены к Церкви еще весьма положительно. И как бы это объяснить покорректнее? Покойный митрополит Хрисанф, Царство ему Небесное, сам был уроженцем Западной Украины, и своих земляков здесь на Вятке всячески привечал, жаловал и покрывал. Кабы я сам всё нижеизложенное сочинил - ко мне были бы вопросы (поди выдумал? поди свистишь?). А так - вот статья в газете, и хотите - верьте, хотите - нет. По крайней мере, "Вятский край" никогда "желтой" газетой не был.  
"Кого еще в Туже встречали с таким восторгом и обожанием, как отца Тарасия? Даже глава районной администрации Л.Лобанов проникся своеобразием момента и выделил для семьи священника вне очереди хорошую, по тужинским меркам, квартиру. А уж прихожане Воскресенской церкви, где Тарасий Стефура стал настоятелем, вовсю расстарались. Обставили ту квартиру мебельными гарнитурами. Холодильник купить не забыли, чтобы батюшка остался доволен. 
На протяжении многих лет в Тужинском районе не было ни одной действующей церкви. Поэтому легко понять радость верующих, когда у них появились и свой храм, и свой священник.
Хотя пышно сказано - храм. Под церковь тужинцы приспособили старое двухэтажное здание районного узла связи. По всей округе собирались пожертвования на ремонт и необходимую перепланировку этой вековушки-развалюшки. Строительные работы верующие выполняли в основном своими силами, не дожидаясь платы или похвалы. Порою трудно было добыть материалы, технику, но настойчивость побеждала, и дело двигалось. Наконец, дошло и до освящения церкви, и до первой службы в ней. А потом... до первых разочарований, ибо в лице отца Тарасия тужинцы встретили далеко не того благочестивого церковнослужителя, какого рисовали в своем воображении. Оказалось, долгожданному батюшке ничто человеческое не чуждо. Он и выпить любит, и на язык не воздержан - так отматерит, что только ух, и вообще церемониться с прихожанами не склонен: кто не по нраву - вон из храма.

Они с матушкой поехали на родину, - рассказывает пожилая женщина, Мария Владимировна. - Мне было велено кормить в их отсутствие поросенка. Я не смела отказаться, хотя только что вышла из больницы после тяжелой операции. Осталась одна и не знаю, как быть: больше двух килограммов поднимать нельзя, а тут - ведра. Позвала на помощь старосту Любовь Прокопьевну и этим сильно прогневила батюшку. Мы потом обе перед ним на коленях стояли, неизвестно, какую вину отмаливали
 - А на меня они с матушкой во время службы драться кинулись. Если б люди не заступились, пришибли б, наверное, - делится впечатлениями другая старушка.
Так-то крутенько обходился отец Тарасий с прихожанами.
Не сложились его отношения с членами первого церковного совета, выбранного на приходском собрании. С самого начала движения за открытие церкви это была активнейшая часть верующих - и прошения писала, и по инстанциям ходила, выпрашивая сначала здание под храм, потом стройматериалы и технику для ведения работ, а в завершение всего ту же квартиру для священника, ту же обстановку для нее. Деятельные эти люди обнаружили в себе наивное прямодушие. Раз церковный совет ответственен за имущество церкви, они почли за обязанность беречь его. Рвение привело их к конфликту с батюшкой.
 - Меня отец Тарасий невзлюбил после того, как я осмелилась спросить в райотделе милиции, кто ездит на нашей машине, - сквозь слезы говорит бывшая староста Л.П. Кислицына. - Мы все знали, что он подружился с начальником милиции В.П. Пивоваровым: вместе выпивали, вместе охотились. Вот и за рулем церковного уазика люди видели работников милиции. А мы разве для того машину покупали? Потом я еще отказалась взять у матушки деньги за мебель, которая была куплена для квартиры священника. она принесла четыре с чем-то тысячи, хотя все уже стоило гораздо дороже. Мы на эту мебель по копейке собирали и приобретали ее не лично для отца Тарасия, а просто для батюшки, кто бы им ни был. Так я Мирославе Николаевне и объяснила. Что тут началось! Каждую проповедь отец Тарасий честил меня: и такая она, и сякая. Заставлял целый день сидеть в нетопленном храме и мыть полы после каждой службы, каждого отпевания. А потом и вовсе стал гнать из церкви.
Бдительных членов церковного совета и ревизионной комиссии отец Тарасий быстро заменил по своему усмотрению, выбрав людей попокладистее, посговорчивее. И очень скоро строительные работы в Воскресенской церкви сошли на нет, запасенные материалы куда-то "рассосались", церковная касса оказалась без контроля, а тот самый уазик, о котором упоминала Л.П. Кислицына, батюшка переоформил на свое имя. В ноябре же нынешнего года он погрузил в 20-тонный контейнер и машину, и все мебельные гарнитуры, присовокупив к ним разные другие более или менее ценные вещи, в том числе и холодильник, и отправил все имущество, оцененное им более чем в миллион рублей, на свою родину, Украину.
Несколько раньше прокурор района О.М. Ренжин по просьбе прихожан побывал в Воскресенской церкви, предупредил отца Тарасия, что он не имеет права присвоить какое-либо церковное имущество, что им вольно распоряжаться только приходское собрание, поскольку всё, что имеет церковь, приобретено на деньги прихожан. Но священник и не думал прислушаться к мнению представителя закона. Церковь, де, отделена от государства, так и нечего совать нос в наши дела.
Однако О.М. Ренжин рассудил иначе и после отправки контейнера заключил корыстолюбивого батюшку под стражу.
История получила широкую огласку. Еще бы - священника арестовали! Да не по политическим, а иным мотивам. В окрестных районах тужинцев при случае расспрашивали: "Чего там у вас случилось? Поп, что ли, заворовался?" На каждый роток не накинешь платок... И, хоть первый заместитель прокурора области своею властью изменил меру пресечения подпиской о невыезде, общественное же мнение сложилось не в пользу духовенства.
Четыре раза пытались члены бывшего церковного совета рассказать о далеко не святом поведении отца Тарасия архиепископу Кировскому и Слободскому Хрисанфу. Но ездили в епархию напрасно. Владыка не принял их, не выслушал. Может быть, таким образом он напомнил им, что одна из главных заповедей церкви -  смирение, и нет суда выше суда Божия. Да только как простым людям понять такие тонкости. До сих пор они бывали в Божьем храме и общались со священнослужителями лишь от случая к случаю, а потому темны в своем невежестве. Вот и пошли туда, где всегда выслушают, - в прокуратуру. А потом решили обратиться с иском в народный суд. Провели собрание без благословения архиепископа Хрисанфа. Выбрали представителя, который будет защищать на суде интересы прихода, - заместителя редактора районной газеты "Родной край" Ю.В. Масленникова, пенсионера, в прошлом активного коммуниста. Наверное, потому, что сумеет сказать правильно...
Вот как все перемешалось! И церковная мораль, и светская. И духовное, и уголовное. Потянулись люди к религии, а с чем встретились?
Сейчас Тарасий Стефура пребывает на свободе и, наверное, надеется уйти от ответственности за присвоение церковного имущества. В епархии его защищают, стараются оправдать, обелить. Он переведен в другой приход. Отправленный им на Украину контейнер из-за медлительности тужинской милиции задержать на территории России не удалось. Вполне вероятно, что и вернуть ничего не удастся.
Кстати, говорят, это далеко не первый случай, когда священнослужители обирают возрождающиеся вятские церкви, обращают собранные по деревням копейки не во славу Божию, а в личное благо. Но, похоже, епархию это не тревожит. Возможно, моральный облик священника не должен волновать прихожан: молятся не ему, а Богу. Однако именно священнику целует верующий руку. И если рука эта нечиста... Эмоции, эмоции! Но как же без них?"
----------------
"Вятский край". 15 декабря 1992 года. Г. Ермолина. Статья "Ничего святого?"

Духовенство

Previous post Next post
Up