Анекдоты о вятчанах. Часть вторая.

Jan 11, 2013 07:31

Как сказка - мир. Сказания народа,
Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне...
 Николай Заболоцкий, 1937 г.



Первая часть здесь.

1. Ванька с Мишкой собрались в Москву съездить, ни разу не бывали. Запрягли лошадь вот, взяли с собой борща кормова, поехали. Сутки едут, двое, трое на лошади. Захватило их, ночевать надо. Разговаривают. "А нади, - Ванька говорит, - чтобы дорогу-то на Москву не потерять, оглобли-то ставить прямо по направлению Москвы". Там подслушали их вот и ночью оглобли и развернули назад. И опять назад едут, едут. Ночью подъезжают к Вятке. Ванька: "Москва-то чё-то на нашу Вятку, - грит, - похожа"...

2.Вятчанин как бы просыпается ото сна, когда вы обращаетесь к нему с каким-либо вопросом, и прежде всего переспрашивает этот ваш вопрос, - словно затем, чтобы дать себе время подумать, собраться с мыслями ("раскачаться").
 - Куда едешь, дядя?
 - Кто?.. я-ту?.. Куда еду? баешь... А на Богорочько-о!
Или:
 - Откуда ты?
 - Я-то?
 - Я больше не спрашиваю: значит, вятский.

3. Возвращающийся на родину со службы солдат попросился к одной хозяйке переночевать, однако из-за неожиданного возвращения мужа вынужден был спрятаться в подполье, где себе в сумку хлеба, сала битком набил. Затем, набравшись храбрости, солдат поднял головой западню подполья, высунул оттуда в избу голову и говорит:
 - Хозяин! А хозяин! Скажи мне, как попасть в Вятску губернию?
Опешивший хозяин указал солдату такой путь: "Из подполья по избе в дверь. Там через двор в огород. Из огорода в лес и прямо в Вятску губернию". После чего пришедшему к нему соседу в раздумье сказал: "Вот двадцать лет уж как живу в этой избе и не знал, что через мою избу дорога в Вятску губернию!"

4. Мы, вятские - хватские, с пола не падаем.

5. На баничи трава выросла. Ее как-то надо было скосить. Вот вятские думали, думали: "Давай корову подтягивай, она съест там ее". Корова на валиках едет. Вятские! Тхой, вятские!

6. Шли из Вятской губернии двое ходоков. А в Сибири раньше жили все ссыльные. Вот выходят из тайги и начинают одного лупить, потом другого:
 - А что, Ванька, хорошо, что мы с тобой вдвоем! Тебя бьют, а я отдыхаю. Меня бьют, ты отдыхаешь. Если бы одного, до смерти бы забили.

7. Похожий сюжет. Шли человек семь ходоков тоже из Вятской губернии. Выскочил из лесу им навстречу один мужик. Говорит:
 - Стой! Выкладывай, у кого есть деньги.
 Ну, оне выложили деньги. Он забрал их и ушел.
 - Вот, - говорят, - трус какой. Деньги забрал, а тронуть побоялся.

8. Ну вот. Едут вятские, на телеге сидят. Вот. Лесные люди вышли, разбойники. Лошадь выпрягают - молчат, сидят. Забрали и увели. "Хорошо, что, - говорят, - они оглобли не взяли, а то бы мы им дали!" От вятский народ такой - простодырый.

Вятские - мужики хватские:
   Семеро одного не боятся.
   Семь стоят на возу,
   Один кидает внизу,
   И кричат: "Не заваливай!"

9. Стали мужики через Вятку переплывать. На бревне уселись, а ноги в лаптях связали внизу, чтобы не соскользнуть, да и перевернулись. Их другие мужики увидали и говорят: "Надо же! Еще отплыть не успели, а уж лапти сушат".

10. Пролила вячькая баба чугун кипятку. Заревела да и давай причитать: "Ой, кабы у меня был сын, да у сына-ту ишшо сын, да кабы я ево заварила, да куды бы я девалась!"

11. Купила вячькая баба на базаре новые ночовки, да и велит мужику торговцу расколоть их: "Расколи да и сшей. У меня нету мужика-та, опосля расколюцца - и сшить некому!"

12. "Ваньчё! Скажи моёй кобыле: тпру!" - "А сам-от щё?" - "Да у меня в роту-ту кроха!" - "Так положь в шляпу!" - "Да не полезёт!"

13. "Вспоротая коза", рассказ А.Грудцына.
"Приехал в Казань из Вятки извозчик Ерёма Сухопарый, На постоялом дворе он поймал за рога козу и давай ее драть арапником. Коза мечется, ревёт, а Ерема знай ее дерёт. Увидел это дворник и говорит:
 - Ты что, толокно, делаешь? ведь коза-то хозяйская!
 - А мне щё, - отвечает Ерёма, - она у меня в Котельниче овёс съела.
 - Ах ты, толокно бестолковое, - горячится дворник, - да ведь коза-то у нас доморощенная, как она могла быть в вашем Котельниче, слепород?
 - Да эта, чуешь, самая и была: и рога и борода экие же... Эта самая, пучеглазая... А овёс дорогой!
 - Вот доложу хозяину, не разделаешься!
 - А мне щё ваш хозеин! - сказал, отпрягая лошадь, Ерёма.
 - Толокно! - обругал дворник и ушел, за ним утряслась и вспоротая коза..."

14. "До стены не постлано", другой рассказ А.Грудцына.
"Наступила ночь. Ерёма вместе с другими извозчиками залез на верхние нары, где улегся на краю. Извозчики стали его толкать и прижали почти к самой стене. Ерёма всё подвигался, а потом остановился и сказал: "Хоть убейте, а не двинусь!"
 - Подвинься! - говорит ему вязниковский извозчик.
 - Кто? я-ту? - спрашивает невинным голосом Ерёма.
 - Да, ты-ту, вятское толокно.
 - Ни за щё.
 - Почему?
 - А потому - тутотка не постлано.
 - Вот еще что придумал! В гостях да еще хорошую постелю требуешь... Ведь здесь твоей бабы нет, чтобы те постель постлала; такая же поди толоконница!
 - Кто, баба-ту?
 - Да, баба-ту.
 - Нича, шапкой не сшибёшь...
 - Не постлано, - ворчал вязниковец, и забрав свое поголовье, перевалился через Ерёму к стене. Но не успел и ахнуть, как упал на нижние нары, так как верхние до стены не достланы были.
 - Обманул слепород! - ругался опомнившийся вязниковец.
 - Я щё, я говорил, что до стены не постлано, а ты не поверил."

15. У нас в Котельниче четыре мельничи: паровича, водянича, ветрянича и электрича.

У Котельнича три мельничи стоят -
   Водянича, паровича да и ветрянича:
   В водяниче мелят гречу,
   В паровиче мелят рожь,
   А на водяниче чего надо, то и хошь.

16.
 - Ванькё, спугни воробья-тё, сел на мачту, баржа-тё потонёт.

17. "О баталии Вятцкой".


У иноземцов о вартах описуют подобно как о вятках повествуют акибы в старые годы воправду некогда бывало что вятское гражданство противу серпа воевало сице ополчаюся против изверженной морем рыбы скоты жители некоего горада варты люди видом телоги быть малой породы актомуж еще знатно дураки и уроды.
Картинка изображает какое-то чудище вроде огромного хамелеона, на избиение его собрался весь город с вилами, лопатами, кирками, ухватами, граблями, лавками, копьями и всяким оружием.
Над воителями поставлены цифры 1-25. Текст:
1. Посторонитесь мужичье деревеншина начас разщибу пополам ету гадину тотчас (трое стоят с фитилями у пушек).
2. прикладывайся и пали неопасайса а сам неужасайся (это говорит парень с вилами).
3. Прежде сего бывал человеком храбрым аныне вправду явился воином славным (инвалид на костылях с сапожным ножом в руке).
4. Ступайте ребята нетеряйте время станем храбро понесем ето бремя (отряд мужиков с граблями, вилами, топорами и пр.).
5. Догадывайтеся ребята нам лутче приступить ныне всякому свою храбрость показать (баба с четками и колотушкой, при ней мальчик с корзинкой).
6. Хотя б был у сей гадины червяк вгузне и ябы у него разковырял етими рогами пуще (шут с двумя воловьими рогами в руках).
7. Панамарь в набат бьет нарот тревожит а кто упал тот от страху встать неможет (изображение соответствует тексту).
8. Попирайте я ему сердце пробожу или сам свами вкупе пропаду сколко у нас силы будет толко у нево копия всердце будет (трое подносят одно копье, чтобы ударить чудище).
9. Я иду наперет безопасно непропасть бы мне напрасно (парень с двумя бритвами в руках).
10. Я иду и трублю в рок а вы колите смело зверя в бок.
11. Лутче нам за свое отечество умирать нежели свою честь потерять (парень, подкрадывающийся к чудищу с саблей).
12. Пристойне нам за отечество со зверем битца нежели как сидя збабами пить и веселится а ты фетька держись за меня старика верьвою крепко что бы мне во зверя попасть из пищали метко (голландец с трубочкой за шляпой стреляет из пищали, Федька поддерживает его веревкой).
13. Не чудеса ли на етой войне бывают где люди на быках и козлах приезжают (трубач на козле).
14. О мужие великодушни в зелном горячестви к нему мужайтеся и близ зверя без меры не прикасайтеся (мальчик с винтовкой).
15. А ты голка степка острогой коли зверя крепко а я подержусь за тебя верьвою зъзади цепко.
16. Всяк вдавайся лютому страху и подлежит горькому смертному часу только я ево заколю смаху (Каллотовский шут с двумя кинжалами в руках).
17. Как ета пуля выкру зверя попадет скоро потом оная пропадет абуде в етом разе ошибуся то я имени своего лишуся.
18. Ну ивашка нестой ступай храбро чтоб наша войско славно не пропало напрасно (Ивашка верхом на баране, с мутовкой в руке).
19. Авы воины опасно смотрите живот свой добре сохраните (это говорит безобразный мужик с цепом в руке).
20. Лутче тут срать нежели на баталье умирать.
21. Ох ти мне соломанида нечто мне оттого страху сердце во мне приуныло (мужик с заступом, Соломонида с шестом).
22. Вот то ему будет что мой чекан ево порубит кожурина повалится с него как сарафан (каменщик с двумя кирками).
23. Я втупору страх такой позабываю коли досыта вина испиваю (две бабы, одна пьет вино из кувшина).
24. А сей мой порох внутренней легко стреляет а от пуль моих ранен никто небывает но токмо блиско ко мне приближается тот скоро онаго понюхав спять возвращаеца
25. Ступай поганяй поспешай пропадет вся инфантерия ежели непоспеет летучая наша кавалерия (два мужика верхом на воле спинами друг к другу, задний колет быка кинжалом в хвост).
В пояснение к картинке Ровинский приводит сказку "О старушке и ее сыне": "Один парень ушел от своей матери, необыкновенной дуры, погулять по белу свету. После разных похождений у разных дураков, которые оказались еще глупее его матери он набрел на ржаное поле, где бабы жали рожь не серпами, а перегрызая солому зубами. Парень заказал кузнецу серп, и в то время, когда народ весь был на отдыхе, нажал несколько снопов, заткнул в один из них серп и влез на дерево посмотреть, что из этого будет. Вскоре посем собрался народ на поле и увидя снопы связанные закричали: "Ах! Сколько червяк попортил хлеба у нас". Один из них оказался похитрее и увидя серп, заткнутый в сноп, сказал: "Братцы! Вот еще и червяк-то здесь". Всякий стремглав побежал в свой дом, кто за шестами, кто за баграми, кто за веревками, и пришед опять в поле не осмеливались приблизиться к снопу, опасаясь, чтобы червяк не переел их самих. Разумные крестьяне начали сперва серп потрогивать шестами и баграми, чтобы его отдернуть от снопа. Напоследок затянули мертвую петлю и удалось им оной зацепить за серп. Потом несколько человек ухватясь за веревку тащили червяка сего к реке топить. Серп же будучи сам по себе легок от скорого тащения крестьян то вскакивал, то зацеплялся за кочки. Они удивлялись сему и переговаривались между собою, что червяк мечется на них. Наконец к несчастью их как-то серп вскочил на шею одному мужику и зацепился. Крестьяне, желая пособить сему горю, чтобы червяк не заел мужика, сильно веревкой тянули серп, которым перерезали шею бедному крестьянину. Наконец крестьяне дотащили серп до реки, выбрали жеребьем кому топить его посередь реки, привязали жеребьевого к бревну за ноги и спустили его на воду. Кончилось тем, что серп был потоплен, но с ним вместе пошел ключом ко дну и топивший его жеребьевый". Ровинский прибавляет: "В сказке однако же не сказано, чтобы дело это происходило в Вятке". По этому поводу можно сказать, что сказку рассказывали часто именно о вятчанах, поскольку на Вятке часто использовали не серп и косу, а горбушу.

---------------
Источники:
1. История Вятского края в преданиях, легендах и песнях. М., 2006.
2. В. Семибратов. Трифонова обитель. Киров, 1999.
3. Д.К. Зеленин. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1905 год.
4. Русские народные картинки, собрал и описал Д.Ровинский. Книга I. Сказки и забавные листы. С.-Пб., 1881. С.409-412. Книга IV. Примечания и дополнения. С.288-289.
Иллюстрации:
1. С. Лобовиков. Из наших лесов. 1907-1908.
2. О баталии Вятцкой. Лубочная картинка.

Изобразительное искусство, vyatka, Котельнич, несерьезно, Дней минувших анекдоты, Этнография

Previous post Next post
Up