Самозванцы и самосвяты.

Dec 14, 2012 18:45

  "В (18)90-х годах одно время газеты много занимались личностью некоего Никодимуса, "батюшки Никодимушки", в действительности носившего фамилию не то Константина-Оглу, не то Кеворка Иванова. Это черномазый субъект, в клобуке и рясе, с красивыми волнистыми волосами и бородой, с выразительными черными глазами, фигура живописная и яркая, неотразимо действующая на нервных дебелых купчих и благочестивых старушек. Выдавал он себя то за афонского, то за иерусалимского монаха, странствующего с благословения самого иерусалимского патриарха. Сколько известно, он подвизался преимущественно в столицах: для деревни слишком важная и великолепная фигура. Был давно на замечании полиции, но его выручали влиятельные клиенты и клиентки... Кроме купеческих домов он посещал также фабрики и заводы на окраинах. Где-то у Смоленского кладбища (в С.-Петерб. - Е.В.) благочестивый Никодимушка постучался к огороднику. Огородника этого он не знал, но ему было известно, что это человек очень озабоченный спасением души. Поэтому он постучал к нему с доверием и приветом: "Мир дому сему". Оказалось, что как раз около этого времени у хозяина побывал уже некий старец из Иерусалима, успевший слишком уж грубо обмануть его, и огородник находился в периоде раздумья и сомнений. Услыхав, что новый пришелец явился тоже из Иерусалима, озлобленный огородник ничтоже сумняся сволок его в участок. А там его встретили как старого, давно жданного знакомого..."
  Это отрывок из рассказа В.Г. Короленко "Современная самозванщина" (1896 г.).

  Сегодня уже никого не удивишь подобного рода явлением. То ли дело было в 1990-е, когда сие "благодатную" нишу только-только начинали осваивать разномастные мошенники. На вокзалах, в электричках, в подземных переходах, у станций метро, на рынках и в прочих публичных местах быстрехонько объявились сурового вида молчаливые бородачи в подрясниках, просящие подаяния "на храм" ("на монастырь") с ящичками в руках. Помнится, в нашей епархии в те же годы побывал проездом один деятель, выдававший себя за иеромонаха. Действовал обаянием. Проникнув в детский дом, "причащал" детишек из рюмки водкой с черным хлебом, сам "напричащался" и устроил "молебен" с игрой на пианино и хороводами. У детдомовских работников даже мысли не возникло, что тут что-то не так. Другой проходимец уличен был в почти уж невинном занятии - служении литий на кладбище в родительские субботы... Действия самозванцев разнообразны. Кто-то просто стоит в людном месте и молча просит на несуществующий храм, кто-то добивается приема у руководителей небольших предприятий и предпринимателей, для которых расстаться с суммой в несколько тысяч рублей не проблема. Иные ловкачи занимаются даже исцелениями и экзорцизмом. Если эти попадают в каталажку, то на их защиту иногда выступают поклонницы-бабульки: выстраиваются в пикет у местного РОВД с плакатами "Освободите Старца!" и грозят небесными карами. Еще в 2000 г. архиерейский собор РПЦ постановил: "Недопустимо рукоположение клириков, имеющих постоянное место жительства в других епархиях, а также совершение священнослужителями, в том числе заштатными, Таинств и треб вне приходов во избежание обмана и святотатства. В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор".
 В общем, ничто не ново под луною. Просто сто лет назад возможностей играть на благочестивых чувствах российских граждан у мошенников было побольше. Народ был религиознее, чем ныне. Бродяг  и попрошаек в Империи, как и сегодня, особо не дергали. Прокалывались мошенники в основном на воровстве, пьянстве, разных аферах и ложных чудесах. Всех персонажей, собранных Короленко, можно поделить на две большие категории: это самозванцы, действовавшие грубым обманом (чаще всего - разного рода мнимые сборщики); и более тонкие дельцы, выставлявшие напоказ ради наживы свои мнимые подвиги и чудотворения.
 Пример первого сорта обманщиков уже приведен в начале статьи. В какой-то момент "посланников" Иерусалимского патриарха и несуществующих восточных монастырей стало на Святой Руси до того много, что Синод вынужден был говорить о них в специальных циркулярах: "В Россию ежегодно прибывает значительное число персидских подданных, преимущественно уроженцев Урмии, именующих себя лицами духовного сана православного исповедания, тогда как, по отзыву нашего консула в Азербайджане, в действительности в Азербайджанской провинции нет ни одного православного (все они принадлежат к так назыв. несторианскому вероисповеданию)... Большею частию они выдают себя за посланных иерусалимским патриархом для сбора на Гроб Господень, показывают ящики, на которых имеются печати, будто бы патриаршие; продают образки или предлагают поставить у Гроба Господня "годовую свечу" и т.д."
  Довольно большой полк таких сборщиков эксплуатировал авторитет св. Афона. "Кто, в самом деле, - говорит Короленко, - не получал этих писем? Описывая бедственное состояние скитов и келлий, а также нужды спасающихся в них скитников, авторы просят помочь им присылкою денег, а также сообщить адреса известных своею благотворительностью лиц, предпосылая при этом, конечно, благословение св. Афонской горы. При каждом таком письме особо прилагается изображение Божьей Матери. В конце письма всегда излагается такса, или же, по выражению "афонских писателей", чин поминовения; здесь обозначается, за какое время поминовения сколько требуется высылать денег. В заключение всего прилагается с печатным адресом конверт для посылки денег и писем". Чтобы хоть как-то унять мошенников, Синод распорядился, чтобы все пожертвования на афонские монастыри направлялись через его хозяйственное управление. В письмах "келлиотов" после этого появляется разъяснение: "Деньги через синод не высылать, так как мы их не получаем. Посылайте прямо по почте". Далее Короленко пишет: "Особенно остроумное письмо этого рода было оглашено в 1900 году в "Сыне Отечества" (№36). Исходило оно от келлиотов "Пустынной обители Введения во храм" и предупреждало благочестивых жертвователей, чтобы они свои пожертвования через синод не направляли, "так как для Св. Синода дело передачи пожертвований оказалось крайне обременительным (!), о чем было напечатано от Хозяйственного Управления при Св.Синоде в "Церковных ведомостях" в 1896 г., №7. Так соизволил распорядиться Св. Синод, а посему просим Вас посылать послать свои пожертвования прямо к нам, по прилагаемому при сем адресу. В случае же, если при сдаче на почту денежных писем чиновники почтовых учреждений по каким-либо  недоразумениям не пожелают принять от Вас писем только потому, что они адресованы непосредственно в нашу обитель, то покорнейше просим уведомить нас отдельным письмом, по какой именно причине почтовый чиновник отказал. Всякое уклонение от обязанностей почтовых чиновников дает полное право обращаться на них с жалобою главному начальству, как мы уже делали, и виновные были подвержены к ответственности". Шедевр эпистолярного жанра, востину шедевр! Встречались и совсем уж интересные случаи. Если газета, которую цитирует Короленко, не врет. "В 1908 году в Одессе обнаружена целая организация аферистов, рассылавших  печатные воззвания о пожертвованиях для афонского монастыря. Организация делилась на три партии, оперировавшие в различных частях города и получавшие из различных местностей обильнейшие пожертвования деньгами, вещами и холстом. Накрытые полицией аферисты доказывали, что все они - послушники афонского монастыря и командированы настоятелем собирать пожертвования. В их квартирах найдены огромные суммы, ценности, предметы роскоши, порнографические открытки и книги, бутылки из-под водки и т.п. Один из участников организации успел даже приобрести себе в Одессе громадный дом.  Впоследствии оказалось, что все эти "аферисты" - действительно афонские монахи. Один из них, Авксентий Добровольский, успел доказать, что он старший послушник пустыни афонского монастыря св. великомученика Артемия. командированный настоятелем монастыря иеромонахом Афанасием ("Речь", 22 ноября 1908 г., №285). Да, послушник вне стен монастыря, в отпуске - это страшное дело!
  Теперь о "подвижниках" и "чудотворцах". "В деревне Федоровке, Лаишевского уезда, среди деревенских обывателей есть некто Гаврила Михеичев, - пишет корреспондент "Волжского Вестника" (№138, 1894). - В летнее время это просто торговец на базаре в с. Алексеевском, ничем не отличающийся от других торговцев. Но у него есть особый талант, которым он пользуется зимой. Он умеет, не простуживаясь, ходить босым по снегу. И вот, с наступлением холодов он отправляется в одежде странника, босой, по деревням. Там, под видом старца, не то с Афона, не то с других святых мест - читает крестьянам какую-то книжку, поет каноны и молитвы и т.д. Темный люд наделяет его чем может, а с наступлением весны Михеичев возвращается к семье, сортирует добычу и в первую же пятницу выступает опять в качестве торговца на базаре. Талант, разумеется, дается не всякому. Пробовал Михеичев "приучить к своему делу" своего односельца, но тот простудился и умер. Уговаривал других, - дело, мол, нетрудное, а прибыльное ("Даже и пачпорта святому человеку не требуется. Какой тут пачпорт, ежели человек босой по снегу ходит!"). Но более охотников не сыскалось".
  Изобретательность мошенников в деле "подвигов" и "чудес" сражает наповал, вот бы эту-то фантазию - да на благое дело. "В 1901 году в "самарской Газете" писали о следующем случае: два босяка, носившие выразительные клички "Петьки Бури" и "Петьки Цирка", надели монашеское одеяния, достали откуда-то вериги и в таком виде стали посещать "самарских крупчатников", напоминая им о грехах, о возможной кончине мира и о том, что подаяние может сильно облегчить для них будущую ответственность. Почтенные крупчатники оказались очень восприимчивыми к божественным глаголам. "Буря" с "Цирком" работали отлично и плоды своих трудов отдавали на хранение местному торговцу на берегу Волги. Пронюхавшая об этом предприятии полиция при обыске нашла в своеобразном банке 950 рублей, которые оказались принадлежащими праведным "Буре" и "Цирку"...
 Другая история. "В село Меловое, - писал корреспондент "Нижег. Листка" (12 окт. 1901 г.), - пришел какой-то молодой человек, увешанный железными и деревянными крестиками. Он сразу же объявил себя "посланником небес", предсказывал скорый конец мира и совершал чудеса... на картах, на стакане воды и т.д. Простодушные сельчане , никогда не бывавшие в цирках, были поражены "сверхестественными явлениями". Собрав обильную дань, чудотворец благословил толпу и удалился - гремя и звеня крестиками и напевая гнусавым голосом: "Волною морскою скрывше издревле..." И ведь знал, пройдоха, что петь к случаю! "Так, - прибавляет корреспондент, - "посланник небес" обошел все окрестные деревни и всюду пользовался неизменным успехом".
  Вот еще курьез. "Вот как описывает корреспондент "Черноморского Побережья" прибытие в Новый Афон "схимника Серафима блаженного". Почтенный подвижник прибыл к празднику Покрова, когда народ тысячами собирается на богомолье. "В рубище, босиком, с растрепанными длинными волосами и всклокоченной бородой, обвешанный крестами и целым ассортиментом таинственных амулетов, схимонах повергал в полное умиление простодушных богомолок. На нем висела рука, "когда-то заушавшая Христа" (настоящая сушеная человеческая рука), лестница, по которой восходили для снятия Спасителя с креста (выделено мною - Е.В.), платок с головы Божией матери, лоскут пелены с гроба Господня и многое другое". И вдруг общее внимание привлекли крики какой-то женщины, громко молившей "блаженного" об исцелении. Появившийся откуда-то странник тоже ходатайствовал перед "схимником" об исцелении болящей, одержимой бесами. "Блаженный" подошел к женщине и стал читать заклинания, приказывая бесу выйти из больной. Заклинания возымели действие неожиданное: в женщине оказались целых два беса, которые и изгнаны из нее с позором в присутствии огромной толпы. Часть присутствующих богомольцев кинулась на колени, а затем, по приглашению странника, - посыпались пожертвования... Схимонах Серафим начал раздавать свои карточки (как фокусники раздают свои рекламы)... Чудо очень заинтересовало новоафонского урядника, по-видимому человека довольно расторопного, который "усомнился" не только в подлинности чудес, но еще более в том, как взглянет на эти самовольные чудеса его начальство. Тронуть святого тотчас же он не решился, боясь наэлектризованной толпы, но ночью схимонах, странник и исцеленная женщина были разысканы и приглашены к допросу. Это оказалась одна компания. "Исцеленная" женщина заявила, что вообще она здорова, но бесы залезают в нее каждый раз при посещении монастырей. "Дома же хоть 10 лет просиди, они ее не трогают". Странник оказался простым подручным, а у самого "схимонаха" найдено много заготовленных чудес, в том числе просфоры с запеченными в них золотыми. Кроме того при нем оказалось клише для портрета с разрешительною подписью: "Печ. дозв. Апреля 11 дня 1905 г. Цензор ректор Виф. дух. семинарии прот. А.Беляев. Тип. Св.-Тр. Серг. Лавры". На следующий день корреспондент присутствовал при отправлении "блаженного Серафима"  и его сообщника под конвоем в Гудауты..."

старая Россия, Духовенство

Previous post Next post
Up