Александровское Вятское реальное училище. Часть 2-я

Oct 07, 2020 10:05

 В дополнение к заметке по истории реального училища помещаю здесь следующий текст.

"Краткие сведения для лиц, желающих поместить своих детей или родственников в Александровское Вятское реальное училище.

Александровское Вятское реальное училище есть среднее учебное заведение, имеющее своей целью доставить учащемуся в нем юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний.

Александровское Вятское реальное училище состоит из 6 классов основного отделения и имеет еще 7-й дополнительный механико-технический класс.

Ученики, окончившие курс учения, а также лица, имеющие свидетельства о знании этого курса, могут поступать в высшие специальные училища (технологический, лесной, горный институты, Петровскую академию, Академию художеств, ветеринарный институт и др.), подвергаясь только поверочному испытанию из некоторых предметов.

Ученики, получившие одобрительный аттестат об окончании курса Александровского Вятского реального училища, если они по происхождению имеют право на поступление в гражданскую службу, принимаются в оную на общем с воспитанниками средних учебных заведений основании и производятся в первый классный чин по выслуге сроков, определяемых в ст. 593 устава о службе по определению от Правительства.

Ученикам, не окончившим курса в Александровском Вятском реальном училище, выдаются свидетельства, в которых обозначаются успехи, поведение и классы, в коих они обучались, причем в свидетельствах выдаваемых ученикам 3-го класса и старших классов, упоминается, что они пользуются правами, предоставленными лицам, окончившим курс учения в уездных и других им соответствующих заведениях.

В Александровском Вятском реальном училище обучаются дети всех сословий без различия звания и вероисповедания.

 Прошения о поступлении подаются на имя директора училища на простой бумаге. К прошению должны быть приложены: метрическое свидетельство, свидетельство о звании и свидетельство о привитии оспы.

Для поступления в 1-й класс требуется возраст от 10 до 13 лет; если же до нормального возраста не достает не более З-х месяцев, то такие дети могут быть приняты в училище, если будут признаны вполне годными для учения.

Общий прием бывает каждый год в начале августа. Желающие поступить в течение учебного года, могут быть приняты педагогическим советом, если последний признает их достаточно знакомыми с пройденным уже в классе.

Ученики училища обязаны вносить плату за учение по 12 руб. 50 коп. в каждое полугодие; 1-й взнос в течение августа и сентября и 2-й взнос в течение января и февраля месяцев. Поступающие в течение того или другого полугодия вносят плату за полное текущее полугодие. Внесенная плата ни в каком случае не возвращается.

От платы за учение, по определению педагогического совета, могут быть освобождаемы 10 % общего числа учащихся, заслуживающих того по своему поведению, прилежанию и успехам, и при том дети совершенно недостаточных родителей.

Независимо от сего расчета освобождаются от платы сыновья лиц, служащих при училищах Министерства народного просвещения, а также лиц, прослуживших в них не менее 10 лет, если последние представят свидетельство о бедности.

Кроме того, освобождаются от платы стипендиаты имени императора Александра II (11 учеников)‚ стипендиаты губернского земства (25 учеников) и стипендиаты уездных земств.

Назначение стипендии губернского земства зависит от Попечительного совета училища, а для стипендиатов имени императора Александра II - от соглашения между попечительным советом и уездными земствами. Лица, желающие получить стипендии, должны представить свидетельства о своем материальном положении.

Стипендии выдаются ученикам, заслуживающим того по своим отличным успехам и поведению.

Стипендиаты, оставшиеся на второй год в том же классе, лишаются стипендии, и только по по особому ходатайству педагогического совета попечительный совет может согласиться на продолжение стипендии. Ученики, пробывшие 2 года в одном классе и не оказавшие удовлетворительных успехов, увольняются из училища.

Ученики обязаны иметь все необходимые книги, тетради, перья, карандаши, резину и ранец.

Ученики обязаны иметь приличный костюм; для классных занятий костюм состоит из шерстяной серой блузы и такого же цвета суконных брюк, а в других случаях из форменного сюртука. Уличная одежда состоит из форменного пальто и форменной с гербом фуражки. Летом, с мая по сентябрь месяцы‚ ученики могут носить белую форменную фуражку при белой парусинной блузе и таких же брюках.

Ученики должны иметь книжку для записывания уроков, в которой отмечаются преподавателями успехи учеников и делаются замечания о каких-либо проступках. Родители или заступающие их место обязаны еженедельно подписывать эту книгу и следить за сделанными там замечаниями.

При помещении ученика на какую-либо квартиру или в случае перемены квартиры, родители обязаны предварительно получить на то согласие инспектора училища" (Вятка, 1886. С. 3-6).

Источник - Вятская электронная библиотека - Книги и рукописи
_____________
Далее в тексте следуют программы испытаний (вступительных экзаменов) для поступающих в первые три класса училища. Поскольку реальные училища были средними учебными заведениями, то от поступающих в первый класс детей требовалось умение бегло читать и грамотно писать под диктовку. По арифметике у испытуемых проверяли навык в первых четырех действиях и умение решать (как устно, так и письменно) легкие задачи с небольшими целыми числами. Наизусть следовало знать общеупотребительные молитвы и несколько стихотворений русских поэтов-классиков. Таким образом, у желающих поступить в первый класс спрашивали знания начальной школы. Начальное образование могло быть как школьным, так и домашним. Никаких документов не требовалось, проверяли только знания. От поступающих во второй и третий класс требовалось хорошее знание программы первого и второго классов соответственно.

Реальные училища были весьма популярны среди купеческого сословия и интеллигенции. Училища были всесословными, состав учащихся был самым демократичным. Однако же, обучение было платным (25 рублей в год), помимо того родителям надо было платить за квартиру мальчика в период обучения (если семья жила не в городе). На средства родителей приобретались учебники, школьные принадлежности, форменная одежда. Для многих крестьян такие расходы, даже на обучение одного сына, были разорительны. В данном случае выход был найден в назначении самым талантливым ученикам стипендий, как от самого училища, так и от земств - губернского и уездных. Стипендиаты и дети бедных родителей освобождались от платы за обучение. Кроме того, обучение было бесплатным для детей учителей народных училищ.

Весьма обыкновенным явлением было оставление неуспешных учеников на второй год или исключение из училища. От преподавателей не требовалось "подтягивать" отстающих учеников. Исключали из училища и за плохое поведение (самый известный пример - Александр Гриневский, будущий советский писатель). И все-таки порядки в училище были свободнее, чем в гимназиях. К примеру, в последний период существования вятского рельного училища (1910-е гг.) в его преподавательском составе появились учительницы.

В Вятке была целая прослойка обывателей, которые жили за счет сдачи квартир учащимся. На одной квартире (в комнате) как правило жили сразу несколько учеников (платить вскладчину было дешевле). Квартиры учеников проверял инспектор. Частым следствием таких проверок были доклады инспектора о неудовлетворительных бытовых условиях (теснота, сырость, плохое питание). Само здание училища, где проходили учебные занятия, было слишком тесным и старым. Губернское земство не раз поднимало вопрос о постройке нового здания училища, но так и не нашло для этого необходимых средств.

Вятское реальное училище было земским, то есть основное бремя по его содержанию несло губернское земство. Однако же преподаватели училища числились по ведомству Министерства народного просвещения и пользовались всеми правами и льготами государственной службы.

Окончившие курс в реальном училище имели право поступления в высшие специальные учебные заведения Империи (технологические институты, Петровскую сельскохозяйственную академию и проч.). Но для поступления в университеты требовалось знание гимназической программы. В классических гимназиях преподавали древние языки, и выпускники реальных училищ для поступления в университет должны были заниматься по этим предметам самостоятельно и затем успешно сдать экзамен по курсу гимназии.

vyatka, Учебные заведения

Previous post Next post
Up