Котельнич

Dec 03, 2019 19:52

 Сегодня, дорогие друзья, мы с вами совершим небольшое, но увлекательное путешествие в старинный город Котельнич. Для рассказа я выбрал 1905 год, поскольку именно тогда для Котельнича начался ХХ век - рядом с городом была построена железная дорога.
-----------------------
 К 1905 году население уездного города Котельнича составляло 4825 человек. Подавляющее большинство жителей - православного вероисповедания. В городе было 6 церквей и 1 часовня. Главный храм - каменный Троицкий собор, построенный в 1713 году. То есть покровителем Котельнича была Святая Живоначальная Троица, никак не меньше, так что в богословии котельничане знали толк. Неподалеку от собора стояли еще две значительные церкви, Никольская и Предтеченская. В старину в городе было два монастыря, но они были закрыты при Екатерине Великой. Ликвидировав монастыри, матушка императрица даровала Котельничу статус уездного центра, герб с золотым котлом на зеленом фоне и регулярный план с прямоугольными кварталами. От мужского монастыря городу осталась Предтеченская церковь, которую в начале ХХ века местное купечество взялось перестроить в большой храм в русском стиле с шатровой главкой, по последней моде того времени. В 1926 году большой пожар спалил без остатка центр города, все три церкви выгорели - остались только покрытые копотью каменные стены. В том же году прихожане все три храма стали активно восстанавливать. Насчет религии советская власть еще не зверствовала, то были относительно либеральные времена НЭПа. Через год Троицкий собор и Никольская церковь уже сияли новыми куполами - к большой досаде местных безбожников. В начале 30-х годов только-только восстановленные церкви закрыли и стали ломать. Уцелела до наших дней одна Никольская церковь, и та без колокольни.



Общий вид города Котельнича, снимок сделан с колокольни Никольской церкви на северо-восток.
Фотография 1927 года, через год после пожара. На снимке видны все три главные церкви города:
Троицкий собор (слева), Предтеченская (вдали без главки и колокольни) и Никольская (купол справа).
Слева внизу - угол гостиного двора. Часть зданий еще не восстановлена после пожара. Рядом с
собором - стены выгоревшего каменного церковного дома, в наши дни здесь помещается библиотека.

 В 1905 году жилых строений в городе было 558, из них каменных всего 37. Даже с учетом церквей и общественных зданий город на 9/10 был деревянным. Впрочем, такой пропорцией отличались и другие города губернии. Отборный лес, идущий на строительство жилья, был в то время здесь намного дешевле кирпича. Из общей длины улиц Котельнича в 21 версту камнем была вымощена лишь 1 верста 150 сажен - это был общий недостаток вятских городов, особенно северных. Улицы в городе прямые, но они то ныряют в овраг, то карабкаются на холмы. Старый центр города помещается в котловине - с севера на юг город прорезает длинный овраг, по которому протекает речка Балакиревица. Неровный рельеф создает весьма живописный вид, но немощеные улицы в сырую погоду были страшно грязными и непроезжими. Автор одного очерка с описанием Котельнича начала ХХ века отмечал: "По своему благоустройству город ничем не выделяется: будучи расположен в котловине, он имеет грязный и непривлекательный вид".



Котельнич, улица Московская (Советская), вид на запад от Верхней площади. Ноябрь 1908 года.
Внизу, за оврагом, видна Предтеченская церковь - с шатровой главкой.
Вид очень живописный, но ездить в сырую погоду по таким улицам было крайне неудобно.
Прохожих спасали деревянные тротуары, но перейти улицу и не испачкать обувь было невозможно.



Котельнич, улица Советская (бывш. Московская). 1 мая 1927 г.
Вид с той же точки, что и на предыдущем снимке.
Старые дома сгорели в общегородском пожаре 1926 года.
На их месте был построен ряд двухэтажных домов.

Главная улица города - Московская, или проще - Первая. Леонид Рахманов писал: "У нашего городка было одно сходство с Нью-Йорком: продольные улицы жители называли по номерам - Первая, Вторая, Третья, Четвертая. Правда, в Нью-Йорке этих самых его авеню тринадцать, Котельнич довольствовался четырьмя, но тянулись они тоже через весь город, версты на две с гаком". В 1905 году город освещался керосином - 181 фонарь (электрическая станция в городе была открыта в 1920 году). Водопровод в городе появился в 1912 году. Тогда же неподалеку от Верхней площади была построена водонапорная башня. Сей памятник промышленной архитектуры стоит и поныне.



Котельнич, городская электростанция, машинный зал. 1920-е гг.
Здание электростанции сохранилось до наших дней, сейчас здесь помещается типография.
Здание находится в центре города, адрес - улица К. Маркса, дом № 7.



Котельнич, водонапорная башня. 1913 год.
Современный адрес - ул. Советская, 28.

Как принято, башня по совместительству являлась пожарной каланчой. В 1905 году городская пожарная команда и обоз вольного пожарного общества имел в наличии 10 машин (ручных насосов в экипажах на конной тяге) и 25 бочек. Впрочем, бравая команда огнеборцев в 1926 году город не уберегла. В день пожара (26 мая) был пасхальный праздник Преполовения, с утра пожарные на лошадях гарцевали по улицам в форменной одежде с начищенными до блеска медными касками точно на параде, а в 11 часов дня их не оказалось на месте возникновения пожара. В полдень бороться с огнем было уже бесполезно. Выгорел весь центр города.



Котельнич, пожарная команда. 1929 год.
Здание было построено после пожара 1926 года. Современный адрес - улица Луначарского, 96.

В 1905 году в городе было 3 гостиницы (впрочем, на время Алексеевской ярмарки весь город превращался в один сплошной постоялый двор). Извозчиков числилось 37 (городской автобус в Котельниче был пущен в 1956 году, тогда же начали асфальтировать улицы; одно время на перекрестке улиц Советской и К. Маркса мигал светофор, но в наше время его здесь уже нет).



Котельнич. Извозчик. 1910-е гг.

В 1905 году читателей принимали земская публичная библиотека (200 абонентов), уездная библиотека для духовенства (90 абонентов) и библиотека-читальня попечительства о народной трезвости (872 абонента). Учебные заведения Котельнича на 1905 год: Комиссаровская ремесленная школа (44 учащихся), женская прогимназия (220 учениц), городское училище (167 учащихся) и 6 начальных школ. Позднее в городе была открыта мужская гимназия, а женская прогимназия повышена до гимназии. Изящное здание женской гимназии пострадало во время пожара, но было восстановлено.



Котельнич. Женская гимназия.
Воробьевская улица на запад от перекрестка с Предтеченской. 1910-е гг.
Современный адрес - улица Луначарского, дом № 77.

В 1905 году в Котельниче имелись городская и земская богадельни, действовало благотворительное общество. Работали земская больница на 50 кроватей и железнодорожная на 20 кроватей. Пациентов принимали 4 доктора, 10 фельдшеров и 4 акушерки. Солидное здание больницы, построенное уездным земством в начале ХХ века, помещается вблизи Верхней площади. В 1930 году рядом с больницей было построено здание поликлиники - памятник конструктивизма. Позднее здесь вырос больничный городок, в наши дни он занимает целый квартал. В 1905 году в городе действовали одна аптека и 2 аптекарских магазина.



Котельнич. Центральная районная больница. Вид на северо-восток с улицы Советской. 1972 год
Современный адрес - улица Советская, дом № 41 (рядом с площадью маршала Соколова).



Котельнич. Поликлиника. Начало 1930-х гг.
Здание построено в 1930 году, памятник конструктивизма.
Современный адрес - улица Советская, дом № 41.

Главным кредитным учреждением Котельнича являлся Общественный банк имени Кардакова с основным капиталом в 76 тысяч и запасным в 12,2 тысячи рублей (на 1905 год). Банк был открыт в 1862 году и носил имя основателя и первого директора - купца Михаила Ивановича Кардакова. Для создания банка он выделил 10 тысяч рублей серебром. Горожане в общественном банке могли получать необременительные кредиты. Любопытно, что в пожаре 1926 года дом бывшего банка Кардакова совершенно не пострадал. Позднее в этом красивом здании в стиле модерн помещался Дом пионеров, а в наши дни - налоговая инспекция. Купец Иван Семенович Кардаков, открывший в Вятке известный магазин на углу улиц Николаевской и Спасской на первом этаже здания Волжско-Камского банка, тоже был родом из Котельнического уезда.



Котельнич. Отделение Государственного банка СССР (бывший банк Кардакова). 1926 год.
Снимок сделан после пожара. Прямо перед зданием - сгоревший столб уличного освещения.

В торговле и в целом в жизни Котельнича значительную роль играла Алексеевская ярмарка, проходившая ежегодно с 1 по 20 марта (по старому стилю). На ярмарку съезжались купцы не только из Вятской, но и из других губерний: из Московской и Владимирской - фабриканты с красным товаром и чайной посудой, из Костромской - с чаем и сахаром, из Ярославской - с полотном. Купцы из Вятки везли на ярмарку обувь, картузы, шапки и шляпы, купцы из города Слободского - собачьи, беличьи и лисьи шубы. Прочие привозные предметы торга, из продовольствия: кофе, крупчатка, пшено, рыба (свежая, малосольная и сухая), постное масло и соль. Из предметов фабричной промышленности: дробь, деготь, стекло, спички, табак, мыло, посуда, скобяной товар, краска, сталь и чугун, экипажи и колёса, мебель. Главными вывозными товарами на ярмарке были: хлеб, лён, льняное семя, овёс, пушнина, холст, шерсть, кожи, мясо, масло и яйца, разного рода кустарные изделия. Отдельная и важная статья торговли - лошади вятской породы, низкорослые и выносливые.



Котельнич. Алексеевская ярмарка. Советская улица на запад от Верхней площади. 1927 год.
Впечатляющая картина: вся улица на две версты заполнена народом - кто торгует, кто покупает.
Слева - деревянные двухэтажные дома, построенные после пожара 1926 года.

С самого начала ярмарки все дома в городе отдавались под постой. Плата за проживание составляла для котельнических мещан весьма значительную статью дохода. На время ярмарки открывалось множество временных чайных трактиров. Котельничане шутили, что и дома здесь строятся не для себя, а в расчете на приезжих. Во времена расцвета на ярмарку собиралось до 12 тысяч человек. Впрочем, местные краеведы называют и другие числа - мол, бывали годы, когда за день город посещали 20 тысяч человек. Представьте, Котельнич с населением в 5 тысяч вмещал еще четыре таких же города. Ялта и Сочи завидуют.



Котельнич. Алексеевская ярмарка. Советская улица на запад от Верхней площади. 1927 год.
Тот же вид, что и на предыдущем снимке.

Помещение ярмарки занимало 2/3 города. Главное место торговли находилось на соборной площади и в гостином дворе (построен в 1856 году). В 1-й половине 19 века привоз товаров на ярмарку достигал миллиона рублей, а в 1860 году - почти 2 миллионов. Затем обороты ярмарки стали несколько падать. Одной из причин захирения ярмарки было появление пароходного сообщения по реке Вятке. В городе была построена пристань для пароходов, рейсирующих между городами Вяткой, Казанью и Нижним Новгородом. Благодаря речному транспорту в Котельниче развивалась вывозная торговля, главными предметами которой были лён, кудель, рожь и овёс, отправляемые в товарных количествах в поволжские города. Главными препятствиями для судоходства по реке Вятке были короткий период навигации, сильное обмеление летом и большое количество перекатов.



Котельнич. Пристань на реке Вятке. 1906-1907 гг.

С открытием в 1906 году железной дороги Вологда-Вятка вывозная торговля еще более усилилась. Наличие ярмарки и торговых путей привело к своеобразному перекосу. На доходы от ярмарки Котельнич мог жить почти круглый год, а своей промышленности в городе почти не было. В 1905 году в Котельниче было всего 5 небольших заводов с 43 рабочими. Ремесленных заведений - 53, в них трудились 201 мастер и 329 рабочих. Цены в 1905 году в Котельниче были следующие: квартира в 2-3 комнаты стоила 70 рублей в год, фунт ржаного хлеба - 2,5 копейки, пшеничного - 6 копеек, фунт мяса лучшего сорта - 6,5 копеек, фунт сахара - 16,5 копеек, керосина - 4 копейки. Постройка железной дороги привела к вздорожанию продуктов. Местные острословы шутили, что до открытия железной дороги в Котельниче яйца стоили гривенник, а баба - рубль. После открытия: баба - гривенник, а яйца - рубль. Плата мужской прислуге в 1905 году составляла от 8 до 31 рубля в месяц, женской - от 2,5 до 6 рублей. Плата чернорабочим: мужчинам - 60 копеек в день, женщинам 40 копеек.



Котельнич, река Вятка у города. Постройка железнодорожного моста. 1905 год.



Котельнич. На железной дороге. 1910 год.
Фотографии - с сайтов КОТЕЛЬНИЧ.info информационный портал города Котельнича и Котельничского района
и Клуб "КировКлад" Фото Вятской губернии

Старые и новые названия улиц города Котельнича.
Продольные:
Вятская Набережная - ул. Шмидта,
Московская (или Первая) - Советская,
Воробьевская (или Вторая) - Луначарского,
Богомоловская (или Третья) - Октябрьская,
Сиротская (или Четвертая) - Пролетарская,
Поперечные:
Гласисная - ул. Кирова,
Котельническая - ул. К. Маркса,
Троицкая - ул. Ленина,
Балакиревская - Володарского,
Шильниковская - Урицкого,
Предтеченская - Свободы,
Князевская - Пушкина,
Игошинская - ул. Щепина.
Верхняя площадь - площадь маршала Соколова.

Котельнич, Городской пейзаж, old photo

Previous post Next post
Up