Вятка. Дом Д. И. Долгушина

Oct 09, 2019 17:34

 На трех старых фотографиях 1920-х годов мы видим небольшой деревянный дом с вывеской "Фотография" на фасаде. Дом стоял на углу улиц Труда (по-старому Раздерихинской) и К. Либкнехта (Спенчинской). Видно, что улицы здесь были немощеными и грязными. Для прохожих убежищем от слякоти служили деревянные тротуары. Фотографии сделаны глубокой осенью, когда выпал первый снег, грязь и лужи замерзли. Напротив жилых домов (через улицу Труда) - большое каменное здание с оградой, это бывшее арестантское отделение (позднее - следственная тюрьма ОГПУ-НКВД).

Ничего оригинального, выдающегося в облике деревянного дома нет. Это типичный для окраин Вятки жилой дом постройки начала ХХ века. Только скромные украшения карниза, балюстрада на крыше с фигурными столбиками и изящные водосточные трубы придают дому несколько нарядный вид. Но у этого дома интересная "биография".
  По информации Е. Д. Петряева (в книге "Литературные находки") в этом доме в начале ХХ века жили семьи Владимира Васильевича Белова (1850-1915), видного вятского адвоката и литератора, и Дмитрия Измайловича Долгушина (1877-1942) - журналиста, театрального деятеля, фотографа и киномеханика. Владимир Белов и Дмитрий Долгушин были усердными библиофилами, владельцами солидных домашних библиотек с редкими изданиями. Белов был женат на сестре Д. И. Долгушина, Ольге Измайловне.

Угловой домик простоял до середины 1950-х гг. и был снесен после постройки 4-этажного дома № 58. Другие старые дома поблизости тоже не сохранились до наших дней, за одним исключением. Бывшее арестантское отделение, где позднее помещалась тюрьма НКВД, а с 1942 года - кордная фабрика, эвакуированная из Ярославля. Сообразно нуждам фабрики здания бывшей тюрьмы часто перестраивались, но до нашего времени уцелели, как вполне добротные каменные постройки.



Вятка. Улица К. Либкнехта. Дом Д. И. Долгушина. 1920-е гг.

Евгений Петряев заинтересовался судьбой Дмитрия Долгушина в начале 1960-х годов, когда ему подарили редкую книгу с книжным знаком (экслибрисом) Долгушина. На титульном листе старого издания книги Льва Толстого стояла печать с именем прежнего владельца: "Дмитрий Измайлович Либек-Долгушин". После того, как Петряев повстречал еще несколько редких книг с такой же печатью, он начал по крупицам собирать информацию о Долгушине (Петряев сам был страстным библиофилом).

 Вот что писал Е. Петряев о своих изысканиях:
 "Поиски сведений о Долгушине в местных газетах позволили установить лишь, что в 1910 году он редактировал журнал "Вятский еженедельник". Некоторые старожилы вспоминали, что в Вятке действительно был какой-то "не то актер, не то фотограф" Долгушин и даже указывали место, где стоял его дом. Конечно, всего этого было мало.
 Но вот среди бумаг журналиста Сергея Петровича Наумова (1886-1960) в Кировском областном архиве мне встретилась черновая мемуарная заметка "Вятские связи с Лениным до Октября". В этой заметке Наумов писал: "Я помню одного рабочего Вятских железнодорожных мастерских за Загородным садом, который имел переписку с зарубежными социал-демократами, в том числе с Лениным. Этого человека, фамилию которого пока не могу вспомнить, я встречал в домике Дмитрия Измайловича Долгушина на Раздерихинской улице против каменной стены арестантских рот. В этом домике бывали часто молодые люди, занимавшиеся в 1906 и 1907 гг. политикой и театральным искусством. Хозяином дома была Ольга Измайловна Белова... Долгушин имел театральную фамилию, откуда-то получал заграничную газету "Освобождение" Петра Струве и другие нелегальные издания. Вот к Долгушину часто приходил высокого роста рабочий, не якшавшийся со всеми, а какой-то задумчивый и серьезный. Потом, много лет спустя, я от своих же вятских земляков узнал, что это был большевик того времени и при этом имевший связь с Лениным и его группой"...
 Выяснить судьбу библиотеки Долгушина очень помог юрист и книголюб Константин Алексеевич Палкин. Он местный старожил и отличный знаток вятского прошлого... О Долгушине, правда, он знал мало, но охотно принял участие в поисках и вскоре сообщил мне, что жена Долгушина Зинаида Дмитриевна живет совсем недалеко от снесенного домика. Наконец, нашлась и новая квартира Долгушиных. Все они - сама Зинаида Дмитриевна, ее сын - электромонтер Измаил Дмитриевич и дочь - фельдшер Ия Дмитриевна встретили меня с большой приветливостью. Мы долго вместе рассматривали фотографии, письма и уже немногие книги. Это была слабая, почти исчезнувшая тень прошлого.



Вятка. Улица К. Либкнехта. Дом Д. И. Долгушина. 1920-е гг.

Дмитрий Измайлович Долгушин (1877-1942) родился в семье пермского военного капельмейстера. Окончив в 1897 году Вятское земское ремесленное училище, Долгушин сменил много профессий: был слесарем, рабочим на шрапнельном заводе, актером, фотографом, киномехаником, ведал технической частью вятских кинотеатров. Смолоду он любил книги, много читал и собрал редкую даже по нашим временам библиотеку философской и политической литературы. Его брат, Евгений Измайлович Долгушин, известен как основатель Уржумского краеведческого музея.
 В 1941 году по клеветническим доносам Д. И. Долгушин был арестован. При аресте у него изъяли несколько мешков книг и бумаг. В 1942 году он умер в заключении. Теперь доброе имя Д.И. Долгушина восстановлено.
 Но библиотека его погибла. Остатки ее разошлись по рукам... Одновременно исчезла и библиотека Владимира Васильевича Белова (1850-1915) - видного вятского адвоката и литератора. Он был женат на сестре Долгушина. Сохранилось свидетельство, выданное 21 мая 1869 года бывшему студенту 2 курса юридического факультета Московского университета Владимиру Белову, что он "по распоряжению высшего начальства исключен из университета" и что "никакими правами, предоставленными студентам, окончившим курс университетского учения", пользоваться не может. Этот волчий билет, подписанный ректором университета, "тайным советником и кавалером Сергеем Гариным", дополнялся высылкой Белова в Вятскую губернию, где он десятки лет находился под неусыпным надзором жандармов. В Вятке он работал частным поверенным и пользовался популярностью, особенно как защитник по делам политических заключенных.
 Сведения о литературной деятельности Белова пока отрывочны. Его повести, очерки и статьи в "Природе и охоте", в местных газетах и журналах 1890-х и 1900-х годов ("Вятский еженедельник" и др.) встречались нередко, но библиографами не учтены... По словам З. Н. Долгушиной, Белов участвовал в "Вятской незабудке" и берег эту книгу как память о своих первых шагах в литературе..." (Петряев Е. Д. Литературные находки. Киров, 1966. С. 66-69).



Вятка. Улица К. Либкнехта. Дом Долгушиных, сад. 1920-е или нач. 1930-х гг.

В 1910 году Д. И. Долгушин попытался издавать в Вятке журнал "Вятский понедельник" (Петряев называет этот журнал "Вятским еженедельником"). Вышло два номера (пробный и первый), затем издание прекратилось.  О литературной и театральной деятельности Д. И. Долгушина Петряев сообщал следующее: "Среди сотрудников журнала "Вятский еженедельник", кроме Д. И. Долгушина, были В. В. Белов, а также местные литераторы Н. А. Глущук (псевдоним "Н. А. Коваль") и А. П. Вершинин (псевдоним "А. Алмазов"). Сохранилось два номера журнала (пробный - от 12 мая и № 1 от 17 июня 1910 года). В передовой статье Долгушин писал, что большой интерес к пробному выпуску журнала оказался совершенно неожиданным. Это указывало на то, что и в Вятке общественные интрересы отнюдь не исчерпывались казенными новостями, которые заполняли "Губернские ведомости".
В бумагах Д. И. Долгушина есть автобиографическая заметка, в которой упоминаются второй и третий номера "Вятского еженедельника". По-видимому, они были изъяты цензурой...
 В программах спектаклей Вятского городского театра (1907-1910 гг.) Д. И. Долгушин значится как режиссер и актер (театральные псевдонимы его: "Либек" - по фамилии матери и "Шумин"). В эти годы Долгушин написал пьесы "Финт", "Трагик Бессонов", "Всюду жизнь" и др. Кроме одной, они напечатаны не были, хотя получили разрешение к постановке. В 1909 году в Вятке вышла трагедия Д. И. Долгушина "Святое судилище" (в 6 действиях, 63 стр.)...
Кроме пьес, Долгушин опубликовал несколько стихотворений. В 1927 году он сдал в областной краеведческий музей некоторые письменные материалы и фотографии периода революции 1905-1907 гг. Конечно, редкие издания, многие фотографии и личная переписка Долгушинане попали в музей и оказались в тех злополучных мешках, которые были изъяты при его аресте..." (Петряев Е. Д. Литературные находки. Киров, 1966. С. 70-71).



Вятка. Улица К. Либкнехта у перекрестка с ул. Труда. 1920-е гг.

О жизни Д. И. Долгушина после 1917 года Петряев почти не упоминает, кроме того факта, что в 1941 году Долгушин был арестован, осужден по политической статье (58-10) а затем погиб в заключении. Конечно, писать в 1966 году на эту тему было сложно. Петряев сочувствовал Д. И. Долгушину и его родственникам (с его вдовой и детьми он несколько раз встречался и почти подружился). Чтобы как-то поднять репутацию Долгушина в глазах читателей, Петряев приводит в своей книге рассказ о том, что в доме Долгушина в 1900-е годы часто бывал рабочий-большевик, знакомый с Лениным по переписке. Имя Ленина в 1960-е годы было чем-то вроде святыни. В 1959 году судебное постановление 1941 года было пересмотрено, и Долгушин был реабилитирован. Но это был не первый арест Долгушина при власти коммунистов, первый раз он был арестован и осужден в 1924 году. Судили его по статье 61 УК РСФСР (1922 года): "Участие в организации или содействие организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии". По этому делу Долгушин тоже был реабилитирован, но позднее - в 1971 году. Полная реабилитация Долгушина показывает, что дела его сотрудниками ОГПУ-НКВД были что называется взяты с потолка. Ни в каких организациях, "действующих в направлении помощи международной буржуазии", Долгушин участия не принимал. После 1917 года он наверняка полностью отошел от политической деятельности. Пристальный интерес к нему сотрудников ОГПУ-НКВД объяснялся скорее всего его биографией до 1917 года - Долгушин имел большие связи с местными деятелями революционных и либеральных партий (эсерами, кадетами и др.), деятельность которых была запрещена после захвата власти большевиками. Уже с начала 1920-х гг. активисты этих партий подвергались репрессиям.
 Адвокат Владимир Белов умер в 1915 году и был похоронен на Богословском кладбище рядом с могилой его друга - В. А. Горбачева, организатора первого марксистского кружка в Вятке. Кладбище снесли в 1950-е гг.
Статья о Долгушине в "Книге памяти Кировской области" - Долгушин Дмитрий Измаилович
Имя Д. И. Долгушина в накладной кинотеатру "Колизей", 1913 год - Накладная кинотеатру "Колизей" из отдела проката фирмы "Пате", 1913 год - Fra Евгений. - ЖЖ
Фотографии дома Долгушина отсюда - Улица Карла Либкнехта у перекрестка с улицей Труда - Фотографии прошлого,
Улица Труда на запад от перекрестка с ул. К. Либкнехта - Фотографии прошлого,
Улица К. Либкнехта у перекрестка с улицей Труда - Фотографии прошлого.

vyatka, Отдельные здания, old photo

Previous post Next post
Up