Вятка. Магазин Петра Григорьевича Тихонова. 1890-е годы.
Из собрания Кировского областного краеведческого музея.
Судя по рекламе (см. ниже), в магазине Тихонова продавались музыкальные инструменты и ноты, фотографические и художественные принадежности, канцелярские товары.
У противоположной стены под потолком видны скрипки и гитары в чехлах, ниже - фотографии в рамках, портреты императора Александра III и его супруги. Читается объявление на большом листе: "Новость! Синдетикон - для склейки сломанных вещей" (синдетикон - вид рыбного клея).
Справа - дверь с внутренним тамбуром. Дверь открыта - видимо съемка проводилась в теплое время года. На двери висит колокольчик, извещающий о приходе покупателей. Между окнами и дверью - три высоких шкафа. На столе и этажерке - масса различных предметов. Хорошо видны жестяная лейка для полива комнатных цветов и подарочная коробка в форме сердца.
Слева, за прилавком - трое служащих магазина. На полках - бумага в упаковках, тетради и проч. Здесь же вывешены репродукции картин. Под потолком - керосиновая лампа с круглым отражателем.
Петр Григорьевич Тихонов (1852-1918) - вятский 2-й гильдии купец, фотограф. Купеческий староста, гласный Вятской городской думы (1905). Староста Воскресенского собора. Владелец фотоателье и магазина.
Из царевококшайских мещан. Фотографии обучился в Казани, работая подмастерьем в фотоателье. Первое время был разъездным фотографом, работал в Яранском и Слободском уездах. В 1881 г. купил у Бишевского фотоателье на Московской улице в доме Лаврова (угол Московской и Ленина, 7/69). Позднее, в 1888 г. купил усадьбу на углу Московской и Никитской улиц (Московская, 28). Построил на усадьбе съемочный павильон.
Работы Петра Тихонова были неоднократно отмечены наградами на выставках. До Лобовикова это был самый посещаемый из вятских фотографов, за месяц в его ателье делалось около ста портретов. Выпускал Тихонов и открытки с видами Вятки: в 1901 году - серию из 10 открыток, в 1902 - ещё 12 открыток в цветном и черно-белом вариантах (обе серии были напечатаны в Стокгольме издательством акц. об-ва Гранберг). Фотографии Тихонова с видами Вятки широко использовались в различных изданиях (в сборнике "Живописная Россия" и проч.).
В 1903 году Тихонов прекратил работу в фотоателье, поскольку к тому времени его собственные ученики обогнали его по популярности. Самым известным учеником Тихонова стал Сергей Лобовиков. Другой его ученик Василий Репин открыл в Вятке в 1903 году фирму "Центральная фотография". Некоторое время ретушёром и помощником у Тихонова работал Аркадий Рылов, позднее он стал известным художником.
В 1918 году Тихонов был арестован ЧК (взят в заложники) и расстрелян. 66-летний старик Тихонов никаких заговоров против большевиков не составлял. Просто он имел магазин, в котором торговал канцелярскими товарами.
В 1996 году составители 6-го тома ЭЗВ ("Знатные люди") умудрились не поместить Петра Тихонова в число известных людей Вятского края.
Петр Григорьевич Тихонов (1852-1918)
Адрес магазина Тихонова (по рекламе 1899 года) - Спасская улица, дом Благотворительного общества. Это большой дом на углу улиц Спасской и Николаевской, где в советское время долгое время помещался краеведческий музей. В 1903 году в магазине уже был свой телефон - № 36.
Вот перечень товаров в магазине Тихонова по рекламе 1903 года.
Музыкальный отдел: скрипки, гитары, духовые инструменты, камертоны, струны, колки и канифоль, ноты и нотная бумага, пособия для обучения игре на музыкальных инструментах. По прейскуранту в магазине можно было заказать пианино (фирмы "Оффенбахер и Ко") и фисгармонии (фабрики Карпентер в Бостоне).
Отдел фотографических принадлежностей: фотоаппараты, штативы, затворы, объективы (протары "Цейса", астигматы К. Герца, объективы Фохтлендера, С. Зутера и проч.), лампы и фонари для лаборатории, фотобумага, химические продукты и посуда, лупы, видоискатели, ватерпасы и стереоскопы, паспарту и бланки, приборы и материалы для ретуши и раскрашивания фотографий и проч. При магазине имелась темная комната для любителей фотографии. От сотрудников магазина можно было получить практические советы и указания по фотографии.
В магазине продавались художественные принадлежности: холст, масляные и акварельные краски, масло и скипидар, кисти и палитры, багет для картин, принадлежности для выделки искусственных цветов. Принимались заказы на изготовление рам для картин и зеркал.
Отдел канцелярский и писчебумажный: бумага (писчая, оберточная, мундштучная), картон, тетради, блокноты и канцелярские книги, альбомы (для марок, фотографий и стихов) и папки для бумаг, визитки и поздравительные карточки, открытки, секретки и конверты, картины переводные и рельефные, клей (тот самый синдетикон), тушь и чернила, штемпельная краска и сургуч, гуммиарабик, аспидные доски и грифели, перочинные ножи и ножницы, чернильницы, перья и карандаши, пеналы, готовальни, счеты, складные аршины и сантиметры, линейки и лекала, бювары, копилки и проч. Здесь же можно было приобрести такие полезные товары, как валики для счета денег и весы для писем.
Отдельно отмечено, что в магазине имеется большой выбор настольных игр и занятий для детей, есть настольные календари.
В магазине принималась подписка на все газеты и журналы, выпускаемые в России и за границей.
И здесь же можно было купить открытки с видами Вятки (1 шт. - 5 копеек) и альбомы видов Вятки (1 рубль).
Реклама фотографии и магазина Тихонова 1899 года (слева) и реклама магазина 1903 года (справа)
---------------------------
Дополнение.
А.Н. Тихонов. Биография Петра Григорьевича Тихонова.
"Известно, что два брата Тихоновы, Алексей Андреевич и Григорий Андреевич имели детей. Первый брат - Владимира Алексеевича и Алексея Алексеевича. Второй брат - Ивана Григорьевича, Елизавету Григорьевну, Варвару Григорьевну, Петра Григорьевича.
Мой дед - Петр Григорьевич приехал в г. Вятку из г. Казани. В Вятке он женился на сироте, дочери священника - Ермионии Ивановне. От этого брака у них родились дети: Николай (1884 г.)‚ Александра (1890 г.)‚ Валентина (1892 г.)‚ Ольга (1894 г.)‚ Алексей (1896 г.)‚ Анна (1899 г.).
Николай Петрович Тихонов - мой отец... Все мои родственники из Вятки уехали уже в молодые годы. Дедушка, Петр Григорьевич, после смерти жены вторично женился и дети оставили родительский дом. Большое хозяйство деда пришло в упадок и его окончательная судьба точно неизвестна.
Дед мой, Петр Григорьевич, имел основательные познания по фотографии, он учился у Казанского фотографа, и по химии. После женитьбы решил он завести собственную фотографию и у заезжего фотографа купил оборудование и «секреты» этого ремесла. В те времена фотографировали на «мокром коллодионе», а печатали на «дневных бумагах», выставляя рамки на дневной свет. Рассказывают, что столовые серебряные ложки он превратил в азотнокислое серебро, необходимое для процесса, а золотые обручальные кольца в соли золота, нужные для вирирования дневных бумаг. Одним словом, П[етр] Г[ригорьевич] со свойственной ему решительностью приступил к занятиям фотографией.
Дело он вел широко и успешно, свидетельством тому является бланк фотографии, на котором значатся награды за фотографии на различных выставках, например, «Сибирская выставка промышленности в г. Екатеринбурге (1887 г.)». Позднее дед получил медали и от других организаций и от Французской Академии промышленности и коммерции.
Имеется фотография собственного Тихоновского дома на Московской улице, где были фотография и магазин писчебумажных принадлежностей. Бабушка завела этот магазин потому, что он давал более постоянный доход по сравнению с фотографией деда.
Петр Григорьевич интересовался всем новым. В его доме впервые применяли многие изобретения и в фотографии, и в быту. Он первый завел ацетиленовое, а затем и электрическое освещение. Покупал у германских фирм дорогие объективы, делал снимки сибирских мостов на пластинках большого формата. Был в фотографии и фотоувеличитель с солнечным светом, т.н. «гелиостат». Стоял он на огороде, и мальчишки следили, чтобы солнечные лучи попадали в осветитель. Для этого служили две ручки, управляющие поворотом и наклоном прибора.
Бывало, что Николай часами сидел около гелиостата. И на дневной бумаге появлялись чудесные увеличенные портреты. Странные способы получения фотографий отличались сложностью и трудоемкостью, но зато и давали высокое качество изображений. Все эти затеи не приносили дохода, но зато делали фотографию Тихонова одной из лучших.
Хозяйственная деятельность ложилась на плечи бабушки. Это была умная и очень добрая женщина, ее уважали и ценили в городе, а дедушки боялись и считали чудаком. Его вспыльчивый и деспотический характер тяжело отражался на семье. Приведу несколько рассказов о жизни в семье Тихоновых.
Обед и галлюцинация
Обед в семье совершался в строго определенное время. За стол садилось человек 20-25, тут была вся семья и мастера, репетиторы и мальчики-ученики. Все столовались вместе. К определенному часу люди приходили в столовую, рассаживались на свои места и ждали Петра Григорьевича. На кухне все должно быть готово, и кухарка и няня напряженно ждали, как пройдет обед. Дед обычно приезжал или приходил из церкви, где он был казначеем. Он проходил мимо двери столовой, переодевался, входил в столовую и обед начинался. Однажды, когда его уже долго ждали, все увидели или вернее почувствовали, что он прошел мимо дверей, но не появлялся в столовой. Когда его не было еще долго, бабушка послала посмотреть, где он и почему все задерживается.
Через несколько минут посланный, бледный и испуганный, вернулся И сказал, что П[етра] Г[ригорьевича] в комнате нет и он не проходил мимо. Действительно, П[етра] Г[ригорьевича] задержало что-то в городе, и он через несколько минут приехал. Так произошло потому, что многим людям, томительно его ожидавшим, показалось, что он приехал и прошел мимо двери. Дедушка очень строг был к качеству изготовления пищи и вообще к порядку в столовой. Известна его проделка, когда он шел и выливал суп в постель кухарки, а потом ехал и покупал ей новое одеяло.
В гневе он мог натворить многое, бывали случаи, что сбрасывал он со стола посуду вместе со скатертью, а потом ему было совестно. Детям часто «попадало на орехи», и только заступничество мамы спасало от порки. Как-то Коля и Александра взяли из фотопавильона «Макартовский букет», это был букет из засушенных цветов, зажгли свечку и стали ходить по комнатам, что-то напевая. От неосторожного обращения с огнем букет вспыхнул, кто-то из взрослых подбежал и затоптал огонь ногами, букет был погублен, а это была дорогая вещь, необходимая для съемки. С трепетом ждали, что сделает П[етр] Г[ригорьевич]. А он вошел, встревоженный, со словами: «Император скончался!» (Александр III). А когда узнал, что дети ходили со свечкой и букетом и пели, решил, что это предчувствие беды. И наказание не состоялось. Петр Григорьевич был ярый монархист, он считал, что и в семье, и в государстве, и в мире должен быть «высший руководитель!»
Как-то участковый надзиратель пришел к П[етру] Г[ригорьевичу] и резко потребовал от него, чтобы тротуар перед домом посыпали золой, - очень скользко. П[етр] Г[ригорьевич] ответил: «Посыпать не буду!». Так продолжалось несколько дней, пока дело не дошло до высшего начальства. В дом приехал какой-то высокий чин, он подошел «к ручке» бабушки и просил ее «воздействовать» на П[етра] Г[ригорьевича]. Бабушка вызвала П[етра] Г[ригорьевича] и сказала ему, что до чего же дело дошло, если «сам» принужден заезжать к ним. П[етр] Г[ригорьевич] приветствовал приехавшего и сказал, что у него есть жалоба на подчиненного ему «квартального», что сей представитель власти явился к нему и требовал: «посыпать тротуар золой». А в правилах по городу сказано: «Посыпать тротуары только чистым речным песком!»‚ что и готов П[етр] Г[ригорьевич] исполнить незамедлительно! Понятно, посмеялись над незадачливым квартальным, а по городу пошел еще один анекдот о чудачествах Тихонова.
Мой отец вспоминает и такое дело. На Пасхе, желая устроить иллюминацию, П[етр] Г[ригорьевич] И папа добыли большую бутыль газообразного кислорода. Объявили, что вечером у Тихоновых на балконе будет гореть сталь. Взяли стальную проволоку, накалили ее и вставили на пробке в бутыль. Сталь загорелась в атмосфере кислорода ярким, ослепительным светом. Но через несколько секунд раздался оглушительный взрыв, это на мелкие кусочки разорвало бутыль. Оказывается, в спешке забыли в пробке сделать запасное отверстие, и бутыль разорвало. Хорошо, что и сами горе-экспериментаторы, И зрители остались целы.
Второй крупный взрыв произошел от применявшегося тогда ацетилена. Лампа на ацетилене перестала гореть и распространяла вонь. П[етр] Г[ригорьевич] со злости бросил ее в форточку во двор. Лампа попала в сугроб и провалилась в него. Через некоторое время шел по двору репетитор, он заинтересовался, что такое шипит в снегу, подошел к ямке и чиркнул спичку. Раздался взрыв. От сотрясения воздуха полетели стекла в окнах. Оказывается, ацетилен выделился, смешался с воздухом и образовал гремучую смесь. Зимой без стекол - такой конец ацетиленового освещения.
Были «опыты» и похуже. Как-то, накопив большое количество отходов хлористого серебра, собрали его в комок и отправились в кузницу, стоявшую на горе, добывать чистое серебро. Для этого хлористое серебро смешивают с древесным углем и в горне переплавляют. Дело было к вечеру, стояла сырая осенняя погода - туман и безветрие. П[етр] Г[ригорьевич] помешивал сплав, а Н[иколай] П[етрович] усиленно качал воздуходувные меха. Через некоторое время они услышали, что на улице творится что-то неладное: из-под горы неслись тревожные крики и ругательства. П[етр] Г[ригорьевич] вышел из кузницы и сразу же понял, что они натворили. После разложения хлористого серебра вместе с дымом газообразный хлор устремился на воздух, а там, смешавшись с туманом, пополз вниз, под гору, к домикам обывателей. Началась форменная газовая атака. Люди выскакивали из домов, кашляли, чихали и не знали, что за напасть! Естественно, люди начали уходить к горе и если бы... П[етр] Г[ригорьевич] залил горн водой, и они срочно покинули кузню.
В бане при доме П[етр] Г[ригорьевич] не любил мыться, считая, что это для женщин и детей. Выход в городские бани совершался в большой мужской компании. На всякий случай П[етр] Г[ригорьевич] брал с собой стручок красного перца. Если в бане было много народа и компании не хватало общего удобного места, то П[етр] Г[ригорьевич] заваривал стручок кипятком, прикрывал его веником и слегка подливал воду к соседям. Через некоторое время соседи начинали ерзать и покидали место, выбирая другое, а приятели П[етра] Г[ригорьевича], давясь от смеха, постепенно занимали вакантные места!
Любил П[етр] Г[ригорьевич] всякую живность и не мешал Н[иколаю] П[етровичу] заводить музей на чердаке. Во дворе жил медвежонок. П[етр] Г[ригорьевич] был хороший охотник и меткий стрелок. Сам он всегда носил чемоданчик, похожий на докторский. В нем он переносил деньги из церкви и пистолет. Ходил в «крылатке» и всегда имел зонтик. Медвежонок вырос и начал «проказить»: он очень любил пьяниц, которых валил на землю и лизал им лицо. Однажды дворник поднял крик: «Медведь человека задрал!» И действительно, на земле лежал человек, мишка сидел рядом, сосал лапу, лизал лицо человека, и сам он, и человек были покрыты кровью. Попробовали к мишке подойти, а он размахивает лапами, не подпускает и лижет кровь.
П[етр] Г[ригорьевич] бросился в дом за ружьем, но тут его взор упал на берестяную котомку, подмятую под человека, а из котомки «кровь текла ручьем». П[етр] Г[ригорьевич] начал смеяться и ругать всех пьяниц на свете. Оказывается, крестьянин пришел продавать клюкву, она была у него в коробе. Человек подвыпил, а медведь это почуял и пошел на него. Со страху крестьянин споткнулся, упал, а медведь подмял короб под себя, раздавил ягоды и давай их лапами загребать и совать в пасть. Измазал полумертвого от страха пьянчужку И начал лизать ему лицо и мазать его соком клюквы.
Были в жизни семьи и тяжелые моменты. Во время черносотенных погромов, возникших в г.Вятке, П[етр] Г[ригорьевич] прятал у себя евреев. А сам выходил с иконами к воротам. Он был христианин и считал, что Бог у всех людей один, а только вера разная. Поэтому он разрешал моему отцу и всем детям дружить с евреями. Известный впоследствии режиссер Давид Гутман (Ленинград) и актриса Сара Салин вместе с детьми Тихонова устраивали любительские спектакли во дворе. Представляли и цирк, и П[етр] Г[ригорьевич] не мешал детям развлекаться. Приходило много народа. Театр для многих из этих детей стал призванием на всю жизнь.
В 1906 г. П[етр] Г[ригорьевич] серьезно поссорился с сыном Николаем на политической почве. П[етр] Г[ригорьевич] настолько вспылил, что хотел застрелить сына. Бабушка очень переживала разрыв и уговорила деда отправить сына в г.Екатеринбург, где дед намеревался открыть фотографию. Так и сделали, и с этой поры началась самостоятельная жизнь моего отца. В 1907 году он женился, а в 1908 году 14 октября (ст[арого] ст[иля]) родился я. Дедушка гордился рождением первого внука - Тихонова и проявлял большую заботу, не свойственную ему ранее, когда я захворал, находясь в гостях у него в Вятке. Видимо, потеря жены и постепенный уход всех детей сломили его непокорный и дикий характер.
Точных сведений о конце жизни Петра Григорьевича нет. Видимо, он был арестован как владелец большой фотографии и дома и умер в тюрьме или ссылке. Жители Вятки рассказывали, что его везли куда-то вместе с другими арестованными, а куда - никто не знал.
Мой отец отличался, наоборот, удивительным спокойствием и справедливостью, но сохранил необычайную энергию в творчестве и стремление к научной работе и педагогике, основанной не на догме, а на поиске нового.
Интересно, что фотография, ставшая случайно профессией деда, получила развитие у его сына и перешла ко мне. Почти столетие Тихоновы работают по фотографии, и было бы очень интересно, чтобы кто-нибудь из «маленьких Тихоновых» изучил бы эту же профессию и посвятил бы ей свою жизнь".
Ленинград, январь 1969 года.
Отсюда -
Фотография. Изображение. Документ. Научный сборник. вып. 2.pdf