Каменная Сретенская (Пятницкая) церковь была построена в 1705-1712 гг. взамен двух рядом стоявших деревянных храмов - холодного Пятницкого и теплого Сретенского. На построение каменной церкви архиепископом Вятским и Великопермским Дионисием было дано три грамоты (1705, 1708, 1709). Как сказано в грамоте 1705 года, попы Леонтий и Григорий и староста Илья Короваев задумали строить каменный храм и просили у архиерея благословения производить сбор средств по всей Вятской епархии. Дионисий их челобитную рассмотрел и благословил: собирать пожертвования по всей епархии, начинать запасать строительные материалы (лес, железо, кирпич, известь и песок) и копать рвы под фундамент. Из инструкций архиерея выделяется только нарочитое указание, чтобы "верх на той церкви был не шатровой, и олтарь сделать круглой" (1).
.
Пятницкая церковь. Окна южного фасада трапезной. .
По-видимому, из двух деревянных церквей поначалу разобрали только одну холодную; теплую же оставили, чтобы продолжать службы. Из текста третьей грамоты (1709 года) следует, что среди причта и прихожан были некие трения по вопросу о том, как будет называться главный престол в новом храме. Видимо, народное почитание св. Параскевы-Пятницы было столь велико, что даже архиерей поначалу разрешил оставить главный престол в честь святой мученицы. Однако, в 1709 году Дионисий решил иначе: "Настоящую церковь построить во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а предел во имя святыя великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы" (2). Этому решению не помешало даже то, что Сретение празднуется зимой, 2 (15) февраля, когда в холодном храме служить неудобно.
Пятницкая церковь. Вид с северо-запада. 1920-е гг..
Таким образом, артели строителей следовало построить теплую церковь с одним престолом. Обыкновенно в теплом храме делали два придела по бокам (для симметрии), а в середине устраивали арку-проход в холодную церковь. Возможно, такой компоновке мешала всё еще стоявшая сбоку деревянная теплая церковь. Как бы то ни было, каменный храм получился асимметричным. Пятницкий придел, как видно по фотографиям, сильно выдавался в южную сторону. Алтарные апсиды были сделаны полукруглыми - строго по указаниям Дионисия. С запада к теплому храму примыкала паперть (крыльцо с навесом над большими полукруглыми арками). По фотографиям хорошо видно, что позднее паперть надстроили и объединили под одной крышей с теплым храмом, а арки закрыли дверьми или окнами. Колокольню к храму пристроили позднее, в последнюю очередь. Паперть при этом ломать не стали, колокольню поставили в северо-западном углу рядом с папертью. Первое время колокольню могла заменять простейшая деревянная звонница (два столба с перекладиной).
.
Пятницкая церковь. Окно апсиды придела..
В народе церковь обыкновенно именовалась не по главному престолу, а по приделу - Пятницкой. Такие устоявшиеся народные названия были харакерны для вятских церквей: Донскую церковь вятчане называли Стефановской (по приделу святителя Стефана Великопермского), а Знаменскую церковь - Царёвской или Царёво-Константиновской (по приделу равноапостольных царей Константина и Елены). В храме была местночтимая икона св. Параскевы, перед которой часто служили молебны.
Среди прочих старинных реликвий, хранившихся в церкви, выделялись два напрестольных Евангелия, напечатанные в 1697 году, и икона святых Зосимы и Савватия, писаная в 1710 году.
.
Пятницкая церковь. Общий вид с юго-запада. 1910-е гг..
Приход церкви поначалу состоял из домов, стоявших на том месте, где ныне помещаются Александровский сад и бывшие присутственные места. В старинном Хлынове на посаде дома небогатых горожан стояли очень тесно, усадьбы были маленькими. В некоторых местах дома помещались настолько близко один к другому, что можно было при желании даже ходить по крышам, перешагивая с одной на другую. В очерке по истории города Н. Спасского об этом сказано так: "Там, где теперь площадь перед монастырем, Александровский сад и присутственные места, существовали при открытии наместничества остатки вала, около которого теснились постройки в кривых переулках; так что в 1787 году для постройки присутственных мест нужно было сломать всего до 50 домов, числившихся в Пятницком приходе" (3).
.
Пятницкая церковь. Окно южного фасада трапезной..
Позднее приход церкви состоял из жителей домов, стоявших севернее Раздерихинского оврага (Феодоровская церковь была построена здесь только накануне 1917 года), жителей Пятницкой слободки под обрывом на берегу реки (в наши дни - улица Пристанская) и заречной части города (слободы Дымково). К церкви были приписаны две часовни, первая - Архангела Михаила (Устюжская) на вершине Раздерихинского оврага, вторая - в слободе Дымково. Прихожанами церкви в XIX веке числились примерно 750-800 человек. Приход считался бедным, недостаточным, потому причт церкви получал от казны жалование.
.
Пятницкая церковь. Общий вид с юга..
Точное местоположение церкви было таково. Если между двумя корпусами бывших присутственных мест (Динамовский проезд, дома №№ 2 и 4) пройти к берегу реки, то здесь и стояла Пятницкая церковь - по линии с запада на восток, с небольшим поворотом к северо-востоку.
С севера недалеко от церкви стояло деревянное здание летнего клуба Общественного собрания (построен в 1879 году). Кроме того, с севера рядом с колокольней стоял церковный сарай для дров. Оттого фотографировать храм с северной стороны было неудобно. Зато видов церкви с южной стороны сохранилось достаточно.
Своим живописным видом церковь часто привлекала внимание гостей города. Обыкновенно всякий из них находил нужным прогуляться по Александровскому саду вдоль крутого берега реки Вятки. В 1878 году Вятку посетил министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой. В статье, описывающей поездку министра, упомянут и Пятницкий храм: "В городе несколько замечательных старинных церквей, в особенности интересны своим украшением Покровская, Спасская и Пятницкая. Последняя на высоком берегу реки, между женским монастырем и городским садом, покрыта резными орнаментами, вероятно конца ХVII века" (4).
.
Пятницкая церковь. Окно северного фасада.
Над окном вырезана волюта (два завитка) - один из любимых
вятскими мастерами начала ХVIII века декоративных элементов..
Начало ХVIII века - время строительства многих каменных храмов города Хлынова (Воскресенский и Богоявленский соборы, Царевская и Покровская церкви, Преображенская церковь девичьего монастыря, Трехсвятительская церковь Трифонова монастыря). Все они строились народными мастерами, без архитекторских проектов. Общей их чертой был богатый наружный декор, что привело исследователей архитектуры к выделению особого стиля, т. наз. "вятского барокко".
Холодный храм (Сретенский) представляет собой восьмерик на четверике. Заметно, что купол церкви в первое время после постройки был другим - настолько плоская кровля и маленькая главка не соотвествуют общему облику церкви. Возможно, что и восьмерик был построен не сразу, а добавлен через какое-то время после постройки храма. Шатер колокольни тоже поначалу был другим. Скорее всего, он имел деревянное покрытие и не выглядел столь грузным, как шатер позднего вида.
Стены Пятницкой церкви снаружи были богато украшены каменным (кирпичным) резным декором. Особенно пышно выглядели оконные наличники. Каждое окно или группа окон нижнего ряда выглядели по-своему, как можно видеть на приведенных в заметке фотографиях.
.
Пятницкая церковь. Вид с юго-запада.
Из описания церкви начала ХХ века: "Вышина храма 10, длина 12 1/2, ширина 4 1/2 сажен. Ширина трапезы 7 1/2 сажен. Своды стрельчатые. Наличники окон в виде столбиков с переймами. Алтарь с тремя полукружиями, своды такие же. В притворе с южной стороны придел св. великомученицы Параскевы. Стены первоначальной сплошной кладки, испещрены снаружи фигурным орнаментом. По углам колонки с переймами, карнизы кирпичные в виде зубчиков и поясков. В иконостасе старинная икона Спасителя. В приделе местночтимая чудотворная икона св. Параскевы Пятницы, чудеса от которой ХVII и XVIII вв. занесены в рукописную книгу при церкви. Стены расписаны иконописью. Все колокола ХVII века" (5).
.
Пятницкая церковь. Окна западного фасада.
Cлева видна дверь паперти..
В 1912 году церковь отметила 200-летний юбилей. В "Вятских епархиальных ведомостях" была напечатана заметка, автором которой был настоятель церкви Михаил Сергиев. Среди прочего, в заметке описан один случай из истории храма. В 1807 году причт и староста обратились к епископу Гедеону с прошением "поправить находящиеся при церкви обветшалости" (6). Гедеон просил губернское правление направить для осмотра здания губернского архитектора. Архитектор Кисельников осмотрел церковь и доложил, что в одном месте в перемычке (перекрытии дверного или оконного проема) имеется трещина, но она не представляет опасности обрушения. Кроме того, Кисельников высказал свое мнение о местоположении храма. Он сообщал, что церковь "весьма близка к крутому косогору, который от давления купола может когда-нибудь частью отделиться и тем причинить опасное в ней повреждение, потому легче будет ее в другое какое пристойное место [перенести] с поправлением ее плана и вида". Пятницкие прихожане, узнав о докладе Кисельникова, посчитали, что церковь будут ломать и написали Гедеону прошение, в котором решительно возражали выводам архитектора. Они сообщали, что берег прочный, а церковь находится "на пропорциональном от берега расстоянии". В 1786 году, писали они, для постройки присутственных мест приказано было сломать стоявшие на том месте дома, тогда же осмотрена была и церковь "и представляема была на рассмотрение блаженной памяти Государыне Императрице Екатерине Второй, которую она тогда и не позволила ломать". Гедеон резко ответил прихожанам церкви, что их мнение в данном случае носит дилетантский характер, "ибо незнающие правил архитектуры перед искусным в оной никакого вероятия не заслуживают". Вместе с тем он согласился оставить церковь "в своем существовании". Автор заметки справедливо отмечает, что опасность храму представлял не берег реки, а "искусный в архитектуре" Кисельников. "Только любовь к своему храму прихожан спасла его от варварской разломки и постановки на новом месте "с поправлением плана и вида", вероятно в аракчеевско-казарменном стиле", - заключает священник Сергиев.
.
Пятницкая церковь. Общий вид с юго-запада. 1900-е гг..
В той же заметке сообщалось о некоторых изменениях в облике и убранстве храма. В 1865 году, к сожалению, древний иконостас церкви был убран и заменен новым. В 1901 году холодный храм был обращен в теплый, построена каменная ограда. Накануне юбилея, в 1912 году, в храме был сделан ремонт. Наружные стены церкви были очищены от побелки и окрашены масляной краской, цвет и колер которой составлялся по указаниям Вятского художественного кружка. Как отмечает автор заметки, после покраски стен "со всей яркостью обнаружилась красота орнаментов в наличниках окон". Цветных фотографий храма не сохранилось, но на некоторых черно-белых фотографиях 1910-х годов заметно, что декоративные элементы оставлены белыми, а стены покрашены светлой краской (возможно, голубой или светло-зеленой). Вятский художник Алексей Исупов написал для храма большой образ святой мученицы Параскевы и святителя Николая, который был помещен снаружи в нише окна главного алтаря.
.
Пятницкая церковь. Окна южного фасада холодного храма
.
Из описания храма: "Сретенская (Пятническая) церковь, каменная, построена в 1711 году; часовни: городская каменная - построена в 1866 г. и Дымковская деревянная; причта по штату положено: священник и псаломщик. Священник помещается в казенной квартире, а диакон живет в своем доме. Земли: усадебной 427 сажен, сенокосной удобной и неудобной 10 десятин 608 сажен; содержание причта скудно, причт получает содержание от казны 392 рубля, прихожан городских жителей 413 м. п., 466 ж. п." (7).
Остается сказать о печальной участи храма в советское время. В 1924 году церковь была взята под охрану отделом по делам музеев Главнауки РСФСР. 19 февраля 1935 года президиум Кировского горсовета ходатайствовал об исключении Сретенской церкви из списка охраняемых памятников, как "не представляющей никакой ценности" (8). 7 марта того же года ходатайство было поддержано президиумом Кировского крайсполкома, 20 сентября ВЦИК его удовлетворил. Летом 1936 года церковь была разобрана на кирпич.
.
................
Фотографии (кроме последней) из собрания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. Щусева.
................
Примечания.
1. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914. С. 80.
2. Там же, с. 85.
3. Столетие Вятской губернии, т. 1. Вятка, 1880. С. 125.
4. Там же, с. 150.
5. Известия Императорской Археологической комиссии. Выпуск 44. СПб., 1912. С. 104-106.
6. Вятские епархиальные ведомости. 1912, 1 ноября. № 43-44. Отдел неофициальный. С. 1130-1132.
7. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912, с. 132-133.
8. Вятка. Памятники и памятные места. Киров, 2002. С. 163.