Здесь привожу полностью главу под названием "Изъятие церковных ценностей" из книги Всеволода Лебедева "Вятские записки" (Киров, 1957 г., первое издание - Л.,1933 г.). Автор книги - коммунист, писатель, в 1938 году окончил жизнь самоубийством. В 1922 г. он был комсомольцем, музейным работником (ему исполнился 21 год) и, как он сам пишет, был
(
Read more... )
В Вятке и по губернии действительно почти не было активного сопротивления изъятию, но со стороны священников было и весьма легкомысленное отношение к святыне. Главной причиной произошедшего епископ Виктор (Островидов) в письме патриарху Тихону называет то, что полученное из Москвы послание патриарха об изъятии церковных ценностей секретарь епархии протоиерей Попов утаил, оно не было обнародовано в епархии. Вот отрывок из этого письма еп. Виктора:
"После его отъезда [епископа Павла] бывший правитель дел канцелярии протоиерей Попов показал мне "по секрету", как он сам выразился, Ваше послание по поводу возможного изъятия богослужебных ценностей с объяснением, что оно не было проведено в жизнь, с одной стороны потому, что опоздало, с другой - оно-де носит характер прежних посланий с их печальными последствиями для духовенства. Эти прежние послания также были сокрыты протоиереем Поповым, по должности - председателем Епархиального совета. Ознакомившись с содержанием послания, я, насколько мог, разъяснил ему глубокое религиозно-нравственное, чисто духовное значение, которое имеет послание как вообще для верующих, так и особенно для духовенства.
В провинции в селах, по которым я в то время проезжал (там изъятие произошло в один день - 1 марта ст.ст. и в один час - 12 часов дня по всем селам), была полная растерянность, и всё зависело от лиц, посланных на сие дело.
В городе Вятке, как видно из дела, духовенство показало себя весьма и весьма с плохой стороны и в некоторых случаях вызвало в народе ропот за то, что бесстрашно, дерзостно-легкомысленно вело себя в отношении святыни. Ведь у нас отдано всё до пузырьков от святого мира и помазочков включительно. Ужели и такие пустяки нужны были правительству?..
Ввиду того, что многие из мирян и духовенства Вятской губернии до сего времени находятся в большой душевной скорби за случившееся, я исповедую перед Вашим Святейшеством грех неведения вятичей, земно кланяюсь Вам и слезно за них и себя прошу прощения и Вашего Архипастырского молитвенного разрешения от этого греха. Простите..."
(Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игум. Дамаскиным (Орловским). Апрель. Тверь, 2006. С. 174-212).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(...)
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Reply
И власть вас не трогает. С вашей стороны нет вооруженного сопротивления, убийств, терактов и проч.
Что же тогда вас отличает от епископа Виктора (Островидова)? Как вы лояльны по отношению к нынешней власти, так и он был лоялен к советской власти. Он исполнял все распоряжения советской власти, но при этом обличал все несправедливые с его точки зрения ее декреты.
Вы сидите дома за компьютером, пишете заметки про Сталина, а епископ Виктор был арестован, отправлен в лагерь, потом в ссылку на север, где умер от менингита.
Reply
В Послании к римлянам Апостол Павел пишет; «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению».
Вот Бог епископа и наказал.
Reply
Наглядный пример, что вы за люди такие.
Reply
насчёт "грабежа" - я бы поостерёгся развешивать ярлыки. Это хлёсткое определение, да, но не более. Почему - ответ дан - ПО ЗАКОНУ ВЛАСТИ она это могла делать. Плох закон (а он действительно плох), но закон.
Было ли ИЗЪЯТИЕ справедливым делом или нет - дело десятое. Вопрос о том - КАК должна себя была вести Церковь. Именно об этом речь. Патриарх признал, что его протест против изъятия- ошибка, ссылки на каноны, якобы запрещающие изъятие - ошибка. Это было ясно и митр. Арсению (Стадницкому) и Сергию (Страгородскому) и мн. другим. Многие подчинялись просто по привычке не перечить начальству. Про безумные толпы, забрасывавшие камнями комиссии - вообще не разговор.
Церковь могла спокойно отдать барахло, выполнив свой нравственный долг перед голодающими (об этом говорил митр. Вениамин (Федченков)), а куда бы потратили деньги большевики - не важно. Она бы показала этим, что пропаганда большевиков о жадных попах - это ложь. А в итоге - наоборот, подтвердила их пропаганду. И никому, кроме Церкви вреда не было.
Reply
1. "Насчет "грабежа" я бы поостерегся развешивать ярлыки". Нет тут никаких ярлыков. Ленин, между прочим, прямо так и заявлял: "В лозунге "грабь награбленное" я не могу найти что-нибудь неправильное, если выступает на сцену история. Если мы употребляем слова: экспроприация экспроприаторов, то почему же нельзя обойтись без латинских выражений?" (заседание ВЦИк 29 апр. 1918 г.).
2. "Патриарх признал, что его протест против изъятия - ошибка". Вы имеете ввиду заявление патриарха в Верховный суд РСФСР от 16 июля 1923 года? Это заявление было подписано им под давлением чекистов. Голубчик, так вы скоро договоритесь до того, что любое признание или заявление, выбитое шантажом, давлением или пытками, является верным. Мне вас искренне жаль.
3. "Про безумные толпы, забрасывавшие камнями комиссии - вообще не разговор". А я и не говорил об этом. И епископ Виктор пишет только о "легкомысленно-дерзостном отношении к святыни" вятского духовенства - как тот протодьякон в воспоминаниях Лебедева, который "сваливал в корзину и уминал" церковные вещи. При вас будут грабить церковь, вы будете помогать грабителям выносить иконы?
4. Очень показательно, что церковные сосуды, оклады святых икон вы называете "барахлом". Голубчик, вы вообще православный?
5. "Церковь бы показала, что пропаганда большевиков о жадных попах - это ложь. А в итоге - наоборот, подтвердила их пропаганду". Потрясающе, вы обвиняете в преступлении жертву. Ваш храм, где вы молитесь ограбят преступники, им поймают, и они начнут на суде говорить о жадных попах. Вы станете им поддакивать?
Reply
Leave a comment