Шпак Фаина Анатольевна (1906-1984) - родилась в селе Великорецком Орловского уезда Вятской губернии в семье учителей. В 1928 году Фаина Шпак окончила Вятский художественно-промышленный техникум, педагог - художник Михаил Демидов. Работала учителем в школе кружевниц города Советска (1928-1929), учителем школы ФЗУ Косинской бумажной фабрики (1929-1931). Окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (1939). Член Союза художников (1939). Научный сотрудник Кировского областного художественного музея (1939-1941). Ее муж, художник Алексей Широков, ушел на фронт, в 1944 году пропал без вести. Во время войны Ф.Шпак оформляет детские книги (издательство "Детгиз" находилось в г.Кирове в эвакуации). После войны Фаина Шпак начинает работать как скульптор. Автор барельефа "Родина-мать" в комплексе памятника кировчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на Набережной Грина в г.Кирове (1965 г.), памятника Степану Халтурину в г.Халтурине (Орлове), памятника Ленину на Театральной площади в г.Кирове (1970 г.). Ее дети и внуки тоже стали художниками.
Ф.Шпак. Дзержинский в Кайской ссылке. 1947 г. КХМ
Чтобы сказать несколько слов о художественной стороне картины, сравним ее со знаменитой работой другого представителя реализма (но не социалистического, а критического) - с картиной Ильи Репина "Сходка (При свете лампы)" 1883 г. Картины близки по композиции, общие черты следующие: темная комната, стол, один источник света - лампа на столе, действующие лица на картине сгруппированы вокруг стола, главный персонаж - оратор.
И.Репин. Сходка (При свете лампы). 1883 г.
Интересно, что в сюжете картины Репина видны явные отсылки к Тайной Вечери (революционер, который держит речь, явно похож на Иисуса Христа; количество присутствующих в комнате - 12 - совпадает с числом апостолов). По энергии, по выразительности фигур картина Ф. Шпак явно уступает полотну Репина. Фигуры персонажей на картине Шпак статичны и маловыразительны, написаны они в отдалении - художник будто поместился в другом конце комнаты. При этом вырастает количество деталей (стены, пол), которые ничего для эффектности картины не прибавляют.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ф.Шпак. Побег Дзержинского из Кайской ссылки. 1940-е гг. КХМ
Эта картина Ф.Шпак напомнила мне известное произведение другого художника - "Ленин в Разливе в 1917 году" Аркадия Рылова (один из ее вариантов хранится в собрании Кировского художественного музея). Общие черты: высокое небо, облака и яркие краски заката, берег (у Рылова - берег Финского залива, у Шпак - реки Камы), Ленин (на картине Ф.Шпак - Дзержинский) смотрит задумавшись куда-то вдаль. Конечно, я не могу утверждать, что Ф.Шпак подражала работе Рылова, но общие детали заметны. К тому же Фаина Анатольевна работала в Кировском музее научным сотрудником, и картину Рылова видела много раз.
А.Рылов. Ленин в разливе в 1917 г.
Сюжеты обеих картин Ф.Шпак посвящены реальному событию - ссылке Феликса Дзержинского в село Кай на северо-востоке Вятской губернии. Сегодня в селе Кай есть улица Дзержинского,
музей Дзержинского и памятник Дзержинскому.
Из воспоминаний жительницы села Кай Марии Терентьевны Кениной (Лузяниной) о пребывании Ф.Дзержинского в селе Кай: "Дзержинский познакомился с крестьянами и завел дружбу... Крестьяне иногда собирались в его квартире или где-нибудь тайно, но мы побаивались, потому что ссыльным был, да и полиция следила за ним. Дзержинский скоро вошел в доверие полиции, иногда отлучался от дома на сутки, уезжая на лодке на рыбалку, а там присматривался к местности и возвращался обратно...
Дело было перед праздником Фроловым днем в конце августа. Ранним утром при сопровождении отца Дзержинский отправился на Каму, где у него была лодка. Он сел в лодку и поплыл. А мы поняли, что Дзержинский, наверное, сбежал. Прошла неделя, заходит Якшин и говорит отцу, что Феликса ведь нет, пойди, заяви, надо что-то делать. Дзержинский вопользовался праздником, сбежал и было уже поздно стараться задержать, т.к. времени прошло много". Отсюда -
Кай (Кайгородское) | Родная ВяткаВ 1956 году (через 40 лет после революции) село Кай выглядело по-прежнему как глухой угол: в селе не было электричества и радио, не было дороги к селу, крестьяне ходили в лаптях и домотканной одежде. Из воспоминаний В.Н. Кениной: В марте 1956 года я после окончания Кировской культпросветшколы приехала в Кай работать завклубом. Здесь я увидела такую глубокую старину! Серые, покосившиеся домики. Где две избы, то вход в дом по приставной лестнице, а то и просто без неё, прямо в сени, - никакого крыльца. Население со своими обычаями, нравами, диалектом в разговоре. Здесь я впервые увидела учеников в лаптях. Лапти носили и взрослые. Многие жители в то время были неграмотны... Молотилку и двигатель таскали прямо по полям гусеничным трактором, который всё время ломался. Один трактор МТС из района обслуживал несколько колхозов, он тоже часто выходил из строя... Дорог не было, машины не ходили. Да их и не было после войны. Весь транспорт - лошадь. Кругом по селу непролазная грязь. Света нет. Сидим с керосиновой лампой или зажжённой лучиной... Нижняя одежда была в основном из тканых льняных холстов. А верхняя, более тёплая, шилась из ткани, называемой «пониток». Основа - льняная, уток - из овечьей шерсти. В домах не было никакой мебели. В переднем (красном) углу стояли стол, лавка. Спали на полатях. Редко у кого была кровать, чаще - топчан из досок, матрац, набитый соломой, тканое льняное одеяло и портяные наволочки на подушках. Печи были в основном глинобитные. Посуда - глиняная и деревянная. Ели деревянными ложками. Чашки, кринки, корчаги были из глины, обвитые берестой. В банях мылись из деревянных шаек. Мыла не было. Делали щёлок из древесной золы и им мыли голову, тело парили берёзовым веником..." (
Кай (Кайгородское) | Родная Вятка)
---------------------------------------------------------------------------------------------
Ф.Шпак. Агролаборатория колхоза "Красный Октябрь". 1952 г. КХМ
На картине - большая светлая комната. Солнечный день. За окнами видны большие и красивые дома. Слева у стола - группа колхозников, они увлеченно рассматривают побег растения. Справа - двое персонажей у микроскопа. Яркая, оптимистичная картина посвящена успехам колхозного строя. "Красный Октябрь" - передовой колхоз в Куменском районе (с.Вожгалы) Кировской области. В 1967 году колхоз был награжден орденом Ленина. 44 года (с 1924 по 1968 год) председателем колхоза был Петр Алексеевич Прозоров, дважды Герой Социалистического Труда. Но надо сказать, что таких успешных хозяйств, как "Красный Октябрь", в Кировской области было немного, в большинстве колхозов области жизнь была очень тяжелой (см. выше описание села Кай в 1956 году).