История Подрельской общины старообрядцев. Часть 3-я.

May 22, 2012 23:50

В 1816 году в Орловском уезде Вятской губернии старовепров было 327 человек, через 20 лет - в 1836 году - 1004 человека. Таков был успех проповеди Никифора Ситникова и Ивана Изергина. В 1837 году дьякон Феодот Макаров своим доносом на Никифора Ситникова о намерении его перекрестить православного крестьянина Гурия Лаптева вызвал громадное следствие, за которым последовали высылка Никифора Ситникова в Закавказье и осуждение Зонова и Изергина. Последние были отданы под строгий надзор полиции с запрещением отлучек с места жительства. Но Иван Изергин до самой смерти умудрялся путешествовать в Казань и на Поморье. Умер он 75-и лет - в дороге из Вятки в Казань - будучи задушен, так как грабители подозревали, что он везет много денег. Главным его успехом было обращение в старообрядчество семьи Лаптевых, состоящей из Дмитрия Лаптева и его сыновей -  Игнатия, Артемия, Михаила и Пимена. Всю вторую половину 19 века эта богатая купеческая семья стояла во главе подрельских староверов, неустанно поддерживая их своими капиталами, заступничеством перед судом и начальством. В 1840 году семья Лаптевых переселилась из Подрелья в Вятку.



Молельня старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Вятке. Построена на усадьбе и на средства купца Дениса Фаддеевича Зонова, выходца из старообрядческой общины села Подрелье Орловского уезда Вятской губернии.

Выехав в столицу губернии, Лаптевы развернули здесь свои капиталы. Началась усиленная деятельность по постройке домов, заводов, сплаву леса; открыта была всевозможная торговля. Сотнями крестьяне из Подрелья отправлялись ежегодно к ним на работу, и, пробыв в Вятке несколько лет, возвращались убежденными староверами. Известный факт - до 60% (!) всех русских промышленных и торговых капиталов сосредоточено было в руках выходцев из старообрядческой среды различных толков. С одной стороны, конечно, преследования толкали староверов на путь всевозможной изобретательности в деле улучшения своего положения. Нельзя не отметить и тот факт, что эксплуатация православного народа на фабриках и заводах, принадлежавших староверам, облегчалось религиозной враждою. Но не всё так просто. Успехи староверов в торговле и промышленном деле являлось явным свидетельством предприимчивости и большой энергии староверов. А это говорит о том, что в в раскол уклонилась далеко не худшая часть русского народа. Казалось бы, характеристика старообрядцев, как "темных изуверов", должна была найти подтверждение в медленном угасании раскола. Но нет, ничего подобного, число староверов только росло - как за счет крепких и многодетных семей, так и за счет обращений. А ещё именно старообрядческая среда оказалась на удивление открытой новым веяниям и с успехом приспосабливалась к новым экономическим и политическим условиям. Это тем более удивительно, что раскол был Русской Реформацией наоборот. Идеал староверов был в прошлом, но этот идеал нисколько не умалял возможностей развития старообрядческих общин.

 Несмотря на гонения на староверов во времена правления императора Николая Первого, число уклонившихся в раскол в Подрельской волости медленно, но верно год от года продолжало расти. К 1874 году число старообрядцев в Подрелье (по рапорту священника Михаила Тихоницкого на имя Вятской духовной консистории) составляло до двух тысяч. Интересный факт - с прекращением гонений рост числа подрельской общины староверов замедлился. Этому немало способствовало то обстоятельство, что приход перестал быть местом ссылки штрафованного и судимого духовенства. Слово о. Павлу Цвейтову: "На место оставивших по себе особенно печальную и полного сожаления достойную память священников был определен в Подрелье окончивший курс семинарии священник Михаил Петрович Тихоницкий, человек совершенно трезвый, полный бессребренник, очень религиозный, всем сердцем любящий благолепие церковное, стремившийся к полному выполнению устава церковного. Это был полный контраст всему, что было и служило в Подрельском храме последнее столетие".  "Прибыл о. Михаил в Подрелье в марте 1870 года... О. Михаил при входе в храм увидел грязь, пыль, холод. Не было дров для отопления, не было ни муки, ни церковного вина для служения. Очевидно, не беспокоились до него о служении в каждое воскресенье... Исповедников в Великом посте было всего 50 человек... Пятьдесят человек исповедников за весь Великий пост из 7000 душ обоего пола ясно свидетельствуют о том, какое сильное господство а приходе приобрел раскол, какие пустил он здесь глубокие корни... О. Михаил, конечно, понимал это. Будучи человеком совершенно трезвым, энергичным и решительным, он объявил, что браки будет венчать не за 12-15 рублей, без чего раньше не венчали, а за 3 рубля; со славой пойдет в каждый дом, пользуясь совершенно добровольным вознаграждением, а не за 50 коп., как раньше. Не мало было ропота среди низших членов причта как на это, так и на требование им от всех членов причта безусловной трезвости... Помощником о.Михаилу был назначен о. Иоанн Зубарев из архиерейских певчих, который организовал очень стройный хор... Но семья увеличивалась... есть стало нечего и о.Михаил уехал, прожив 7-8 лет на приходе... Как было бы благодетельно для прихода в это время казенное жалование! К сожалению, о нем тогда и не мечтали, и достойные пастыри стали меняться здесь чрез каждое трехлетие". Лишь с назначением на приход о. Павла Цвейтова смены священников прекратились. Наконец, и высшее церковное начальство озаботилось делами прихода. Исключительной важности событием для церкви села Подрелье стало посещение её архиереем. Стоит только представить громадные размеры тогдашней Вятской епархии, чтобы понять, какой редкостью был приезд епископа на сельский приход. "За всё время существования Подрелья в нем не бывало архиерейского служения литургии", - отмечает о. Цвейтов. Надо вдуматься в эти слова - столетия(!) жизни прихода без архипастырского визита. 17 декабря 1902 года преосвященный Никон, епископ Вятский, служил в Подрелье всенощное бдение, а 18 декабря - литургию. Как пишет о.Павел Цвейтов, храм во время архиерейской всенощной был полон... староверами! "Они были особенно заметны потому, что православные, живущие далеко от села, зная, что Владыка будет служить на другой день литургию, пождав вечером, уехали домой, чтобы снова утром приехать к литургии. Раскольники же, боясь дневного света, чтобы не получить укоризны от своих, терпеливо вечером ожидали его прибытия и за бдением, ввиду неособенного многолюдства православных, особенно резко бросались в глаза, как редкие и небывалые богомольцы в храме, присутствовавшие здесь в очень значительном количестве". Читая всё это, удивительно слышать сегодня слова о "бесполезности" деления епархий. Непосредственным благим следствием посещения прихода еп. Никоном было его ходатайство о казенном жаловании подрельскому причту. Указом Св. Синода от 27 октября 1903 г. в подрельской церкви с 1 января 1904 г. открывалось третье штатное место священника и назначалось жалование клиру в размере 1350 рублей в год.
 Наконец, обратимся к последнему важному событию, описанному в книге о. Цвейтова. "17 апреля 1905 года в день Св. Пасхи с высоты Престола раздается голос Монарха о введении в России полной свободы вероисповедания для всех его подданных (указ Прав. Сенату от 17 апреля 1905 года)... 23 апреля 1905 года, в субботу на Пасхе, на дворе Подрельского волостного правления уже был созван старообрядческий сход, на котором прибывший из Вятки лесопромышленник Денис Фаддеев Зонов (подрельский крестьянин, правнук Осипа Зонова, состоявшего в кон.18 и в нач.19 столетий в клире церковном) объявил подрельцам этот замечательный для них Высочайший Указ, а также сообщил, что им разрешено Государем устройство молельни, и, что он, Зонов, жертвует на ее устройство 1000 дерев лесу. Тогда же 23 апреля сходом старообрядцев было постановлено возжечь в имеющей быть устроенной молельне неугасимую лампаду пред образом Свят. и Чудотворца Николая в ознаменование рождения Государя Наследника Цесаревича, за что и удостоились Высочайшей благодарности, торжественно земским начальником вскоре объявленной.
 15 мая прибыл на Гольцы лес, пожертвованный на молельню Денисом Зоновым, самый лучший из всего сплава этого богатого лесопромышленника. Лес скоро свезен был на Николаевский починок - место устройства молельни.
 26 мая 1905 года, в день Вознесения Господня, был на дворе волостного правления новый сход старообрядцев по случаю нового приезда Дениса Зонова, на котором этот ревнитель раскола объявил, что жертвует на молельню еще 1000 р. деньгами, а также сообщил и о значительных жертвах на это дело Козьмы Игнатьевича Лаптева и вдовы покойного Михаила Димитриевича Лаптева - этого неусыпного покровителя и защитника нашего раскола (внука православного священника), 60 лет благодетельствовавшего своими капиталами, связями, влиянием в губернском городе подрельским раскольникам. Всецело его капиталам обязан наш приход: все торговые, всё местное купечество, раскольники и всё православное население прихода в материальной зависимости от раскола.
 И теперь, расходясь со схода, старообрядцы трактовали, что у них собрано уже на молельню 8 тысяч руб.
 К июню 1905 года все необходимые для устройства молельни материалы были уже заготовлены и 14 июня совершена была торжественная ее закладка в починке Николаевском. На торжество закладки был приглашен и прибыл из г. Орлова местный земский начальник Л.Г. Стельмахович, волостное начальство и представители полиции. И хотя эти почетные гости получили и в точности исполнили строжайшее предупреждение всё время торжественного моления старообрядцев ни под каким видом не креститься и не молиться, чтобы не осквернить своей молитвой великого торжества и места закладки, однако же затем они не только благосклонно откушали у распорядителей торжества хлеба-соли, но и торжественно пили с вождями подрельского раскола за успех и процветание устрояемой молельни во вред и без того сильно угнетаемому здесь богатым расколом Православию".
-----------------
Источник: Свящ. Павел Цвейтов. Описание Подрельского раскола. История его от возникновения и до настоящего времени. 1906 год. Вятка, 1908.

my photo, Вятский край, Духовенство, Старообрядчество

Previous post Next post
Up