Одна из самых известных картин кировского художника Алексея Потехина - "Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина". Надо отметить, что в первый раз Салтыков увидал Вятку с другой стороны - с западной. В заречной части города, у слободы Дымково, Салтыков побывал позднее, когда стал чиновником особых поручений при губернаторе и много времени проводил в разъездах. Тогда-то, возвращаясь в Вятку из очередной поездки по губернии, Салтыков и наблюдал из-за реки живописную панораму города.
Молодой ссыльный Салтыков стоит у коляски. Рядом - кучка вятских крестьян, тоже видимо ожидающих парома. У мужика, одетого в серый азям, лежит рядом связка новых лаптей, которыми он собирается торговать на городском рынке. Крестьянская девочка, засунув палец в рот, с удивлением глядит на молодого барина. У пожилой женщины в корзинке - что-то очень яркое, скорее всего - дымковская игрушка. Старик в фуражке-бескозырке и рваной рубахе (отставной солдат) играет на гармонике какую-то печальную мелодию. На лицах слушателей - тоска и грусть, мелодия заставляет их вспомнить о тяготах жизни. Сочувствие и печаль - и на лице молодого писателя.
Сюжет был выбран художником безукоризненно. Именно такие показательные исторические картины - о страданиях простого народа в дореволюционное время (и соответственно о счастливой жизни народа после революции) - получали самые одобрительные рецензии и большинство наград на выставках, а затем поступали в собрания государственных музеев. Критика советского искусства считает такое творчество конъюнктурным, приспособленческим. Такая тема была бы уместна на полотнах передвижников, вспомните "Всюду жизнь" Н. Ярошенко или "С квартиры на квартиру" В. Васнецова. То есть, можно сказать, что картина Потехина опоздала лет на сто, такой сюжет был бы возможно уместен и смел в 1870-е годы, но не в 1970-е. Искусство ХХ века ушло далеко вперед от идей передвижников.
А.А. Потехин. Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина. 1970-е гг.
Часть сюжета картины основана на тексте "Губернских очерков". Облик города Вятки из-за реки и свои впечатления от этого вида Салтыков-Щедрин описал в начале книги: "Крутогорск расположен очень живописно; когда вы подъезжаете к нему летним вечером, со стороны реки, и глазам вашим издалека откроется брошенный на крутом берегу городской сад, присутственные места и эта прекрасная группа церквей, которая господствует над всею окрестностью, - вы не оторвете глаз от этой картины. Темнеет. Огни зажигаются и в присутственных местах и в остроге, стоящих на обрыве, и в тех лачужках, которые лепятся тесно, внизу, подле самой воды; весь берег кажется усеянным огнями. И бог знает почему, вследствие ли душевной усталости или просто от дорожного утомления, и острог и присутственные места кажутся вам приютами мира и любви, лачужки населяются Филемонами и Бавкидами, и вы ощущаете в душе вашей такую ясность, такую кротость и мягкость..."
Очевидно, что при написании картины художник использовал виды города на старинных фотографиях.
А.А. Потехин. Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина. Фрагмент.
Панорама города Вятки из-за реки. Фото нач. ХХ века.
Салтыков не любил общества вятских чиновников. Впрочем, это не мешало ему бывать в гостях, обедать у сослуживцев, играть с ними в карты и занимать у них деньги. Позднее писатель весьма язвительно описал многих вятских чиновников в "Губернских очерках". В Вятке книгу с интересом читали, узнавали реальных лиц и смеялись. А те, кого Салтыков высмеял, обижались: "Почему же Салтыков не брезговал нашим обществом, будучи в Вятке? Высказывал почтение, пользовался нашими услугами. Стало быть он обманывал, лицемерил". О простом вятском народе Салтыков всегда писал с симпатией:
"Я не люблю его гостиных, в которых, в самом деле, все глядит как-то неуклюже. Но мне отрадно и весело шататься по городским улицам, особливо в базарный день, когда они кипят народом, когда все площади завалены разным хламом: сундуками, бураками, ведерками и проч. Мне мил этот общий говор толпы, он ласкает мой слух пуще лучшей итальянской арии, несмотря на то что в нем нередко звучат самые странные, самые фальшивые ноты. Взгляните на эти загорелые лица: они дышат умом и сметкою и вместе с тем каким-то неподдельным простодушием, которое, к сожалению, исчезает все больше и больше. Столица этого простодушия - Крутогорск. Вы видите, вы чувствуете, что здесь человек доволен и счастлив, что он простодушен и открыт именно потому, что не для чего ему притворяться и лукавить. Он знает, что что бы ни выпало на его долю - горе ли, радость ли, - все это его, его собственное, и не ропщет. Иногда только он вздохнет да промолвит: "Господи! кабы не было блох да становых, что бы это за рай, а не жизнь была!"- вздохнет и смирится пред рукою Промысла, соделавшего и Киферона, птицу сладкогласную, и гадов разных..."
Подробнее о жизни Салтыкова-Щедрина в Вятке - в моих заметках с меткой
Салтыков-Щедрин.
А. Потехин. Приезд Салтыкова-Щедрина в Вятку. Фрагмент.
М.Е. Салтыков-Щедрин в молодые годы.