Николай Оглоблин. На реке Вятке. Из путевых заметок. 1904 год. Часть 2-я.

Dec 04, 2016 12:57

Продолжение. Начало очерка (главы I-VII) - Н.Н. Оглоблин. На реке Вятке. Из путевых заметок. 1904 год.
 В 1900-е годы историк и писатель Николай Николаевич Оглоблин совершил несколько путешествий по русским рекам. В результате по впечатлениям им были написаны путевые заметки. Рассказ, посвященный путешествию по реке Вятке в мае 1904 года на пароходе "Надежда" товарищества Вятско-Волжского пароходства, был напечатан в журнале "Русское судоходство" в 1905 году. Очерк, довольно критический к порядкам на вятских пароходах, вызвал неудовольствие владельцев и руководства Вятско-Волжского пароходства. Однако помимо критики в очерке много верных, точно подмеченных автором моментов.
 Ниже - вторая часть очерка. Всем - приятного чтения, читайте - не пожалеете.
--------------
VIII.
 Прежде, до истребления лесов, Вятка была многоводнее и глубже, теперь же она сильно страдает от перекатов, обнажающихся в середине лета, после спада весенних вод. Вятские перекаты очень неустойчивы - пески находятся в постоянном движении, так что положение и очертания перекатов меняются не только с каждым годом, но в одну и ту же навигацию.
 Между тем "обстановка" (маяки и бакены) как бывает поставлена в начале меженного периода, так и стоит неизменно до осени... До 1896 года обстановка существовала только до Васильковского переката (между пристанями Сорвижи и Кукарка), а позже стали обставлять всё судоходное протяжение реки. Но и теперь обстановка крайне недостаточна.
 Мы шли в середине мая, когда на низовьях Вятки прибылой воды было больше аршина и по-видимому не было нужды в обстановке, которая здесь и отсутствовала. Однако, отойдя вверх от Мамадыша, первой вятской пристани (в 15 верстах от устья), вечером "Надежда" неожиданно наткнулась на песок в таком месте, где никакого переката не полагается. Наметка показала 3 и 2,5 четверти. Пароход два раза брал влево и каждый раз отступал перед непроходимою мелью. Но когда взяли вправо, пароход свободно обошел этот случайный намыв песку, на котором мы бились около получаса. Никакого обстановочного знака здесь не было ни в этот раз, ни спустя почти неделю, когда мы шли обратно.
 Кроме случайной посадки на мель выше Мамадыша, с нами других неприятностей на вятских перекатах не было. Вода стояла еще большая, да и вновь прибывала от постоянных дождей. Весь май и июнь навигация по Вятке шла свободно, как весною. Но это было исключительное лето (как и для Ветлуги, Унжи и т. п. рек); в обыкновенные же годы мелководье на Вятке наступает с конца мая, и тогда плаванье здесь становится мучительным от постоянных пересадок, сидений на перекатах, аварий пароходов и проч.

 В эту страду вятских пароходов, когда они начинают курсировать от Нижнего, из последнего вы выезжаете на хорошем большом пароходе, затем в Соколках пересаживаетесь на меньший и худший, а в Медведках или Кукарке на еще меньший и иногда на буксирный. Если же вы едете до Слободского, то в Вятке вас ожидает еще одна пересадка. В очень большое мелководье пароходы до самой Вятки не доходят, останавливаясь около села Филейки, в 7 верстах, откуда извозчики берут по 1 р. - 1 р. 50 коп. до города.
 Но как ни досадны эти пересадки, когда всякое нормальное расписание хода пароходов прекращается и они ходят "по-ветлужски" - как Бог на душу положит, гораздо мучительнее многочасовые сиденья на перекатах, если пароход там застрянет и не может сняться своими силами. Публику ссаживают или на буксируемый пароходом "баркас", или на берег, где и сидит она, пока не подойдет другое судно и не стащит застрявшего товарища. Если последний отказывается идти дальше, или публика торопится по своим делам и не может ждать пересадки на попутный пароход или пока свой пароход перетащится за перекат, тогда приходится нанимать лошадей, и очень дорого: крестьяне пользуются случаем и дерут за 1 версту по 12 коп. вместо обычных пяти.
 Еще печальнее положение пассажиров, если авария с пароходом случится на глухом берегу, вдали от селений (таких захолустных уголков на Вятке немало). Лет пять назад затонул пароход в Разбойном Бору, ниже г. Орлова. Место глухое, ближе 30 верст не было жилья. Командир решил послать с ближайшей орловской пристани срочную телеграмму в Вятку о высылке парохода. Два матроса понесли телеграмму пешком до ближайшего селения, откуда верхом добрались к утру до Орлова. Но телеграф был закрыт, и раньше "законного срока" телеграмма об экстренном случае не пошла... К счастью, мимо затонувшего судна проходил случайный пароход, забрал пассажиров и команду и пришел в Вятку одновременно со срочной телеграммой...



Слобода Кукарка (ныне - г.Советск). Фото нач.ХХ в.

IX.
 Возвращаюсь к нашему плаванию. 13 мая, на другой день по выходе из Казани, около 8 часов вечера "Надежда" была у последней камской пристани Соколки (село Сокольи Горы). Это очень оживленная и значительная пристань, лежащая в узле Камского, Вятского и Бельского (по реке Белой) пароходств. В трех верстах выше Соколок, у деревни Грахань, впадает в Каму с правой стороны река Вятка, которая перед устьем делится на несколько рукавов. Самый судоходный из них - крайний правый, шириною на устье около 1,25 версты.
 14 мая, около 7 часов утра, то есть с опозданием на 7 часов, мы были у пристани Вятские Поляны. Следующий перегон, до Горок, тянется 7 часов, хотя на пути есть несколько селений, а одно с винокуренным заводом, где следовало бы иметь пристань.
 Пристань Горки лежит в нескольких верстах от города Малмыжа, хорошо памятного русскому обществу по известному "мултанскому делу" о человеческом жертвоприношении вотяков.
 Вечером мы были у пристани Турек; это большое и богатое село, населенное преимущественно староверами всевозможных старых и новых толков. В числе последних привлекает внимание несколько таинственная "подпольная вера", суть которой в том, что старики и старухи незадолго до смерти уходят совсем "из миpa" в подполье избы и там доживают свой век, там и хоронят их в заранее заготовленных "колодах" (выдолбленных гробах)... В Туреке много богатых лесопромышленников, здешних и из города Уржума, который лежит в 12-ти верстах. В таком же почти расстоянии от Уржума находится и следующая вятская пристань Цепочкино.
 На другой день (15 мая) в 1 час дня подошли к пристани у торговой слободы Кукарки, лежащей на реке Пыжме, в четырех верстах от ее устья. Пароходы подходят к самой слободе только в большую воду, а в малую пристань переводится на Вятку к селу Жерновогорскому (напротив слободы, в одной версте от нее). Но в обоих случаях подход к Кукарке очень затруднителен ввиду узости Пыжмы, стесненной вдобавок у самой пристани мостом, соединяющим слободу с селом. У последнего, в Жерновых горах, находятся ломки жернового камня и опоки (белый камень, идущий на разные поделки - памятники, лестницы и проч.).
 В слободе находится учительская ceминария и земская кружевная мастерская, славящаяся своими изделиями. Кукарка красиво расположена на высоком берегу, в ней несколько церквей, довольно зелени. Пристань укреплена каменной стенкой.
 Выше Кукарки находится очень трудный и крайне извилистый Петровский перекат.
 Затем, за красным Сорвижем следовал громадный (в 75 верст) перегон до города Котельнича, куда мы вместо 4 часов дня едва дотащились к 3 утра. Многие пассажиры не спали, желая посмотреть первый вятский город и особенно строящийся через Вятку мост Петербургско-Вятской железной дороги.
 Довольно обширный Котельнич (5 тысяч жителей) нелепо расположен, именно в котле, то есть в котловине и на скатах к ней (на правом берегу). Средину города разрезает глубокий глинистый овраг. Левее его, почти не тронувши строений, пересекает город полотно железной дороги. На левом берегу оно доведено уже до реки и там, по направлению к Вятке, ходят paбочие и служебные поезда.
 Несмотря на большой праздник (Троицын день) и на раннее утро, на левом берегу уже начиналось рабочее движение: бегали локомотивы, ходили поезда, артель сгружала материалы со стоявших у берега нескольких пароходов и баржей. Металлические части доставляются с Урала преимущественно камскими пароходами (Каменских, Любимова и др.). Раньше с работами не торопились, и они были почти приостановлены, но с началом войны оживились, и, говорят, дорога должна быть закончена в восемь месяцев.
 За 18 верст до Вятки реку пересекает мост на Пермско-Котласской железной дороге. Когда-то на эту дорогу возлагались большие надежды: то как на прямой путь из Сибири до Петербурга, то как на соединение Прикамья с Архангельском. Ни то, ни другое не оправдалось, так как дорога не доведена ни до Петербурга, ни до пересечения с Архангельской железной дорогой: обрывается она в медвежьем углу - в Котласе, глухом вологодском селе на реке Северной Двине, навигация на которой очень коротка.
-------------------------------
Отсюда - Волго-Невский проспект. Н.Оглоблин. На реке Вятке



Вятка. Пароход "Надежда". Открытка нач.ХХ в.
---------------------------------
 Интересно сравнить очерк Н.Оглоблина с главой "Судоходство" в учебнике родиноведения В.Д. Емельянова 1917 года издания:
 "Река Вятка, начинаясь в Глазовском уезде, протекает почти по всей губернии. Немало на ней городов и больших торговых сел. Река Вятка становится судоходной от города Слободского на протяжениии 800 верст. Таким образом Вятка представляет главный водный путь в губернии.
 Но развитию пароходной деятельности на Вятке много препятствуют мели и перекаты, встречающиеся почти по всему течению реки. Мели эти опасны тем, что они непостоянны. Ежегодно многие мели смываются водой и образуют новые на других местах, так что лоцманам приходится каждый год изучать течение реки. Только самые большие перекаты остаются на одних местах. Из постоянных перекатов на реке Вятке выделяются: Симоновский около города Вятки и Орловский около города Орлова.
 Для удобства плавания судов по реке, где имеются мели, ставятся маяки и бакены. На расстановку условных знаков по рекам Министерство путей сообшения затрачивает немалые суммы.
 Немалую опасность для судоходства представляют на реке Вятке так называемые "каржи" или целые деревья, оторванные водой от берега и застрявшие в реке. Вследствие таких неудобств пароходы на реке Вятке устраиваются плоскодонные и широкие, чтобы неглубоко сидели в воде. От такого устройства пароходы не могут ходить быстро, как волжские и камские.
 По реке Вятке ходят 38 пароходов. Все они принадлежат одной пароходной компании Вятско-Волжского пароходства, основанного в 1902 году.
 Во время полной воды все пароходы совершают правильные отправления между Вяткой и Казанью. Такое сообщение совершается не все время плавания. Во время лета, когда воды бывает мало, пароходы не доходят до города Вятки. Во время малой воды сношение по реке происходит путем пересадок с больших на меньшие пароходы.
 На всем протяжении Вятки находится три весьма важные пристани: Вятская, Кукарская и Медведская, с которых отправляются произведения местных кустарей, хлеб, холст, куделя, яйца и прочее.
 Кроме пароходных пристаней на реке Вятке имеются лесные пристани, откуда отправляются плоты с лесом и лесными прозведениями. Из таких пристаней замечательна Кильмезская - при реке Кильмези...
 Лесные произведения находят сбыт в других губерниях и городах Поволжья... В весеннее время плывут по рекам лесные плоты, которые по выходе в большие реки связываются в громадные плоты, и в течение всего плавания идут по рекам вниз. В плотах сплавляется строевой лес, дрова и проч. При поездке на пароходе можно видеть, как идут плоты леса с избушками на них, под флагами и с указанием фамилий Лаптева, Клобукова, Зонова и других лесопромышленников.
На пароходах и барках сплавляются в поволжские города смола, мебель, бочки и проч. В весеннее же время с притоков реки Вятки - Холуницы, Залазной и других идут "беляны" и "коломенки" с железом из железоделательных заводов Вятской губернии: Кирсинского, Залазнинского, Песковского и других. Суда стоят около города Вятки, ожидая решения дела их с покупателями, или сплавляются в поволжские города..." (Емельянов В.Д. Родиноведение. География Вятской губернии. Вятка, 1917. С. 76-77, 73).

Вятский край, старая Россия, Река Вятка

Previous post Next post
Up