Русское население Вятского края (очерк Н.А. Спасского, 1880 год). Часть 2-я.

Jul 20, 2015 19:01

  "Кроме всего этого существует в Вятской губернии целый ряд праздников местного характера, из которых самым замечательным по своей странности можно счесть в Орловском и Котельническом уездах праздник куричей братчины или троецыплятницы, справляемый в случаях домашних несчастий, болезней семейных лиц, преимущественно же тяжелых родов. Главную роль в этом празднике играют женщины, преимущественно вдовы, а главный предмет угощения составляют яйца и курицы, в особенности те из них, что три раза выводили цыплят. В праздник троецыплятницы соблюдаются следующие обряды: 1) служат молебен, до начала которого отыскивают несколько кур троецыплятниц, 2) во время обеда не употребляют ни вилок, ни ножей, 3) кур троецыплятниц едят только старушки-вдовы и притом без разговора, молча и 4) во время всего обеда не бывает ни одного мужчины, ни даже детей мужского пола. Трапеза эта считается чудодейственной.
  Вообще население Вятского края, несмотря на набожность и благочестие, благодаря необразованности и вероятно частым сношениям с инородцами, придерживается многих суеверий и обрядов, свойственных языческим племенам. Из обычаев и суеверий укажем на следующие, которые считаются отличительными для Вятской губернии.
1) В 1-ю Пасхальную заутреню, во время встречи Христа, рыбаки отщипывают от своей свечи небольшой кусочек воску и кладут его в пазуху, а самую свечу прилепляют у входа к дверям или косякам с приговором про себя: "Как сюда валит теперь народ, так бы шла летом и рыба в сети". После заутрени каждый из таких суеверов принеся домой отщипленный кусочек воску хранит его до времени рыбной ловли, а в это время прилепляют понемногу к каждой сети и тоже с подобным приговором: "Как Пасхой в церковь шел народ, так теперь рыба иди в сеть".
2) Почти все не только крестьяне, но и горожане замечают тот день, в который был праздник Благовещения. В этот день в продолжение года боятся начинать дела сколько-нибудь важные.
3) некоторые верят, что в Великий четверток рано надобно считать деньги, чтобы их водилось больше; верят еще в четверговую соль и придают ей какое-то особенное свойство излечивать многие болезни.
4) Верят в ивановскую росу, которую по этому случаю некоторые из женщин собирают в этот день (24 июня) посредством разостланных на траве платков, выжимают из них в стклянки и хранят как целительное лекарство от глаз.
  Крестьяне верят в существование домовых, водяных, леших и кладовых, которые имеют особые служебные должности, характер и причуды. По их понятиям домовой заведует хозяйскими конюшнями и хлевами, бережет хозяйский скот и губит его. Водяные живут в озерах и прудах, во всех значительных глубинах рек, и в особенности при мельницах. Местом жительства леших считаются дремучие леса. Кладовой по понятиям народа скрывается в земле и стережет клады. Вообще демонология вятских крестьян многосложна и весьма любопытна, о ней была напечатана прекрасная статья священника Осокина в "Современнике" за 1856 год, которая дает весьма много сведений по этому предмету, но мы здесь не приводим выписок из нее по недостатку места.
  Не менее любопытны и увеселения жителей Вятского края. Осенью, чтобы скоротать длинные вечера, заводят так называемые "супрядки". На супрядки собираются десятками девушки в одну избу и занимаются пряжей и чесанием льна. Туда же приходят молодые парни и вместе с ними развлекаются пением разнообразных песен. С наступлением праздника Рождества вечеринки эти оканчиваются и уступают место игрищам. Крестьянские игрища обыкновенно бывают в святочное время, начиная со второго дня Рождества и кончая кануном сочельника Крещения. На игрищах молодые парни садятся за стоящий под полатями стол и начинают играть в карты или ладыжки, а девицы садятся впереди по лавкам и поют сначала круговые, а потом парочные песни. Парочные песни заменяются иногда музыкой, состоящей из скрипки, гармоники и балалайки, а потом поют "бояр", то есть такие песни, в которых величают попарно "парня с девкой", начиная прежде с хозяина с хозяйкой, потом его семейство, и наконец поющих и пляшущих. Иногда на игрища приходят наряженные, вроде медведя в вывороченной шубе, который представляет различные штуки, затем играют в "жмачки" (жмурки). Кроме того одним из главных рождественских увеселений можно назвать различные гадания, посредством которых молодежь надеется узнать свою судьбу, девушки особенно любят гадать о женихах.
  Самым веселым зимой праздником считается масленица. Приготовляясь к ней каждый крестьянин накупает вина, масла, непременно рыбы и наварит пива. С первого дня и до конца недели пекут блины, катаются с ледяных гор (по-вятски - катушек), а также на шестах - последняя забава опасна и часто несчастливо оканчивается. С четверга обыкновенно ездят друг к другу в гости с песнями по дорогам, особенно ездят молодые зятевья к тещам на блины. Особенной оригинальностью отличается масленица в Воткинском заводе. За неделю до масленицы заводские мальчики строят из снегу города на широких улицах завода. Городам этим придают всевозможные фигуры, после того выбирают городничего, который должен стоять в городе и защищать его от нападений масленицы. Масленицей же называется маскированная группа мастеровых. Берут города в последний день масленицы, причем поставляется целью овладеть флагом на городе и городничим.

  На Пасхе увеселения происходят около качелей, устраиваемых почти в каждом селении; но самой любимой забавой девушек на Пасхе можно назвать скакание на досках. В следующие праздники от Пасхи до заговенья, называемого яичным, молодежь в ведреные дни собирается на улице, поет песни, играет в горелки и другие подобные игры. В самое же заговенье кроме того еще катают печеные яйца. С наступлением лета начинают устраивать так называемые "ссыпки", которые считаются принадлежностью исключительно Вятской губернии. Крестьяне одной деревни, а иногда и нескольких соседних, сговариваются между собою собраться в известный день, для чего сносят сообща солод, муку, хмель, вино, рыбу или мясо. Из этих продуктов приготовляются яства и пиво, съехавшись в условленное время, пьют и едят изготовленное, а молодые парни и девки водят хороводы, пляшут, поют песни, отличающиеся однообразием и монотонностью. Во время разного рода увеселений молодые люди знакомятся между собой и часто парни выбирают себе невест. Но еще чаще свадьбы устраиваются по выбору родителей вступающих в брак, жених и невеста иногда даже и не знают друг друга.
  С достижением сыну 18 лет родители, особенно имеющие немного детей, сильно заботятся женить сына, имея главным образом в виду приобрести лишнюю работницу. Задумав женить своего сына, родители посоветовавшись в домашнем кругу, посылают сваху в дом невесты, уже выбранной заранее.
Если посольство свахи увенчалось успехом, то на другой день жених вместе с отцом и матерью отправляется к невесте на смотрины; после чего следует рукобитье - первая пирушка до свадьбы. Повсеместно существует обычай платить за невесту нечто в роде выкупа, сумма которого бывает различна, смотря по состоянию жениха.
 В день свадьбы собирается по выбору поезд, состоящий из тысяцкого, больших бояр, дружки, полудружья, свахи и повозников; число их зависит от степени богатства жениха с невестой и их родственников. В некоторых местах перед венцом жених с невестой, отец жениха и дружка садятся за стол; потом уже молодые отправляются к венцу. Все поезжане и погонихи едут в церковь с колокольчиками; дружка берет на всякий случай косушку вина. По совершении брака в церкви, едут в дом жениха , где встречают обвенчанных с хлебом и солью; посыпают их иногда при входе на порог хмелем. на другой день рано сваха и дружка топят баню, в которую прямо с постели отправляют молодых при громе разных побрякушек. В их отсутствие пирующие поезжане считают своей обязанностью перебить всю домашнюю посуду.
 В заключение для лучшей характеристики нравов вятских крестьян не лишним считаем привести некоторые обычаи, соблюдаемые при родах и похоронах.
 Роды крестьянской женщины происходят обыкновенно в тесной курной бане. Бедная (т.е. недостаточная) женщина иногда сама на несколько часов до родов нарубит дров, снесет их в баню и затопит печку. У состоятельных крестьян кроме повитухи приглашается кто-либо из женщин-родственниц. В бане родильница остается трое суток. Одну ее в бане никогда не оставляют вследствие суеверного убеждения, что банник (нечисты дух) в отсутствии людей бывает властен располагать смертью и жизнью роженицы. После того как родится дитя тотчас же оплескивают его теплой водой. Затем начинают его парить лиственными вениками и часто до того сильно, что на коже новорожденного оказываются водянистые пузыри. Операция парения в бане производится по целой неделе, а иногда и более. При омывании детей водой смесей особенных не употребляют, кроме одной щепотки соли, которая кладется в воду крестообразно с произношением слов: "Во имя Отца и Сына и Св.Духа, аминь", или же солью посыпается голова дитяти. То и другое делается с той собственно целью, чтобы дитя не могло подвергнуться урокам при взгляде на него посторонних лиц. Члены новорожденного, почему-либо кажущиеся повитухе неправильными, выпрямляются в первое же омовение. Процесс этот производится таким образом: повитуха кладет дитя на свои колена, первоначально обеими руками ровняет голову, потом разглаживает спину, наконец подтягивает правую руку к левой ноге, а левую руку к правой, и при каждом действии сжимая губы издает скрипучий звук. В тех случаях, когда дитя вскрикивает, бабки считают его испуганным и прибегают к новому способу ровняния. Сама бабка отыскивает конец мочала, которым измеряет руки и ноги. Если найдет какую-нибудь несообразность в членах, то начинает излечивать испуг таким образом: сидя на полке бани с дитятей, передает мочало другой женщине, какая находится с ней в бане, и приказывает взять в руки топор, а мочало положить на порог и дожидаться ее вопроса: "Что сечешь?" Приготовившаяся сечь мочало должна отвечать: "Испуг". Повитуха после сего говорит: "Секи пуще, чтобы не было". Таковые действия должны повторяться три раза, после чего будто бы уничтожается испуг дитяти.
 Обычаи и обряды, соблюдаемые крестьянами при смерти и похоронах их ближних, представляют в иных местах следующие особенности. В то время, когда человек умирает, зажигают перед иконами восковые свечи; умирающего накрывают скатертью, а когда умрет, то раздевают его, причем одежда не снимается через голову, а раздирается вдоль тела; после чего тело покойника омывают водой и наряжают в новое чистое платье. Тело умершего везет к церкви кто-нибудь из домашних его; на гроб садится жена умершего, если она есть, а если нет - отец или сын или дочь или мать; при гробе причитают и воют. Умершего обыкновенно стараются похоронить в день смерти. После погребения умершего, в доме, где он жил и умер, вымывают полы, полати, даже стены, и сами домашние вымываются в бане. гробы делаются как попало; хлопочут только о том, чтобы они не развалились до могилы. Усопших поминают чаще всего во вторник на Фоминой неделе (в радоницу) или на седьмой неделе после Пасхи - в четверг. Этот поминальный день обыкновенно называется "семиком".
------------
Николай Александрович Спасский (1846-1920) - статистик, краевед, действительный статский советник, кавалер орденов св.Владимира 3-й и 4-й ст., св.Анны и св.Станилава 2-й ст. Родился в г. Вятке в семье учителя, выпускник Вятской гимназии и Казанского университета. Более 40 лет служил в должности секретаря Вятского статистического комитета, сделал службу комитета образцовой. Спасский был редактором неофициальной части газеты "Губернские ведомости", Календарей и Памятных книжек Вятской губернии, Трудов Вятской ученой архивной комиссии, сборника "Столетие Вятской губернии" и проч. После революции служил председателем книжно-библиографической комиссии в библиотеке имени Герцена. Данный очерк напечатан в Календаре Вятской губернии за 1880 год.

Ликбез, Вятский край, Спасский Н. А., Этнография

Previous post Next post
Up