Экскурсия по Театральной площади, ч.2. Городская управа, община Красн.Креста, сиротский дом, театр.

Nov 29, 2014 20:52

 На западной стороне улицы Владимирской в 1788 году был построен двухэтажный дом купца Ивана Ласкина (проект дома выполнил архитектор Филимон Росляков). Дом был несколько отодвинут от площади, а на углу стоял маленький флигель. В 1810 году эта усадьба была куплена у Ласкина купеческой семьей Аршауловых. В 1830-е годы дом достался по наследству при разделе имущества Петру Петровичу Аршаулову и сдавался им под квартиры.



Вятка. Улица Владимирская, вид на юг от Театральной площади. Фото нач.ХХ в. Справа - здание городской управы.

В 1836 году на первом этаже дома поселился Александр Лаврентьевич Витберг с семьей. Именно здесь Витберг прожил большую часть своего времени пребывания в Вятке. И уж если и называть какой дом в Вятке "домом Витберга", то по праву - именно этот. Именно здесь можно было бы открыть квартиру-музей А.Л. Витберга (если бы дом уцелел).






Перспектива улицы К.Маркса, вид на юг с Театральной площади. 1953 год.



Город Киров. Бывшая городская управа (дом купца И.Ласкина). 1960-е гг.
Вид на здание с Театральной площади.

В 1894 году дом был куплен городской управой. В следующем году управа отдала здание в аренду управлению строительства Пермь-Котласской железной дороги. Позднее здесь помещалась вятская городская дума и управа, Пушкинская библиотека-читальня. После 1917 года здесь находились: народно-хозяйственный институт, музей искусства и старины, краеведческий музей, ветеринарный техникум, в последние годы перед сносом - электротехнический факультет политехнического института.



Город Киров. Бывшая городская управа (дом купца И.Ласкина). 1960-е гг.
Вид на здание с улицы К.Маркса.



Город Киров. Вид юго-восточного угла Театральной площади. 1960-е гг. Фонд Лысовых, ГАСПИКО.

Кстати, Александр Витберг, живя здесь, в доме купца Аршаулова, выполнил проект дома для Вятской публичной библиотеки и музея (музеума), предусмотрев в нем же помещения для благородного собрания с залом для балов и концертов. Витберг выбрал и место для здания - совсем рядом, на тогдашней западной стороне площади. В 1838 году проект Витберга был одобрен, но губернатор Корнилов, ратовавший за постройку здания, был переведен в другую губернию, и без него необходимой суммы собрать не удалось. Проект остался на бумаге. Трудно сказать, что было бы с домом, если бы его построили. В 1930-1960-е годы площадь "раздвигали" на юг и запад. Пожалели бы советские чиновники дом, построенный по проекту Витберга? Дом конца XVIII века постройки, в котором Витберг жил, они не пожалели.



А.Л. Витберг. Проект Вятской публичной библиотеки и музеума. Главный фасад. 1838 г.

Рядом с домом Аршаулова на южной стороне площади в 1899 году было построено краснокирпичное здание общины сестер милосердия Красного Креста. Первая в России (и в мире) женская добровольная медицинская организация - Крестовоздвиженская община сестер милосердия - была учреждена в 1854 году по инициативе великой княгини Елены Павловны. В 1867 году император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах. С 1879 года оно называлось Российским обществом Красного Креста. В мирное время сестры милосердия жили общинами, получали среднее медицинское образование и бесплатно работали в больницах, а в военное время пополняли персонал военных госпиталей. Сестры находились на полном обеспечении общины; содержанием общины занимался ее Комитет, а управлением - Попечительный совет. В сестры милосердия принимались девицы и вдовы от 18 до 40 лет христианского вероисповедания, грамотные и вполне здоровые. В интернете я нашел список Вятской общины сестер милосердия Красного Креста на 1915 год, посмотреть список можно здесь - альбом «Вятская община сестер милосердия Красного Креста, 1915 год.» на Яндекс.Фотках.



Город Вятка. Община сестер милосердия Красного Креста. 1900-е гг.
Вид на здание с Театральной площади (северный фасад).

Автором проекта двухэтажного (с цокольным этажом) здания был инженер-технолог Александр Николаевич Шкляев, состоявший в то время в должности городского архитектора Вятки. Фасады здания был выполнен в популярном в то время "кирпичном" стиле (с отделкой красным декоративным кирпичом). Над карнизом на северо-восточном углу дома помещался барельеф с эмблемой организации (красный крест на белом фоне).




Вот к примеру, как описывается состояние Вятской общины сестер милосердия в 1901 году: "Вятская община перешла в 1899 году в собственное помещение. К 1 января 1899 года в общине состояло сестер милосердия: утвержденных 37, испытуемых 4 и запасных 15, всего 56. В течение 1899 года 4 испытуемые утверждены в звании сестер по выдержании испытания, 1 сестра вышла в отставку, 5 почислены в запас, 2 умерли, и затем вновь принята  в число испытуемых одна сестра.
К 1 января 1900 года в общине числилось сестер: утвержденных в этом звании 35, испытуемых 1 и запасных 18, всего 54. Из них 18 сестер находилось в общине и 18 в распоряжении местных комитетов, как состоящие в командировках при земских больницах.




Сестры милосердия, живущие в общине, занимались уходом за больными и дежурством в Вятской губернской земской больнице, бесплатной лечебнице общества врачей и такой же лечебницк при общине. Кроме того, живущие в общине сестры милосердия командировались для ухода за больными в частные дома, а так же на эпидемии.
По требованию земских управ находилось в командировках на эпидемиях сыпного и брюшного тифа, скарлатины и цынги: в Елабужском уезде 6 сестер, Орловском 3, Котельническом 1, Яранском 3, Уржумском 1, Сарапульском 8 и Малмыжском 4, всего было 26 командировок.




На расходы по общине употреблено 2437 руб. 40 коп. и кроме того по лечебнице 12 руб. 60 коп., всего 2450 руб.
При общине находится бесплатная лечебница для приходящих, в которой в 1899 году было принято амбулаторных больных 3362, в том числе мужчин 1152 и женщин 2210..." (Пам. книжка Вятской губернии на 1901 год. Вятка, 1900. С.117-118).







В начале ХХ века в здании помещались общежитие сестер милосердия и больница с хирургическим отделением для воинов. В 1910 году, кроме прочего, в здании была оборудована водолечебница. После революции здесь проводилось и лечение электричеством. Позднее медицинское заведение, помещавшееся здесь, продолжало специализироваться на физиотерапии (физиолечебница), а затем было реорганизовано в городскую поликлинику.



Город Вятка. Община сестер милосердия Красного Креста. 1900-е гг.
Вид на здание с восточной стороны, с проезжей части поворота с улицы Московской на Владимирскую.
Слева - часть здания городской управы.



Город Киров. Театральная площадь. 1950-е гг.



Город Киров. Театральная площадь. 1950-е гг.



Город Киров. Театральная площадь. 1950-е гг.

С 1963 года здание занимало музыкальное училище. После постройки восточной части корпуса №1 политехнического института здание было разобрано. В 1997 году на здании института (в том месте, где стоял дом общины Красного Креста) была установлена мемориальная доска.



Город Киров. Театральная площадь.
Здание общины сестер Красного Креста и корпус №1 политехнического института. 1960-е гг.



Город Киров. Здание общины сестер Красного Креста перед сносом. 1967-1968 гг.



Город Киров. Мемориальная табличка на здании ВГУ (корпус №1).

Теперь перейдем далее, на западную сторону старой Театральной площади. Старая площадь была вдвое меньше нынешней. Ее западная граница проходили примерно по линии нынешнего проезда между корпусом №2 ВГУ и сквером слева от здания театра. По этой линии и далее до улицы Карла Либкнехта стояли дома. Границы старой площади хорошо видны на одном из дореволюционных чертежей:



"Выкопировка из плана существующего расположения на г.Вятку с показанием под литерой А места, предполагаемого под постройку театра". 1870 г.

В 1930-е годы площадь решено было раздвинуть, новая западная граница площади должна была пройти по улице К.Либкнехта. Здесь в 1939 году начали строительство Дома Советов, а дома на площади были назначены к сносу. Но началась война, и реконструкция площади была приостановлена.
 Против старого театра на углу площади и улицы Коммуны раньше стояло деревянное здание с мезонином. Построен дом был в 1792-1799 годах купцом М.Г. Крашенинниковым. За свой долгий век дом принадлежал поочередно полутора десяткам владельцев. Перед революцией здесь помещался земский сиротский дом, в котором за счет губернского земства воспитывались сироты школьного возраста (обучавшиеся в средних учебных заведениях города). Дом этот виден на нескольких старых фотографиях. Владимир Любимов в книге "Старая Вятка. Квартал за кварталом" (Киров, 2007) называет его домом Чайковских (с.203), т.е. надворного советника Василия Яковлевича Чайковского (позднее дом и усадьба оказались в собственности земства). Сын В.Я. Чайковского Николай Васильевич Чайковский (1850-1926) - известный русский революционер, эсер, депутат Учредительного собрания от Вятки, глава правительства Северной области в Архангельске (1918-1919), умер в эмиграции в Лондоне. В советское время здесь сначала размещался детский дом, а позднее - областной военкомат.



Чайковский Николай Васильевич (1850-1926).



Вятка. Городской театр. 1910-е гг. Слева - земский сиротский дом.



Город Киров. Театральная площадь. 1940-е гг. Вид на Дом Советов с востока. Впереди - довоенная граница Театральной площади. Справа - жилые дома, слева - бывший земский сиротский дом.



Город Киров. Театральная площадь. Вид из окна Дома Советов. 1940-е гг. Внизу на снимке - здание бывшего земского сиротского дома.



Город Киров. Улица Коммуны (Московская), вид на восток от Дома Советов. 1940-е гг.
Слева - здание бывшего земского сиротского дома, справа - жилые дома по ул.Коммуны (Московской).



Город Киров. Вид на Дом Советов с балкона театра. 1940-е гг.



Город Киров. Театральная площадь. Нач.1950-х гг. Вид на Дом Советов.

Среди старых дореволюционых зданий на участке перед Домом Советов был и краснокирпичный жилой дом начала ХХ века постройки, он виден на последних фотографиях.
----------
 В середине ХIХ века пустующая площадь выглядела весьма неприглядно. В 1863 году вятский губернатор Струков писал в обращении к городской думе: "По высочайше конфирмованному плану города Вятки на Московской улице значится площадь без определения для оной особого назначения, как например, для торгов, ярмарок и т.п. Площадь эта до настоящего времени находится в запустении и, как невымощенная, наполняется от дождей грязью, особенно в осеннее и весеннее время, затрудняя сообщение и обезображивая одну из лучших улиц города". Далее губернатор предлагал разместить на площади сквер. Дума согласилась, сквер был устроен. Северная его сторона, вдоль улицы Московской, была прямой, а южная - полукруглой. Через несколько лет, при губернаторе Тройницком, был решен и долго обсуждавшийся вопрос о строительстве в Вятке театра (концертного зала), местом для театра была выбрана Старая Хлебная площадь, получившая после этого название Театральной. Подробно о строительстве театрального здания я уже писал недавно в заметке "Город деревянных театров". В этой же заметке я постараюсь кратко рассказать об истории театра как культурного учреждения.
Поначалу концерты и спектакли здесь ставились силами местных любителей искусства. В 1880-е годы в театре уже работали профессиональные труппы, возглавляемые антрепренерами. Антрепренер заключал соглашение с обществом владельцев здания о его аренде на театральный сезон. Сегодня нам трудно представить, как ставились спектакли в старых русских провинциальных театрах. В наши дни спектакли готовятся к премьере долго и тщательно; много недель или месяцев идут репетиции, готовятся декорации и костюмы. В старину же антрепренеры в погоне за прибылью старались давать как можно больше премьер. Ставились не только драмы, комедии и водевили, но и оперы, оперетты и так называемые "волшебные феерии". Большинство спектаклей играли один раз, только некоторые оперетты шли дважды. Артистам приходилось выступать во многих ролях, часто после одной-двух репетиций. Ни о какой проработке ролей никто не думал, актеры едва успевали запоминать текст. Незаменимым помощником труппы был суфлер, который нашептывал артистам забытые реплики из суфлерской будки. Декорации и костюмы были бедными, примитивными, использовались в разных спектаклях. Возникшее в начале ХХ века "Вятское товарищество любителей сценического искусства" значительно укрепило постановку театрального дела в Вятке. На сцене вятского театра идут пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького, местного драматурга Алексея Вершинина (1871-1933). Значительными событиями становятся гастроли крупных артистов. На сцене вятского театра выступали: Мамонт Дальский, Николай Падарин, Федор Шаляпин, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Айседора Дункан.



С.Лобовиков. Театральная площадь г.Вятки. 1910-е гг. Слева - театр, справа - старый театральный сквер.



План Вятского театра. Вятка, литография Маишеевой. 1900-е гг.



Макет здания городского театра в Вятке. Музей Кировского драматического театра.



Труппа Вятского городского театра. Фото нач. ХХ века.



Программа спектакля. Музей драматического театра.

О старом театре - истории его строительства и внешнем виде - я недавно рассказывал. На сей раз предлагаю читателям побывать в зрительном зале старого театра - нам помогут воспоминания вятчанина Б.Г. Сергиева: "Здание было построено из дерева по чертежам местных архитекторов и внешним свои видом было образцом "древнерусского" стиля. Но действительным его украшением был занавес, отделяющий сцену от зрительного зала. Этот занавес не являлся рабочим занавесом, который спускался или раздвигался по ходу спектакля. Он был тяжелым, капитальным. Поднимался перед началом спектакля и опускался после его окончания. Мне, как посетителю театральных представлений и организатору вечеров и концертов с благотворительной целью, т.е. для сбора средств в пользу нуждающихся студентов, отправляющихся на учебу, часто приходилось видеть яркую картину, нарисованную на этом занавесе, и она запомнилась мне на всю жизнь. На этом занавесе художник с большим мастерством нарисовал картину, не гармонирующую ни со зданием театра, ни с окрестностями города, ни с бытом населения Вятского края. Одним словом, это была совершенно своеобразная картина, представляющая пейзаж дельты реки Нила... На левой нижней части занавеса был нарисован громадный сфинкс на постаменте серого цвета, лицом обращенный к Нилу. Мимо его постамента направо виднелся широкий Нил и противоположный его берег, на котором были пальмы и две пирамиды. У противоположного берега Нила виднелись зеленые листья и белые цветы лотоса. Над всей этой картиной было нарисовано свисающее полотнище занавеса золотисто-желтого цвета, подобранное в двух местах толстыми шнурами, свисающими к Нилу, и заканчивающимися большими кистями такого же цвета, как и занавес. Сопоставляя ряд известных мне обстоятельств я пришел к убеждению, что рисовал этот яркий занавес Эльвиро Андриолли".






Старый театр на рисунке Т.Дедовой.
----------

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Изобразительное искусство, kirov, vyatka, Учреждения и предприятия, old photo, Старые интерьеры, my photo, Улицы и площади

Previous post Next post
Up