Экскурсия по городу Вятке в 1904 году. Часть 1-я.

Oct 16, 2014 22:03

 Если предыдущая экскурсия по Вятке была основана на тексте школьного учебника, то на сей раз мы воспользуемся настоящим туристическим путеводителем. В начале ХХ века в Российской Империи развивается внутренний туризм, чему немало способствовали значительные улучшения в транспортном сообщении. Страна покрывается сетью железных дорог, повсюду по судоходным рекам совершают регулярные рейсы пассажирские пароходы. Появляются первые туристические общества, экскурсионные бюро и конторы. Очень популярными становятся коллективные экскурсии учащихся во время каникул. Растет мода на спортивный и экологический туризм. И конечно же издаются справочники-путеводители. Один из таких путеводителей - для путешествия на пароходе по рекам Каме и Вятке - написан знаменитым этнографом (нашим земляком) Дмитрием Константиновичем Зелениным (1878-1954). Кроме обыкновенной в таких изданиях справочной информации и полезных советов ("на пароходах Курбатова значительно дешевле... чай и сахар лучше всего иметь пассажиру свой, тогда за чайный прибор взимается всего 5 коп. с человека..."), автор приводит немало сведений о местных преданиях, обычаях, праздниках (книга так и озаглавлена: "Путеводитель и этнографическое описание..."). Отметим и талант рассказчика у автора, книга написана как живая беседа с читателем. В итоге получился увлекательный рассказ о вроде бы малоинтересных для туриста губерниях (граждане России и в начале ХХ века предпочитали путешествия по Крыму и Кавказу, как отметил писатель Леонид Андреев: "Крым - это торт, засиженный мухами").
 Перечислим коротко перемены, которые происходят в жизни города за этот период времени (с 1890 по 1904 г.). В 1899 г. открылось движение по первой в Вятском крае железной дороге - Пермь-Котласской. На реке Вятке в 1901 г. появляется монополист - товарищество Вятско-Волжского пароходства. В городе возникает несколько промышленных предприятий: в 1897 г. - мастерские учебных пособий Вятского земства, в 1894 и 1904 гг. - два кирпичных завода, в 1895 и 1898 - два паровых лесопильных завода, в 1899 г. - железнодорожные мастерские, в 1901 г. - спиртоочистительный склад. В 1896 г. в Вятке создается одна из первых в России земская сельскохозяйственная опытная станция. В городе строится первый водопровод (1900), открываются телефонная (1902) и электрическая станции (1903). Открываются новые библиотеки, учебные заведения, больницы. В 1900 г. открывается библиотека-читальня им.Пушкина. В 1903 г. строятся здания родовспомогательного дома и сельскохозяйственного училища. С 1892 года начинается мощение городских улиц, на центральных улицах появляются электрические фонари (1903). В 1896 г. по проекту ботаника Регеля устраивается сад вокруг Александро-Невского собора; на улицах города высаживаются деревья, появляется первый бульвар (на Николаевской улице).
---------
Небольшой отрывок из предисловия к путеводителю, а далее - рассказ о г.Вятке начала ХХ века.

Путешествуйте только на пароходе, а не в тесном вагоне железной дороги. Через неделю же вы не узнаете сами себя: загореете, как деревенская красавица, и с удовольствием почувствуете, что ваши нервы как бы перерождаются, становятся полужелезными. Не бойтесь некоторых маленьких неудобств и относитесь к ним стоически, польза от путешествия вознаградит сторицею за эти неудобства, а приятные стороны загладят и всякую память о них... О приятностях путешествия на пароходе говорить не приходится. Вечно меняющиеся береговые ландшафты (а сколько в недрах России живописнейших местностей!), изумрудная река, освежающий ветерок и при всем том никакого намека на пыль, которая одинаково преследует вас летом и в деревне, и в городе, и на даче!



Вятка. Панорама города с правого берега реки Вятки.

На Вятку пароходы Вятско-Волжского товарищества (Булычев) отправляются из Нижнего ежедневно (без пересадки до г.Вятки). Из Казани ходят до г.Вятки еще товаро-пассажирские пароходы той же фирмы, тоже ежедневно.



 Пароходство на р.Вятке установилось в 1874 году, а первые пароходы (Куклина) явились на Вятке еще в 1861 г. Но меженная обстановка реки вплоть до 1896 года производилась не на всем протяжении, а только от устья до Васильковского переката (село Васильково - между пристанями Сорвижи и Кукарка, почти на границе уездов Котельнического и Яранского). В 1896 году министерство путей сообщения ассигновало в целях развития вятского судоходства 13366 рублей, с этого времени баканы [бакены] ставятся на мелях и перекатах р.Вятки на всем протяжении реки. Землечерпательных машин на реке нет до сих пор, хотя в них давно чувствуется настоятельная потребность. Перекатов на Вятке очень много, но они почти ежегодно меняют свое местоположение, и перечислять их мы не будем. Кроме того, в дне реки Вятки немало карчей, выемка которых производится ежегодно. Во время летнего мелководья пароходы доходят лишь до пристани Медведок (недалеко от г.Нолинска, 400 верст по реке от г.Вятки), выше же если и ходят, то с большими препятствиями и задержками. К этой именно поре относятся очерки "По реке Вятке" Б.П. Никонова (в ежемесячных литературных приложениях к "Ниве", 1900 год), которые способны отпугнуть от путешествия по этой реке робкого туриста. В прочее время, особенно до спада вод, пароходное сообщение между Н.Новгородом, Казанью и Вяткой производится правильно. В навигацию 1899 года здесь было 39 пароходов, число их с каждым годом увеличивается. В 1900 году три местных пароходовладельца - Булычев, Тырышкин и Александров - соединились под общей фирмой "Булычев" (теперь - Вятско-Волжское пароходство). Это дало им возможность еще более улучшить пароходное дело. Половина пароходов - двухэтажные, нового американского типа, освещение почти на всех электрическое.



Булычев Тихон Филиппович (1847-1929), судовладелец,
директор-распорядитель Товарищества Вятско-Волжского пароходства.

Г-н Никонов справедливо замечает: "Культура во всех ее подробностях поднималась в Вятку по той же обездоленной, но милой вятским сердцам реке (т.е. Вятке). Особенно потрудились для распространения культуры пароходы, всё привозили они вятичам* с собою, всякие усовершенствования и всякие приятности жизни. Так например, электрическое освещение вятичи впервые увидели на пароходах - когда несколько лет тому назад пароход "Булычев" пришел в Вятку, освещенный эдиссоновскими лампочками, - вся Вятка побежала смотреть их... На пароходах же серые вятичи впервые познакомились и со вкусной, более или менее изысканной едой".
(* Примечание автора. Вятичи - неверное название вятчан, которое довольно часто употребляется и местной интеллигенцией, но не народом).
 После образования товарищества вятчане (а отчасти  и местные газеты) стали жаловаться на мнимую дороговизну проезда на пароходах. Но жалобы эти - лишь простой плод того, что вятчане были избалованы обычной прежде "дешевкой": конкурировавшие прежде пароходовладельцы готовы были везти пассажиров чуть не даром... Теперь таких "дешевок" нет, но провозная плата совсем не дорога: от Вятки до Нижнего Новгорода (за 3165 верст пути) билет 3-го класса стоит всего 3 р. 40 коп., дешевле кажется нельзя! (билет 2-го класса - 9 руб., 1-го - 21 руб., учащиеся и народные учителя и учительницы пользуются скидкой в размере 50%).
 В заключение повторим, что если во время летнего мелководья езда на вятских пароходах не вполне удобна (главное, всегда можно, часто совершенно неожиданно, сильно запоздать), то весною и осенью вы проедете здесь с неменьшими удобствами, чем по Каме или Волге..."
----------------
До г.Вятки, как и сказано выше, можно было добраться на пароходе из Нижнего или из Казани. Но автор предлагает другой маршрут: на пароходе вверх по Каме до Перми, а оттуда - на р.Вятку по железной дороге.

С Камы мы намерены теперь перебраться, вместе с читателем, на Вятку. А сделать это скорее и легче всего по Пермь-Котласской железной дороге... Когда возник вопрос о постройке в пределах Вятской губернии железной дороги, одна казанская газета острила, что на Вятке еще и на телегах ездить не умеют, а целый год передвигаются на санях. Газета была отчасти права. Во всей Афанасьевской волости, насчитывающей 10 тысяч обоего пола, по переписи оказалось всего 20 телег. Так как нельзя в некоторых случаях обойтись без всякого летнего перевозочного приспособления, например, при возке с полей снопов, сена с покоса и т.п., то зюздинцы изобрели нечто очень простое, нов то же время очень целесообразное. Это так называемая "волокуша". Делается она из двух длинных жердей с высоко загнутыми концами, между которыми прибиты две перекладины...
 Правильное сообщение по Пермь-Котласской железнодорожной линии установилось в 1899 г.; вскоре эта линия присоединена к Пермь-Тюменской, под общим названием Пермской железной дороги.
 Проезд от Перми до Котласа в 1 классе 18 р. 50 коп., во 2-м - 11 руб.10 коп., в 3-м - 7 руб. 40 коп; от Перми до Вятки - в 1 кл. 12 руб. 50 коп., во 2-м - 7 руб.50 коп. и 3-м - 5 руб.; за 10 ф. багажа 3 руб. 44 коп.
 Поезд из Перми приходит в Вятку - зимою в 1 ч. 28 мин. дня по местному времени, отходит в Котлас в 6 ч. 17 мин. утра. Вокзал в Вятке недалеко от города. Такса извозчиков - 20 копеек в город или обратно. В пределах самого города - 10 коп. в [один] конец.



Вятка. Вокзал Пермь-Котласской железной дороги.

Город Вятка.
"У нас на Вятке свои порядки".
Местная поговорка.
 Вятка - губернский город, расположен на левом (но возвышенном) берегу р.Вятки. В древности город назывался Хлыновом; вятский летописец производит это название от крика какой-то птицы "хлы-хлы-хлы", но нам такой птицы слышать никогда не доводилось. Какое отношение имеет это название города к областным великорусским словам (см. Толковый словарь Даля) хлын, хлыновец - мошенник, вор, и хлынить, хлынничать - плутовать, -  сказать не решаемся. В просторечии город издавна ("Столетие Вятской губ.", т.1, с.103, прим.) назывался Вяткой, конечно от реки Вятки.
Температура в г.Вятке (о чем нередко приходится слышать очень страннные и преувеличенные мнения) достигает зимой до 32,2 холода по Цельсию, средняя температура зимой - 10-15 холода, летние жары достигают 29 градусов. Средняя годовая температура от 0,9 холода до 3,3 тепла (данные относятся к 1899 году.*)
(* Примечание автора. Кстати отметим, что в Вятской губернии, а именно в Орловском уезде (Навалихинской волости, деревня Кумачи) произведен удачный опыт культуры шелковичных червей ("Россия", 1900 год, №274).
Самое древнее в Вятке - ее святыни. Вятчане народ очень религиозный, как это ни плохо вяжется с их прошлым. В кафедральном соборе г.Вятки находится чудотворная икона Святителя Николая, явление которой относится некоторыми к 1383 году. Икона явилась по преданию на берегу реки Великой в чаще леса близ нынешнего села Великорецкого (Орловского уезда). Отсюда она вскоре после явления была перенесена в г.Хлынов, где была построена во имя Святителя Николая новая церковь. В 1557 году по воле Иоанна Грозного и в 1615 г. по воле Михаила Феодоровича икону эту приносили в Москву, где была построена и церковь Николая Великорецкого (девятый придел Покровского собора, теперешней церкви Василия Блаженного). С иконой св.Николая ежегодно совершается крестный ход на Великую реку, самый торжественный и пышный из многочисленных местных крестных ходов. На торжество собираются многие тысячи народа из Вятской и соседних губерний. 21-го мая в г.Вятке происходят "проводы" иконы. Последнюю увозят в лодке по реке Вятке.



А. Рылов. Праздник на воде.
 Конечным пунктом хода является село Великорецкое. Ход длится 7 дней. В прежнее время этот крестный ход "походил больше на некое пиршество, а не истинное моление" (слова преосвященного Лаврентия, епископа Вятского в 1733-1737), в жертву Святителю Николаю приносили баранов, закалали их вблизи Великорецкой церкви, сопровождали всё это пиршеством, припасы для которого (в частности, варение пива) заготовлялись с ноября месяца. И только уже в половине ХIХ века эти старинные, напоминающие языческое жертвоприношение, обычаи понемногу исчезли, чему немало способствовало Высочайшее распоряжение Николая I по поводу отчета губернатора 1879 года: "Не нарушая при сем случае древних и укоренившихся обычаев, поколику оные не противны правилам церкви, учинить распоряжение дабы тщательно устранено было все, что несообразно с достоинством богослужения и с святостию места, и дабы обычай, соединенный с набожностию, не был в то же время соединен с беспорядками, нечистотою и корыстными видами".



Список с Великорецкой иконы св.Николая. XVII век.
Кировский художественный музей.
 Икона св.Архистратига Михаила - другая древняя святыня, находящаяся в том же кафедральном соборе. Икона найдена одним крестьянином на поле близ нынешнего села Курина (Котельнического уезда). Икона вырезана на небольшом камне. Резьба показывает, что это произведение искусного для своего времени художника. Вероятно, она занесена на Вятку откуда-нибудь из другого места. Прославленная чудесами, икона была перенесена в 1740 г. в кафедральный собор, из которого на место явления ежегодно совершается с нею крестный ход. Большим почитанием пользуется также образ Тихвинской Божией матери, привезенный в 1676 г. вятским епископом Ионой.
 Современный кафедральный собор г.Вятки освящен в 1722 г. Колокольня его построена, как уверяют, по рисункам графа Растрелли. Утварь храма очень богата, еще Эрдман писал о нем в 1816 году: "Престол церкви из чистого серебра, весом 7 пуд. 5 фунт. и стоит 30 тысяч рублей".



Вятка. Троицкий кафедральный собор.
-----
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

vyatka, Учреждения и предприятия, old photo, Экскурсии по Хлынову-Вятке-Кирову

Previous post Next post
Up