Акционерное товарищество Вятско-Волжского пароходства.

Feb 01, 2012 00:28

 Эх, было время - реку нашу оглашали пароходные гудки.С конца апреля,
когда сходил лёд, и до октября, а то и ноября, пока позволяла погода, по 
Вятке сновали суда.В речном порту кипела жизнь: горожане спешили за-
нять места в каютах и на палубах, тут же шла разгрузка - и тяжелые телеги,
запряженные битюгами-тяжеловозами, медленно, со скрипом колёс поднима-
лись в гору по Раздерихинскому оврагу. В начале ХХ века появилась и желез-
ная дорога к порту. Даже первые паровозы из Нижнего везли в Вятку на 
пароходах!

И не то, чтоб река была намного глубже и полноводней, чем сегодня, вовсе
нет. Река Вятка всегда была трудной для судоходства, и сто лет назад
она, бывало, мелела в июле так, что пароходы на перекатах не могли пройти, и
движение приходилось останавливать. А это - убытки. Но, видимо, дешевизна
речных перевозок и коммерческая хватка работающих в управлении пароходства
спецов окупали с лихвой даже летний простой. Несомненно, большому успеху
предприятия способствовало и то, что Товарищество, после того, как в него 
объединились трое вятских пароходовладельцев - Булычев, Тырышкин и 
Александров, стало монополистом на Вятке. Конкурировать с таким гигантом, 
который имел в своем активе десятки пароходов, солидный капитал и высоко-
классный персонал, - гиблое дело. Капитаны судов были настоящими асами 
своего дела; ведь на такой реке, как Вятка, не помогут никакие карты - песчаные
мели и перекаты всё время "ходят", меняют своё место - тут нужен огромный
опыт и долголетняя выучка, чтобы знать русло, чувствовать его характер.
Надо учесть и то, что многие сотрудники пароходства были его акционерами, и 
прибыль общества напрямую отражалась и на их доходах.
 Вот воспоминания художника А. Фищева о тех временах, когда Булычев и
Тырышкин ещё были конкурентами: "Стоит группа мужиков и раздумывает, на
какую пристань идти,к Булычеву или Тырышкину. Булычев зазывает: "Садитесь
ко мне, только по рублю до Казани!" Тырышкин: "Идите ко мне, за 50 копеек повезу!"
Булычев перебивает: "Эй, бородачи, садитесь, даром доставлю!" А мужики в ответ:
"Вишь, даром! Угостишь водкой, так сядем, так и быть..."
Да, были времена!



Иллюстрация из книги "Путеводитель Вятско-Волжского пароходства. 1910 ."

Ну и, конечно, открытки - с видами пристаней.












Раздерихинский спуск, по которому товары везли из порта в город.

И пароходы.














Вятский пароход советского времени.

vyatka, Река Вятка

Previous post Next post
Up