П. Н. Луппов - о смотрителе Вятского духовного училища протоиерее Герасиме Никитникове.

Oct 18, 2012 18:14

  "III.Состав училища.
 В описываемое мною время Вятское училище было самое многолюдное училище из всех училищ Вятской губернии; да и из других духовных училищ Российской Империи, вероятно, немногие могли бы поспорить с ним по количеству учеников. За все четыре года пребывания моего в училище число учащихся не спускалось ниже 300. В 1877-78 г. было 333 ученика, 1878-79 г. - 303, 1879-80 г. - 311 и 1880-81 г. - 318.
Каждый класс, за исключением приготовительного, имел по 2 отделения - нормальное и параллельное. В одном из младших классов бывало даже по 2 параллельных отделения. (...)



Вятское духовное училище. Открытка нач. ХХ века.

Во главе училища стоял смотритель, протоиерей Герасим Алексеевич Никитников*. Он был магистр Московской Академии, кажется, выпуска 1838 года. Происходя из центральной епархии (Тульской), он все свои силы по окончании курса Академии отдал Вятской губ., той губернии, которая одному из губернаторов Вятских (в 1840 годах) по удаленности от сердца России представлялась как бы забытой правительством (1). Сначала Г.А. Никитников состоял профессором философских наук в Вятской семинарии (1838-1847), затем законоучителем Вятской губернской гимназии (1848-1853) и, наконец, ректором Вятского духовного училища (1854 г.). Параллельно с этим он состоял настоятелем Воскресенского собора до 1870 г., когда, согласно новому училищному Уставу, назначен был настоятелем училищной церкви. Ко времени моего поступления в училище, он, таким образом, имел за собой уже до 38 лет службы в Вятской губернии, 23 года стоял во главе училища, причем вынес на своих плечах преобразование его по уставу 1867 года**, имел все возможные по тому времени для провинциального священника награды, до палицы и ордена Владимира включительно. Он был известен и в литературе: кроме его "Слов и речей в высокоторжественные дни" им были написаны книги: "Иерархия Вятской епархии" и "Описание Вятского Воскресенского собора". Вообще, это было крупное лицо на вятском горизонте. В описываемое мною время о. прот. Г.А. довольно часто прихварывал и потому не имел возможности вникать во все стороны училищной жизни, редко появлялся в училище и, кажется, мало знал учеников в лицо. Помню, например, как он принял за семинаристов моих товарищей четвероклассников, подошедших к нему жаловаться на плохой стол в праздник. Тем не менее, авторитет его среди учеников и даже среди учителей стоял высоко. Мы звали его дедко или о. ректор (2). С учителями и надзирателями училища он поступал иногда довольно решительно. Бывали случаи, что, придя в училище и застав после звонка учителей еще не в классе, он тотчас же предлагал им идти на уроки в довольно примитивной форме ("марш, марш по классам"). Узнав раз, что надзиратели в занятное время отлучаются  из училища, он внес в Правление училища доклад о взыскании за такие отлучки штрафа в пользу библиотеки училища (за каждую отлучку надзиратель должен был отдавать свое дневное жалованье, около 60 к.).



Протоиерей Герасим Алексеевич Никитников, смотритель
Вятского духовного училища в 1854 -1882 гг.

 Припоминается еще такой случай. в 1877 году к молебну накануне храмового училищного праздника (17 сентября) в училищную церковь явилось довольно много посетителей, которые при этом забрались вперед, так что ученики оказались затертыми в публике.
 Входит в церковь смотритель - в камилавке, увешанный орденами, сразу же замечает эту неправильность - и предлагает посетителям тотчас сдаться назад, предоставив передние места ученикам.- "Это не ваш праздник, - прибавляет он, - а детский: дайте им помолиться, как следует!" И вот важные барыни (в шляпках) смиренно начали подвигаться вспять (3).
В наше время смотритель по болезни уже редко совершал богослужение и обыкновенно при участии какого-либо священника, но довольно часто за литургией говорил поучение, большей частью тотчас же после чтения Евангелия. Почему-то он выходил на амвон в одной только епитрахили.
 На первой неделе Великого поста он всегда читал в церкви канон св. Андрея Критского. Голос его уже дребезжал, как тогда говорили, но, тем не менее, чтение было выразительное. До сих пор помню особое произношение им фразы: "Бог идеже хощет, побеждается естества чин, творит бо елика хощет".
 Как воспитанник старой духовной школы (1823-1838 г.), смотритель отлично знал латинский язык, всегда обыкновенно присутствовал на экзамене по этому предмету и не мог отказать себе в удовольствии - на уроках катихизиса сказать нам некоторые тексты Св. Писания по латыни.
Г.А. был большой любитель сада. На училищном дворе под его руководством был устроен отличный небольшой сад, правильные аллеи разделяли сад на 8 равных участков; в центре каждого участка была посажена сирень, или акация (кругом), по сторонам разные деревья: береза, дуб, осина и пр., в центре всего сада были устроены клумбы, в которые каждую весну жена смотрителя (почтенная "Азарьевна") высаживала домашние цветы.
 Каждый участок предоставлялся в пользование какому-нибудь классу, т.е. на нем ученики могли сидеть, лежать, заниматься уроками. Одному из  учеников класса поручался общий надзор за участком и учениками. Посетителям сада предписывалось бережное отношение к насаждениям; провинившемуся грозило наказание довольно суровое. Помню, когда я поступил в училище, то ученики рассказывали, что один из учеников был уволен из училища за то, что вырвал из клумб несколько цветов с корнем; не знаю, может быть, рассказ этот был и не совсем точен, - быть может, истребление цветов было лишним проступком этого ученика, переполнившим чашу долготерпения начальства, но во всяком случае каждый ученик знал, что за хулиганство в саду не погладят его по голове; благодаря этому, сад сохранялся в образцовом порядке. Иногда в праздники весною смотрителем приглашались сюда певчие из учеников; под управлением регента (из учеников же) исполнялись ими разные песни; остальные ученики прогуливались по саду или сидели на скамьях. Сюда являлись иногда и гости смотрителя, здесь, напр., мы впервые видели автора довольно известной уже и в то время Священной Истории, магистра богословия, прот. Н.А. Попова***, законоучителя мужской гимназии, в 1881 г. избранного местным духовенством в ректоры Вятской духовной семинарии.
 К 14-му сентября жена смотрителя из садовых цветов приготовляла великолепный венок для Креста, выносимого в этот день на средину храма для поклонения. После этого числа ученики могли рвать оставшиеся цветы.
 Когда я был уже в 4 классе, смотритель, во время одного из весенних гуляний в саду при пении певчих, с грустью начал говорить нам, что вот уже ему недолго осталось жить, умрет он, и сад запустеет, ученик и начнут ломать деревья, вырывать цветы! Мы, конечно, уверяли его, что этого никогда не будет. Но время показало, что старец был отчасти прав. Вскоре же после его ухода из смотрителей, сад пришел в запустение.
 По окончании нашим выпуском курса (в 1881 г.), Г.А. Никитников еще год оставался смотрителем. 1 сентября 1882 г. после 43-летней службы Вятскому краю и 28-летней службы духовному училищу он вышел по болезни в отставку и 20 декабря 1884 г. скончался (на 74 г. жизни). Вечная ему память!
---------------------------------------------------------
1. Прил. к Журн. Комит. Министр. 1842 г. за №1472
2. Этот титул был усвоен начальникам училищ, как известно, до преобразования духовных училищ по уставу 1867 г., после чего они они были переименованы в смотрителей, но в Вятском училище по традиции существовало и прежнее название.
3. Меня тогда в первый раз поразило множество дамских шляп, которых в селе я никогда не видал. Может быть, поэтому я думал, что шляпка свидетельствует о важности носительницы ее".
---------------------------------------------------------
Источник: П.Н. Луппов. Вятское духовное училище в начале последней четверти прошлого столетия. Воспоминания и заметки бывшего воспитанника. С.-Пб., 1913. С. 7-11.

* Герасим Алексеевич Никитников - протоиерей, профессор Вятской духовной семинарии, церковный писатель. Родился в 1812 году в с. Бехове Алексинского уезда Тульской губ., умер в 1884 г. в г. Вятке. Окончил Тульское духовное училище и духовную семинарию, Московскую духовную академию. С 1838 по 1847 г. преподавал в Вятской духовной семинарии. В 1842 г. рукоположен в сан иерея, затем - протоиерея; до 1871 г. служил в Воскресенском соборе г. Вятки. В 1847 г. назначен на должности законоучителя Вятской губ. мужской гимназии и благочинного приходских церквей г. Вятки. В 1857 г. определен на должность ректора (впоследствии - смотрителя) Вятского духовного уч-ща, в 1871 г. стал настоятелем училищной церкви. Сочинения: "Рассуждения об епитимиях" (М.,1838), "Слова, говоренные в высокоторжественные дни в Вятском кафедральном соборе" (1863), "Иерархия Вятской епархии" (1863), "Историко-статистическое описание Воскресенского собора в г. Вятке" (1869).
**Устав духовных училищ 1867 года - новый устав, принятый в ходе реформы духовного образования в Российской Империи в кон.1860-х - нач.1870-х гг. По новому уставу училища возглавлялись правлениями, состоявшими из представителей преподавательского состава и епархиального духовенства. Учительские и иные должности становились в определенной части выборными. Должность смотрителя училища стала доступна для белого духовенства. Увеличивалось общее количество училищ - согласно потребностям епархии. Каждая епархия делилась на округа в соответствии с количеством училищ. Один представитель духовенства от 10-ти приходов делегировался на проходившие один или два раза в год окружные съезды, на которых обсуждались вопросы состояния училищ, выбирался училищный инспектор и члены правления. По новому уставу училищная программа была отредактирована и сокращена до 4-х лет, принимались на обучение лица всех сословий. Выпускники училищ получали право поступать не только в семинарии, но и в светские средние учебные заведения.
***Николай Алексеевич Попов - протоиерей, ректор Вятской духовной семинарии, церковный писатель. Родился в 1829 г. Окончил Вятскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. С 1854 по 1862 год - преподаватель Вятской духовной семинарии. Рукоположен в иереи в 1860 г., состоял в должности законоучителя в училище детей канцелярских служащих, Мариинской женской гимназии, епархиального женского училища и мужской гимназии г. Вятки. В 1881 г. избран ректором Вятской духовной семинарии. Скончался в 1891 г. в Санкт-Петербурге, куда выехал по делам семинарии; похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. Сочинения: "Начальное наставление в Законе Божием" (1877), "Священная история Ветхого Завета" (1864), "Священная история Нового Завета" (1863), "Проект взаимно-вспомогательной кассы для духовенства Вятской епархии" (1869-70).

vyatka, Духовенство, Воспоминания и дневники, Учебные заведения, Луппов П. Н.

Previous post Next post
Up