Выдающиеся большевички Вятского края. Людмила Сталь и Римма Юровская.

Mar 08, 2013 11:22

  Людмила Николаевна Сталь (настоящее имя - Заславская Лея Фроимовна), родилась в 1872 году в г. Екатеринославе (ныне - Днепропетровск) в семье фабриканта, владельца чугунолитейного завода Фроима Абрамовича Заславского. Активная участница революционного движения в России и международного женского движения, член Коммунистической партии с 1897 года (подпольные клички "Елена", "Раиса Павловна" и др.). Получила хорошее образование, знала иностранные языки. Еще учась в гимназии, увлеклась идеями, изложенными в романе Н.Чернышевского "Что делать?" В 1887 году вместе с сестрами организовала в гимназии кружок по изучению марксистской литературы. За революционную работу была исключена из гимназии, окончила фельдшерские курсы, порвала с семьей и стала профессиональной революционеркой. Неоднократно арестовывалась и ссылалась. В опубликованных после 1917 года воспоминаниях Л.Сталь есть интересное свидетельство об условиях содержания в царской тюрьме: "Не успела я осмотреться, как принесли ужин - ломоть ржаного хлеба и белоснежные блины с клюквенным вареньем..."


Л.Н. Сталь (ГАСПИКО).С 1907 года - в эмиграции. Жила во Франции, Англии, Швеции, работала в секции РСДРП(б) Французской соцпартии, в редакциях газеты "Правда" и журнала "Работница". Была в числе близких друзей В.И. Ульянова-Ленина, часто встречалась с ним, выполняла его поручения, вела с ним активную переписку. После февраля 1917 г. вернулась в Россию, была агитатором Петроградского комитета РСДРП(б), затем - членом президиума большевистского комитета в Кронштадте, выступала на митингах перед матросами. Осенью 1918 года послана ЦК на партийную работу в Вятку. В 1918-20 гг. - член вятского губкома РКП(б), редактор газет "Известия Вятского губисполкома", "Деревенский коммунист", "Вятская правда". Возглавляла губернское бюро работниц и женский отдел губкома РКП(б). Публиковала статьи в редактируемых ею газетах, где агитировала за "новый быт" и свободу женщин в сфере семейных отношений. Активно занималась антирелигиозной пропагандой. Из статьи Л.Сталь под названием "Первый коммунист" в "Вятской правде" от 7 января 1919 года: "Большевики стремятся к той же цели, которую поставил себе Иисус. Он учил, что люди - братья, считал несправедливым раздел людей на богатых и бедных".* Часто выступала на митингах и собраниях, где разъясняла политику большевистской партии. Из статьи "Белый и красный террор" от 17 сентября 1918 года в "Известиях Вятского губисполкома": "Избранная тема митинга "Белый и красный террор" привлекла полный зал слушателей электротеатра "Колизей". Тов. Сталь, развивая тему, начала издалека, с Французской революции, упомянула о "кровавой бане" в Париже и пр. Российская же революция была бескровной... Велик контраст между белым и красным террором... Октябрьская революция была слишком милосердной, колоссально снисходительной к своим врагам. Мы даже позволили поднять руку на великого вождя русской и мировой революции тов. Ленина, и теперь положен конец с нашим вековым врагом - как по электрической нити по всей Российской республике открыт красный террор. У нас нет личной ненависти, у нас организованный суд и враги наши расстреливаются для примера других, чтобы никто не посмел посягать на наше лучшее будущее... Тов. Соловьев (петроградский коммунар) пояснил слово "террор" кровавым морем крови... Тов. Сухалин (из Екатеринбурга) с присущим русскому простому человеку юмором описал, как схоронен и где бывший его величество".* Пребывание Л.Н. Сталь в Вятке отмечено мраморной мемориальной доской с барельефом, установленной в 1972 году на доме №3 по улице Преображенской (бывшей Энгельса).



В 1920-е годы Л.Н.Сталь - на партийной работе в Москве. Член Международного женского секретариата Исполкома Коминтерна (1921-23), сотрудник отдела работниц ЦК РКП(б), заведующая отделом массовой литературы для работниц и крестьянок в Госиздате, с 1924 г. - редактор журнала "Коммунистка". С 1928 года - на научной работе в музее Революции. Награждена орденом Ленина. Существует не подтвержденная никакими документами легенда о любовном романе Л.Сталь и И.Сталина, в результате которого Джугашвили якобы и выбрал себе соответствующий партийный псевдоним. Интересный факт(!) - в личном сейфе Якова Свердлова, который был вскрыт только в 1935 году, среди золота, драгоценных камней и поддельных паспортов был найден и "германский паспорт на имя Елены Сталь" (Елена Сталь - один из вариантов ее псевдонима), о чем Генрих Ягода доложил Сталину в секретном письме  : "Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Сталину. На инвентарных складах коменданта Московского кремля хранился в запертом виде несгораемый шкаф покойного Якова Михайловича Свердлова. Ключи от шкафа были утеряны. Шкаф был нами вскрыт и в нем оказалось:
1. Золотых монет царской чеканки на сумму сто восемь тысяч пятьсот двадцать пять (108 525) рублей.
2. Золотых изделий, многие из которых с драгоценными камнями, - семьсот пять (705) предметов.
3. Семь чистых бланков паспортов царского образца.
4. Семь паспортов, заполненных на следующие имена: а) Свердлова Якова Михайловича, б) Гуревич Цецилии-Ольги (...)
5. Годичный паспорт на имя Горена Адама Антоновича.
6. Немецкий паспорт на имя Сталь Елены.
Кроме того обнаружено кредитных царских билетов всего на семьсот пятьдесят тысяч (750 000) рублей..."

Скончалась Л.Сталь в 1939 г., похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Римма Яковлевна Юровская родилась в 1898 году в городе Феодосии в семье часового мастера Якова Михайловича Юровского (настоящее имя - Юровский Янкель Хаимович), видного большевика, члена партии с 1905 года, одного из главных участников расстрела императора Николая II и его семьи.
В 1904 году семья Юровских переехала в Томск. Здесь Яков Юровский занимался распространением марксистской литературы, а после провала подпольной типографии эмигрировал с семьей в Германию. В 1912 году Юровский нелегально вернулся в Россию, арестован, а после освобождения выслан из Томска с правом выбора места проживания. Так семья Юровских оказалась в Екатеринбурге, где отец открыл часовую мастерскую и фотоателье. В Томске в 1912 г. Римма Юровская некоторое время училась в четырехклассной городской школе, в Екатеринбурге - с 1914 г. в женской гимназии, где начала революционную деятельность. Вступила в РСДРП(б) 4 апреля 1917 года в возрасте 18-ти лет. В эти же дни при Екатеринбургском комитете РСДРП(б) была создана юношеская организация, где Римму Юровскую избирают председателем. Вот интересная запись передачи на радио 1970-х гг., где Римма Юровская делится воспоминаниями о своем первом избрании на руководящую должность (слушать с 03:49):

 "Я помню первое собрание нескольких десятков юношей и девушек, которые создали первую организацию - молодежную - при партийном комитете большевиков в Екатеринбурге, ныне Свердловске. И вот на этом собрании меня выбирают председателем. Выбрали меня не потому, что знали меня, за мной не было еще никаких дел. Но меня выбрали потому, что я была дочь старого большевика. Так и сказали: "Она дочь большевика, ей можно верить!"


Р. Юровская. Фото кон.1950-х гг.
  В августе 1917 г. при создании Уральского Социалистического союза рабочей молодежи (ССРМ) избрана председателем союза. В марте 1918 г. вступает в ряды Красной Армии, где служит сначала сестрой милосердия, а затем - членом политотдела 3-й армии. Была делегатом на 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи, где было провозглашено создание РКСМ (Российского Коммунистического союза молодежи). На съезде Р.Юровская избрана членом ЦК РКСМ. После взятия колчаковцами Перми в декабре 1918 года Уральский обком комсомола был эвакуирован в Вятку, а затем временно прекратил деятельность.
В Вятке Римма Юровская занимается организацией первого губернского съезда комсомола, который состоялся в середине февраля 1919 г. На съезде была избрана первым секретарем Вятского губкома РКСМ. Занималась созданием первых комсомольских ячеек, активно участвовала в антирелигиозной работе. Под ее руководством из комсомольцев Вятки была создана т.н. "боевая дружина", которая активно помогала ЧК, то есть проводила аресты и обыски (а, возможно, и расстрелы).**
  После возвращения летом 1919 года на Урал избрана председателем Екатеринбургского губкома РКСМ. В 1922  году направлена ЦК ВКП(б) на учебу в Коммунистический университет им. Свердлова. После окончания университета - на руководящей работе в партийных органах на Урале, в Воронеже, Ростове-на-Дону.
  В марте 1938 г. арестована вместе с мужем. Несмотря на неоднократные ходатайства отца, ее дело так и не было пересмотрено. До 1946 года находилась в заключении в Карагандинском лагере, после чего работала до 1950 года начальником участка совхоза лагеря. С 1950 года - работала экономистом МТС в Южном Казахстане, в совхозе Пахта-Арал. В феврале-марте 1956 года полностью реабилитирована, восстановлена в КПСС с прежним стажем. Вышла на пенсию и, как персональный пенсионер союзного значения, жила в Ленинграде, скончалась в 1980 году. Интересная фраза о ее могиле присутствует вот на этом сайте : "По понятным причинам (!) родственники Р.Я Юровской взяли обещание не разглашать, где находится ее последнее пристанище". Граждане, может, мне кто пояснит, что это за причины такие скрывать могилу Р. Юровской? Наверняка, это Новодевичье кладбище, где есть охрана.
  В городе Кирове в 1986(!) году в честь Риммы Юровской была названа одна из новых улиц на юго-западе города.


-------------
  Примечания.
* - статьи в "Вятской правде" и "Известиях Вятского губисполкома" цитируются по: В.Д. Сергеев. Из истории вятских газет. Киров, 2002. С.100-101.
** - Воспоминания Р. Юровской о боевой дружине вятского комсомола: "В Вятке из комсомольцев была создана боевая дружина. Руководил ею Н. Жернаков, вел военное обучение Малкин; оба они имели военную подготовку, работали в ЧК. Дружина привлекалась к патрулированию по городу и выполнению различных оперативных заданий, связанных с подавлением местных контрреволюционеров, поднимавших голову то там, то здесь. Круглые сутки дежурили дружинники на своем посту" (Выросли мы в пламени, в пороховом дыму. Сборник воспоминаний первых комсомольцев. Киров, 1958. С.34). Последнее предложение особенно замечательно: круглые сутки давили вятские комсомольцы всех неугодных советской власти.

Революция и гражданская война, vyatka, old photo

Previous post Next post
Up