Номинальное Радиопланирование

Feb 17, 2014 17:05

Расчеты покрытия

Считается, что для номинального планирования необходимо иметь ПО для расчетов покрытия c моделью распространения и цифровые модели местности, в просторечии именуемые картами. Цифровая модель и карта не совсем одно и то же. Кроме того, карты у нас до сих пор Низзяяяя, это при том, что есть не только Google, но даже и Yandex и вообще wikimapia.org, а цифровые модели вроде как пока можно. (А первый отдел таки нужно). Лучшее ПО для этого процесса это как известно Excel. Карты лепятся из того что было - купим потом, может быть. Как и ПО.

ПО для расчетов можно посчитать по пальцам одной руки.

Похоже на правду- странно для консалтинга.

http://o2consulting.ru/articles/issledovanie-rynka-radioplanirovaniya/

Модели распространения

Итак, считается все это еще по какой-то модели. Обычно производители ПО рекомендуют одну из возможных для конкретной технологии и карт. Соглашайтесь. Модель настраивается для конкретного типа карты с известным разрешением. Обычно модели подороже считают вроде как получше, но жутко медленно, модели попроще считают похуже, но побыстрее. А время - деньги. Шаманство чистой воды. Цель настройки - добиться того, чтобы расчеты были похожи на настоящие. Выбранную модель настраивают под конкретную карту.

Обычно ставится передатчик, вокруг него ездит машина с приемником, результаты расчетов сравниваются с измерениями, подкручиванием коэффициентов и крутилок в софтине стараются добиться совпадения. Процедуру повторяют в разных местах.

Добиться совпадения не удается.

Когда это становится очевидным, процесс прекращается, крутилки больше не трогают и модель считается настроенной. Это в идеале.

Кроме того, модель можно настроить оптимистично, пессимистично, реалистично и фантастично или феерично, на любой вкус. Настройки модели - страшная военная тайна.

Основной вопрос

Перед тем, как строить новую сеть, как правило, руководство компании и инвесторы пытаются осознать, что же они хотят и могут конкретно построить, вообще то. Прорабатываются различные сценарии строительства - с разным оборудованием разных вендоров, разными антеннами, способами размещения сайтов и их количеством - в общем, гадание на кофейной гуще.

Перед радиопланировщиком обычно ставят вот такой вселенский вопрос:

Сколько “вот таких” сайтов нужно для покрытия “вот такой” территории?

Варианты ответов:
  • A  1000 (правильно)
  • B  А территория с лесами или без? И где границы территории?
  • C  А покрытие indoor или outdoor?
  • D  А что есть покрытие? (Хороший вопрос!)
  • E  А какой в этой сети будет трафик?
  • F    А на кремль пустят?
  • G  А…

Вопросы   BCDE и далее планировщик может и должен задавать сам себе - практика показывает, что никто другой на эти вопросы внятно никогда не ответит (да, да, и про трафик тоже!)

Помните, что невежливо, по еврейски отвечать вопросом на вопрос - таки  вас могут неправильно понять.

Если кто-то таки ответит быстро и внятно - то наверняка неправильно. Таких бойтесь. Просто надо угадать число A. Такая игра. Ещё важно это число правильно прокомментировать. Хотя, это число в будущем никто и не вспомнит. Концепция поменяется.

Как ни странно, трафик в будущей сети никого обычно особо не волнует на этом этапе. Хотя практика показывает, что покрытие - это не самое главное. И если строить там, где есть трафик столько сколько нужно (Сколько?), то покрытие по любому будет. А там, где не будет - и не надо. Не очень то и хотелось. Тем не менее, с древних времён укоренилось правило - размазать покрытие тонким слоем минимальным количеством сайтов, создавая покрытие “везде”, а потом резко наращивать ёмкость, перестраивая эту недоделанную сеть и тихо (громко) матерясь. Количество запланированных сайтов вырастает в разы, сеть первого этапа стройки ещё не успела развернуться, а её сайты уже впору начинать сносить - слишком высоко стоят, далеко глядят, соседям мешают. Интерференция.  И вечный бой.

Откуда ноги растут

Дело в том, что ёмкость сайтов сетей 2G реально можно было плавно наращивать в 10 раз и более, добавляя трансмиттеры (и даже это все равно не спасало). Традиция.  В сетях 4G с ростом трафика по факту наращивается число сайтов, и других механизмов не видать пока. MIMOны.  Можно было бы добавлять частоты, съесть то он съест, но кто ж ему даст... В десять то раз…

Так сколько надо сайтов?  Ответ A.

Правильно.

Некоторые тут думают, что число А возникает в результате математически выверенных расчетов покрытия на основе точных данных геомаркетинга. Не буду спорить.

Иногда число А за большие деньги называет какое нибудь консалтинговое агентство. Им не жалко. За такие то деньги. Тут методики вовсе туманны, известно только, что некие данные из Всемирной Сети Интернет вставляются в таблицу Excel и в окошке получается результат. Структура таблицы - военная тайна. Недостатком данного метода является то, что никто не в состоянии объяснить, как возникает число.

Итак, уже известное количество сайтов, похожих на настоящие расставляется на карте, похожей на настоящую, с помощью ПО, похожего на настоящее.  Расставить так, чтобы это на что ни будь было похоже можно только вручную. Потому что надо понимать, что там реально есть, на этой планете. Яндекс погуглить.  Да, придётся попотеть. Автоматика в ПО ставит сайты, но это ни на что не похоже. Да и алгоритмы убогие. Так что лучше руками. Да, 1000 это нудно. Делим всю территорию на сравнительно однородные сравнимые куски и лепим (300 -сюда, 400 - сюда). Считаем покрытие с низким разрешением. Где не хватило, добавляем. Где не получится реально поставить сайт - и фиг с ним. В воде сайты тонут. Помним про трафик. Тут погуще. Не увлекаемся деталями - помним, это работа впустую. Завтра концепция поменяется.

Готово- картинка, карта покрытия, процент покрытой территории ( indoor, outdoor).

Вопросы: а на дорогах? А раздельно по районам? А в сельской\городской? А в пределах Садового кольца? А с другими антеннами? А с другими передатчиками? А для других абонентов? А с другой частотой? А по шесть секторов? А у конкурентов?

А почему девочка-припевочка Дякина-Звездякина из прайсвотершит написала, что без 8000 сайтов 100% indoor покрытия под землёй в самолетах не будет?

Мне бы её заботы!

Отвечаем, пересчитываем.

Концепция поменялась. А если все-таки не Москва, а все-таки Лангепас?

Срочно ищем карты г. Лангепас, делаем новый номинальный проект.

Конечно, в большой компании при вхождении в новый регион или город все делается по накатанной, по шаблону. Попроще. Сколько было в Норильске? 300? Ну, в Мурманске пусть 400. Сдвинь брови!

Номинальное планирование заканчивается, когда появляется план по стройке. Наивно думать, что число сайтов в этом плане напрямую зависит от радиопланировщика и его работы. А зависит оно от того, сколько денег инвесторы готовы прям сейчас вбухать в стройку. А это много от чего зависит. Так или иначе, цифра и понимание чего делать дальше наконец есть.

Сначала строим Воркуту - я там сидел, потом Андижан - там моя мама.

В сумме будет почти  Москва.

Победа. Завтра   цифру A уже никто и не вспомнит. Мама плавно мигриует из Андижана в Нджамена. Концепция поменялась, но  несущественно - названия похожи, и жарко по преженму.

Однозначно.

Оценка емкости

Не случайно этот раздел помещен в конце, так как в конце номинального планирования такой вопрос обычно и возникает. Или даже после конца. Или когда уже понятно, что скоро ващще капец.
В современных сетях реальную емкость сайта а не знает никто, но есть много разных ответов на этот вопрос. Высокому руководству и маркетингу нравятся ответы неправильные, потому что они побольше.

Логично было бы задаться вопросом, какой трафик может переварить данная гипотетическая сеть с заданными параметрами качества (KPI). Вопрос довольно сложный. Обычно число А уже известно, когда он начинает нехотя возникать.   Если для сетей 2G хотя бы приблизительно на него можно было ответить, то теперь это очень непросто.
  • A   Какие будут KPI никто не знает
  • B   Распределение трафика по территории - загадка
  • C Какое количество трафика может переварить средний сектор по больнице- знает приблизительно только вендор (и то не всегда), и не скажет ни за что. Потому что топ топ менеджменту было клятвенно заявлено, что сектор переваривает ДО ДОФИГА.
  • D   Все это сильно зависит от конкретной конфигурации сети.

Если вы даже посчитаете сигнал - шум с учетом распределения гипотетической нагрузки, которой у вас нет, и получите, исходя из этого, пропускную способность сети для идеального оборудования - будет ли это как-то связано с реальной действительностью?
В общем, метод Монте-Карло. Именно так  называются эт расчеты строго математически по научному.
Поэтому задачу менеджмент ставит обычно в другой плоскости, попроще, попонятнее.

Дано: Каждый абонент заплатит по 50 у.е. в течение месяца каждый . (за что?)

Вопрос: Сколько абонентов, при условии что они пользуются неизвестными сервисами, с неизвестной тарифной политикой,  и сгенерируют никому неизвестный наперед трафик, сконцентрированный в никому неизвестных наперед местах сможет обслужить эта сеть?

Поскольку вопрос этот действительно очень простой, то менеджмент на него, к счастью, как правило, сам себе и отвечает. После поездки в Баселону на мобильный конгресс решение приходит само собой. Цифра эта всегда на порядок больше, чем гипотетически может себе вообразить радиопланировщик.

Результаты оценки емкости

Когда вопрос емкости сети встает в первый раз, и когда ответы на это вопрос весьма туманны, абоненты в зачатках сети регистрируются реже, чем бозоны в андронном коллайдере, а флуктуации трафика (если отдельные байты можно назвать трафиком) стремятся к нулю. Известно правда, что количество абонентов поначалу растет гипотетически в геометрической прогрессии, как и трафик в сети. Да и сам вопрос емкости выглядит гипотетическим и оторванным от действительности.

Тотальные перегрузки приходят всегда внезапно, без видимых причин. Только что все было хорошо, и вдруг. Как финансовый кризис. Оказывается, гипотетические графики статистики имеют неуловимую связь с реальной действительностью! Кто бы мог подумать!
Когда неуловимая  связь иностраных непереводмых слов overload и churn становится наконец очевидной, наступает вышеупомянутый ващще. В любой сети это неизбежно как дембель.

Ошибкой было бы делать ехидное выражение лица и говорить, что предупреждал. Как раз открыта вакансия козла отпущения. Все мы знаем, откуда взялось число А в начале времен. Не надо отнекиваться, что про трафик тогда речи вообще не было. Быть такого не может.

Концепция поменялась.

Previous post Next post
Up