Jan 07, 2014 21:59
Вегетарианство
Вегетарианство (англ. vegetarian, от позднелатинского vegetabilis - растительный), система питания, исключающая из пищи продукты животного происхождения, в том числе рыбу и птицу. Последователи В. считают, что только растительная пища является естественным питанием человека. Некоторая часть вегетарианцев ("старовегетарианцы") употребляют в пищу продукты растительного происхождения только сырыми, другие употребляют их также в жареном и варёном виде, наконец "младовегетарианцы" наряду с растительной пищей включают в рацион молочные продукты и яйца. Питание, рекомендуемое "младовегетарианцами", покрывает все потребности организма в питательных веществах, поэтому с физиологической точки зрения вполне допустимо. В. получило широкое распространение в Европе в 1-й половине 19 в. (особенно в странах, где растительная пища, включая и плоды, была наиболее доступна широким слоям населения), в России - несколько позже и в первую очередь среди различных религиозных сект (духоборы, белоризцы, "свободники" и др.) и некоторых слоев интеллигенции (особенно последователей "толстовства"). В СССР В. не получило распространения. Современная наука о питании, опираясь на исследования физиологии и биохимии, рекомендует смешанное питание (растительными и животными продуктами). В пище животного происхождения содержатся очень важные для жизнедеятельности человеческого организма сложные аминокислоты. Для того чтобы покрыть физиологическую потребность организма в белке растительной пищей, необходимо большее количество её; перегрузка растительной пищей органов пищеварения может вызвать ряд нарушений и даже хронических заболеваний. Кроме того, растительный белок усваивается значительно хуже, чем животный. Так, белок чёрного хлеба усваивается на 48-70%, картофеля - на 60-68%, гречневой каши - на 60-70%, пшённой - на 50%, в то время как белки мяса, рыбы, яиц и молока усваиваются до 98%. Животные продукты (молоко, яйца, мясо, печень, жирная рыба) содержат витамины А, В и некоторые другие. Однако физиологическая потребность в углеводах, жирах, минеральных солях и витаминах может быть обеспечена и растительной пищей даже при повышенной мышечной нагрузке (например, при занятиях спортом).
Вегетарианское питание с лечебной целью применяют при некоторых заболеваниях (гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни сердца и сосудов, острые и хронические заболевания почек, мочекислый диатез, подагра и др.). В этих случаях к растительной пище полезно добавлять молоко и яйца. Временный перевод на вегетарианское питание осуществляют постепенно, так как быстрый переход может вызвать резкую слабость и угнетённое состояние.
Лит.: Певзнер М. И., Значение овощей и фруктов в питании. "Труды клиники лечебного питания", 1940, т. 1; Покровский А. А., физиолого-биохимические аспекты питания и пищевая промышленность, "Прикладная биохимия и микробиология", 1967, т. 3, в. 5.
Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
...как видно из текста, БСЭ не отвечает на вопрос о нравственной стороне употребления в пищу плоти живых существ, населяющих наряду с Homo Sapiens планету Земля. Но попробуем во всем разобраться...
Причина по которой в БСЭ не затрагивается вопрос о нравственности, на мой взгляд предельно проста, это атеистическое мировоззрение составителей и редакторов этого без сомнения важного материала. Если в размышлениях опираться на религиозность, то неизбежно придешь к пониманию безнравственности поедания животных, птиц, рептилий и прочих живых существ. Дело здесь не в Библии, Коране или иных религиозных источниках истины для человеков, а в осознании что Бог сотворивший всё сущее не мог быть так неумел, что вынужден был создать наряду с человеком еще несколько тысяч видов живых существ с целью насытить свое высшее творение. Если бы это было так, и Бог действительно создал животных, птиц и прочих представителей фауны с целью не уравновесить и украсить Мир, а с целью дать человеку разнообразное меню в несколько тысяч строк, то вероятнее всего как Бог Справедливый и Милосердный Он не стал бы наделять животных эмоциями, чувствами и инстинктами (Вы когда - нибудь видели, как улыбается собака?). Хотя, эти три категории вполне подходят и ко многим представителям вида человек разумный, что в принципе не делает их отличными от всех прочих представителей фауны. Животный тип строя психики присущий чуть не половине населения планеты Земля, естественно оправдывает плотоядность людей, но в целом не делает их Человеками. В этой связи не стоит сокрушаться по поводу случаев что где-то кого то съела акула, или охотника задрал медведь, это вполне естественный биосферно - обусловленный механизм взаимодействия животных в окружающей среде обитания. Животных, но не Человека и животных.
Обязана ли корова, родившись и живя в этом Мире, подрастая и чувствуя, являться частью Мироздания лишь для того, что бы в последствии войти через пищевод в организм человека, и преобразовавшись его ферментами, насытить энергией его клетки? Думаю не обязана. Должна ли курица, не по своей воле вызванная к жизни в этот Мир, но силой инженерно - технической мысли технолога птицефабрики, страдать только лишь для того что бы дать сомнительное чувство насыщения человеку. Нет, не должна. Не будем затрагивать биохимию процессов усвоения белков животного происхождения, на которые так уповают многие диетологи, скажем лишь то что белки необходимые для построения клеток в организме человека формируются из аминокислот, а не из уже готовых, принадлежащих ранее меньшему безсловесному брату. Ведь лошадь не гоняется по полю за зайцами, для того чтобы употребив их в пищу, тем самым восстановить свои белковые цепи? Нет. Более того, поступая в организм, животные белки неизбежно вызывают иммунный ответ, т.к. являются чужеродными элементами биологического происхождения попавшими из вне. Но вернемся к нравственно-этической стороне вопроса..
Что же является основным мотивом употребления в пищу мяса животных и птиц (в основном)? Вероятнее всего в предельном обобщении чувство голода. Иногда настолько сильное, что человек не в силах контролировать себя, свои эмоции и инстинкты. Это приводит к вопросу о том, способно ли сильное чувство голода подтолкнуть человека к каннибализму. Да способно, такими случаями изобилует история на протяжении всех обозримых тысячелетий. Многим приходилось слышать от своих близких, друзей и знакомых примерно такое:"Я если мяса не поем хотя бы раз в день, всё...просто сам(сама) не свой(своя)!". Пример сотен тысяч вегетарианцев подтверждает тот факт, что без мяса человек вполне жизнеспособен, и не умирает от истощения сил или недостатка витаминов. Более того статистика, полученная в ходе исследований проведённых в 1999 году пятью независимыми группами среди 76 000 вегетарианцев и не вегетарианцев показала что, уровень смертности вегетарианцев от ишемической болезни сердца, следовавших своей диете более 5 лет, на 24 % ниже чем у не вегетарианцев. Таким образом можно утверждать, что болезни и связанная с ними ранняя смертность среди плотоядных представителей Homo Sapiens, есть ни что иное как расплата за безнравственность по отношению к живым существам населяющих наряду с человеком планету Земля. Наконец можно предельно утрированно поставить вопрос о нравственности употребления в пищу мяса животных и птиц (в основном): Если некто весом, размером, мышечной силой и интеллектом превосходящий среднего человека, возьмет его, человека, и станет приготавливать его со специями в виде жаркого, шашлыка, люля-кебаба и пр. "изысков", при этом аргументируя что он, человек, своей плотью должен послужить великой миссии насыщения энергией частей тела высшего существа, станет ли человек утверждать что это нравственно? Уверен, не станет. Более того, он осудит этот акт, призвав множественные
правозащитные организации и автономных "борцов за права человека", в свидетели и защиту. Среди общественности вполне хватает "защитников природы", но всё больше они скатываются в экофашизм (добровольно - принудительный уход со сцены человечества, во имя сохранения целостности природы и биосферы), что категорически не приемлемо. Так отдельные одиозные личности доходят до оголтелого сатанизма, лоббируя эвтаназию, аборты, однополую любовь и прочие механизмы сокращения населения Земли "гуманными" методами.При более детальном рассмотрении, становится явным то обстоятельство, что работа таких идеологов носит характер афоризма "Каждый, работает в меру понимания на себя, а в меру не понимания на того, кто знает и понимает больше".
Безнравственность употребления в пищу животных, птиц, рептилий и прочих представителей фауны, очевидна. Более того, культивируя плотоядность в обществе как норму диетологии, эти самые диетологи по причине своего скудоумия, вешают еще одну гирю на плечи общества, в дополнение к всем тем гирям, которые мешают подняться человеку до Человечности, преодолев животный тип строя психики, как преобладающий на сегодняшний момент.
07.01.2013 г. Пос. Эстосадок, Адлер.
нравственность