ОБРАЗОВАНИЕ -- о "равном праве на образование" в США

Jan 16, 2014 15:22


"Усердие все превозмогает."
"Иногда усердие превозмогает рассудок."
Козьма Прутков

В середине 70-х годов прошлого столетия в США был очередной период политического "полевения" -- победы социал-демократических идей над здравым смыслом. Одним из элементов этой "победы" стала т. н. "десегрегация" (борьба с сегрегацией) государственных общеобразовательных школ. Вот об этом я и хочу рассказать поподробнее.

Вначале -- о какой сегрегации шла  речь? Нет, не о той, когда на школах висят таблички "только для белых"  или "только для черных". Та сегрегация была законодательно запрещена еще как минимум лет за 15 до этого (решением Верховного суда 1954 г. по т.н. "делу Брауна"), но осталось  "социальная сегрегация". Для понимания того, откуда бралась и берется социальная сегрегация в американских школах необходимо учитывать две вещи:
1. В США ребенок может посещать бесплатную государственную школу ТОЛЬКО по месту жительства ("magnet school"  я сейчас не рассматриваю, это отдельная программа с особыми условиями попадания в неё и введенная как раз для борьбы с последствиями того, о чем я буду дальше рассказывать)
2. В США государственные общеобразовательные школы содержатся  исключительно на МУНИЦИПАЛЬНЫЕ налоги, из которых основным является налог на недвижимость, уплачиваемый с РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ этой самой недвижимости. От этой же самой рыночной стоимости  зависит и стоимость аренды жилья.

Что в итоге получается -- ваш ребенок может ходить только в школу, расположенную в районе где вы живете. Если в районе дорогая недвижимость, высокая цена аренды жилья, то и налогов собирается больше, а значит и денег на школы в нём выделяется больше. Больше денег -- выше зарплаты учителей, лучше техническая оснащенность школы, удобней и эстетичней здания школ, проще говоря школа ЛУЧШЕ. А зажиточные американцы очень трепетно относятся к качеству школ для своих отпрысков и стремятся селится в районах с хорошими школами. Таким образом получается положительная обратная связь -- "высокая арендная плата -- хорошая школа -- повышение престижности района -- дальнейшее повышение  аренды -- дополнительное улучшение школы" И такая же цепочка, но со знаком "минус" -- "низкая арендная плата -- плохая школа -- понижение престижности района -- дальнейшее снижение аренды -- дополнительное ухудшение школы"

Пришедшие к власти во многих штатах "американские левые" решили бороться с последствиями этой экономической "центрифуги". И в качестве метода выбрали ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕМЕШИВАНИЕ  детей  из разных школ. Каждое утро к школе  подходил автобус и половина детей из богатой благополучной школы с высокооплачиваемыми и высококвалифицированными преподавателями отправлялась учится в бедную неблагополучную школу куда-нибудь в "черное" гетто, а половина детей из бедной школы -- соответственно на их место в богатую школу. Таким образом должны были выравниваться социальные права детей на  всеобщее бесплатное образование. Как вы думаете, что из этого НА САМОМ ДЕЛЕ получилось?

Как несложно догадаться (любимая, например, как профессиональный педагог угадала сразу, хотя никогда об этой истории не слышала) через некоторое время ВСЕ смешанные школы упали до уровня худшей "половинки" из пары. Добавочным эффектом стало массовое "отселение" среднего класса  Америки за городскую черту, в пригороды, куда власть "левых муниципальных политиков" уже не дотягивалась.

Представьте себе, ЧТО должен чувствовать и КАК себя должен вести ребенок  из бедного негритянского или эмигрантского гетто, которого НАСИЛЬНО посадили за соседнюю парту с сыном или дочерью белого высокооплачиваемого профессионала?  КАКИМИ способами он будет отстаивать свое право на самоуважение? Ну как минимум БОЛЬШИНСТВО таких ребёнков? Если еще не окончательно забыли свою собственную школу, то думаю представили правильно.  А теперь представьте самого профессионала (например системного администратора в крупном банке), который вот уже с месяц, возвращаясь с работы домой, видит там зарёванное дитё с синяком под глазом и кипящую от бешенства жену. Что он будет делать? Правильно, плюнет на удобство добирания на работу и сделает что угодно, лишь бы иметь возможность  спокойно посидеть после работы с банкой пива у телевизора, а не участвовать в перманентном домашнем скандале...

В общем, в первые же три месяца после запуска программы "социальной десегрегации"  "благополучные" школы потеряли до 10 процентов своих старых учеников, а за первый  год -- до 20  процентов. Программа продержалась 15 лет и была законодательно запрещена Верховным Судом США

Вот что бывает, когда усердие превозмогает рассудок... 

ОБРАЗОВАНИЕ

Previous post Next post
Up