Всякие разности -- про свободное время

Jul 19, 2021 20:23

Задумался сегодня -- а чем, какой одной интегральной характеристикой, можно оценить общее состояние того или иного социума? Подумал -- а нельзя ли в качестве такой характеристики использовать СУММАРНОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ всех членов социума, или что почти одно и тоже --  СРЕДНЕЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ в пересчете на одного члена социума.

Смотрите -- именно свободное время можно считать основным ресурсом внесистемного развития социума. Свободное время -- это то время, которое граждане тратят, ПРОИЗВОЛЬНО МЕНЯЯ свою собственную жизнь и общую жизнь социума. Чем больше у социума суммарного свободного времени его граждан, тем шире распахивается  для данного социума КОРИДОР  ВОЗМОЖНОСТЕЙ, тем больше у него спектр ВОЗМОЖНОГО БУДУШЕГО, и как следствие -- тем более он (социум) ЖИЗНЕСПОСОБЕН.   С высокой доле достоверности можно сказать. что именно УВЕЛИЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ и есть основной критерий социального прогресса. Ни богатство, ни равенство прав, ни, тем более, социальная защищенность -- все эти характеристики слишком субъективны и не могут быть измерены однозначно. Только -- СУММАРНОЕ (или СРЕДНЕЕ) СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.

Теперь посмотрим -- а отчего же зависит свободное время?  Есть общее время -- 24 часа в сутки. Его можно условно разделить  на три части:
1. Время, необходимое для физиологических нужд -- это еда, сон, отправление естественных надобностей, гигиена...
2. Время, необходимое для обеспечения минимально приемлемого уровня жизни.
3. Свободное время.
Предположим, что первая составляющая есть константа, определяемая биологическими особенностями человеческого организма -- это если и не совсем правда, то очень к ней близко. Тогда свободное время может увеличиваться только  за счет уменьшения времени, необходимого для обеспечения минимально приемлемого уровня жизни. Это время в свою очередь определяется следующими характеристиками:
1 материальным наполнением  минимально приемлемого уровня жизни (проще говоря -- что ВХОДИТ в понятие МИНИМАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЙ УРОВЕНЬ жизни)
2 средним уровнем производительности труда -- от него зависит  за какой время могут быть заработано это самое материальное наполнение.
3 уровнем развития социальных услуг -- за какое время заработанное может быть донесено до конкретного потребителя  и превращено из МАТЕРИАЛЬНОГО ПРЕДМЕТА в УДОВЛЕТВОРЕННУЮ ПОТРЕБНОСТЬ. Проще говоря -- за какое время, человек имеющий деньги может превратить их в еду, одежду, жилье и т. д.

Теперь возьмем  классическую теорию исторических последовательностей и рассмотрим все основные типы обществ с точки зрения свободного времени его членов.

1 Рабовладельческое общество -- среднее свободное время, если его поделить на всех, включая рабов, ничтожно, ибо у рабов его просто НЕТ. Все их время принадлежит хозяину. Возможные линии развития определяются очень небольшой группой т.н. СВОБОДНЫХ граждан, единственными, кто обладал свободным временем хоть в каком-то количестве. Поэтому ВЫСОКАЯ АНТИЧНОСТЬ оказалась столь нежизнеспособной и легла как пыль под копыта варварских орд.

2. Феодализм -- свободное время несколько "размазывается" по социуму за счет таких социальных слоев как духовенство и особенно "третье сословие" -- купцы, ремесленники, лица "свободных профессий". Но все равно подавляющее большинство населения -- крестьянство -- лишено свободного времени. Уровень развития производительных сил таков, что просто для того, чтобы выжить крестьянину необходимо работать ВСЕ свободное время. Опять-таки --  возможные линии развития определяются очень небольшой группой лиц (хотя и большей, чем в античность). Результат -- феодализм падает под натиском того самого "третьего сословия", у которого свободное время БЫЛО,  но которому его НЕ ХВАТАЛО.

3. Ранний капитализм -- это тип общества возник  на развале феодальных структур и как следствие появлении громадного количества маргинализированного населения, обладавшего гигантским СУММАРНЫМ РЕСУРСОМ свободного времени. Этот ресурс возник не за счет ПОВЫШЕНИЯ производительности труда, нет, он возник за счет добровольно-принудительного  снижения минимально приемлемого уровня жизни. Это дало невероятный взлет наук, искусств и социальных экспериментов, обогативший человечество на десятки, если не сотни лет вперед. В это время развивается наука и производство, осваиваются целые континенты, появляются новые. ранее невиданные образцы социальной организации. В каком-то смысле человечество все еще "проедает" результаты заработанного ранним капитализмом и никак не может проесть до конца.

4. Развитой капитализм, он же "общество потребления". Поскольку  человечество развивается по спирали, то после семи тучных лет, обязательно приходят семь тощих. "Общество потребления" -- это и есть те самые "семь тощих коров", которые почти доели все, заработанное ранним капитализмом. Произошло это за счет резкого повышения того самого   минимально приемлемого уровня жизни. Представления  о минимально приемлемом образа жизни стали расти В РАЗЫ БЫСТРЕЕ, чем производительность труда. В результате началась "жизнь не по средствам". Вначале проели запасы, созданные предшественниками. Потом -- стали залазить в долги у будущего (
например, тратя невосполнимые ресурсы, чем сейчас активно занимается Россия). Все это могло бы кончится для человечества крайне печально, если бы не пришедшее на смену капитализма следующее, последнее из ныне существующих типов обществ

5. Постиндустриальное общество, оно же "общество наслаждения". Основу идеологии "общества наслаждения" составляет очень простой, почти тривиальный тезис -- человек, за исключением физиологического минимума (который при нынешнем состоянии производительных сил человечество в состоянии обеспечить ВСЕМ своим членам) потребляет не материальные блага. Он потребляет УДОВОЛЬСТВИЕ от потребляемых материальных благ. Так нельзя ли упростить это процесс? Почему бы сразу не производить удовольствие, БЕЗ МАТЕРИАЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ? Непонятно?
Есть известный анекдот, который хорошо иллюстрирует этот тезис:
Лежит под пальмой негр и ждет, пока на него банан свалится, а как свалится, так он его и съест. Идет поблизости белый и говорит негру:
- Слушай, ты чего здесь лежишь под деревом и ждешь бананов? Возьми палку, сшиби несколько штук, пойди на рынок и продай их...
- Ну, и чего дальше?
- Как чего!? Деньги получишь - наймешь еще десяток негров, таких как ты, которые будут бананы с пальм сшибать, а тебе останется их только продать...
- Ну, и чего дальше?
- Ты чего, негр, тупой что ли!?!?! У тебя еще больше денег будет - наймешь сотню негров, посадишь тысячу пальм и будет у тебя огромная банановая плантация.
- Ну, и чего дальше-то?
- Ну, ты и идиот! У тебя денег куча будет, работать самому не надо - лежи да бананы лопай!
- Ну и глупый же ты, белый! Я ж этим сейчас и занимаюсь...

Зачем производить массу материальных благ. чтобы потом, потребляя их, получать удовольствие, если  можно получать удовольствие ВМЕСТО производства этих самых благ...  Идеология, конечно, спорная и далеко неоднозначная. Но  для меня главное, что эта идеология приводит к появлению ГРОМАДНОГО КОЛИЧЕСТВА свободного времени. а значит -- к возможности САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ социальных экспериментов, а значит -- к увеличению СПЕКТРА ВОЗМОЖНОГО БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

И это -- хорошо!

Всякие разности

Previous post Next post
Up