Всякие разности -- про роль православия в российской жизни

May 25, 2021 15:41

Сразу же скажу -- я атеист. Не "анти-теист" -- то есть я не отрицаю существование бога и не борюсь с ним, а именно "а-теист" -- то есть человек, для которого факт наличия или отсутствия бога (или богов) никакого значения не имеет. Бога, но не религии. А вот факт наличия религии, точнее говоря, РАЗЛИЧНЫХ религий, я считаю одним из самых важных "фактов", определяющих жизнь как всего человечества в целом, так и отдельных его групп -- государств, народов, рас, цивилизаций... Одной из важнейших функций религии является функция создания и трансляции общей ИДЕОЛОГИИ -- то есть системы целей, ценностей и идеалов. Надеюсь, объяснять важность общепринятой "системы целей, ценностей и идеалов" для жизни того или иного общества никому не надо?

Одним из самых важных этических и идеологических вопросов практически любой религии является проблема теодицеи. Суть проблемы теодицеи (дословно Бог - справедливость, т.е. проблемы «оправдания Бога») состоит в следующем: как совместить наличие в мире зла с представлением о том, что мир сотворен и направляется всемогущим и всеблагим Богом?

Один из вариантов логической формулировки теодицеи можно сформулировать так -- существует внутреннее логическое противоречие в совместном принятии следующих четырех посылок:
Бог существует.
Бог всеблагой.
Бог всемогущ.
Зло существует.

Если принять любые три из них, то по всей видимости следует отбросить четвертую.

Если Бог существует, желает всеобщего добра и достаточно могуществен, чтобы достичь всего, чего желает, то зла не должно быть.

Если Бог существует и желает только добра, но зло существует, то Бог не достигает всего, чего желает. Значит, Он не всемогущ.

Если Бог существует и всемогущ и зло также существует, то Бог желает существования зла. Значит, Он не всеблагой.

Наконец, если «Бог» - это существо, которое и всемогуще и всеблагое, и тем не менее зло существует, то такой Бог не существует.

Если вы думаете, что эта проблема -- теоретико-схоластическая, то замените слово "зло" на слова "голод, бедность, несправедливость..."

Разные формы христианства по разному решают этот вопрос в своей ПРАКТИЧЕСКОЙ деятельности. Рассмотрим три наиболее распространенные из них -- протестантизм, католицизм и православие.

Проще и эффективнее всего вопрос о теодицее решен протестантами -- на самом деле никакого зла в мире не существует и то, что мы называем злом является всего лишь следствием НАШИХ СОБСТВЕННЫХ поступков, искаженных нашим несовершенством. Божественная воля проявляется в этом мире через волю человека -- каждого КОНКРЕТНОГО человека. Поэтому если вы, ЛИЧНО вы, ведете правильный образ жизни, много трудитесь и соблюдаете моральные нормы христианства, то вы гарантированно будете вознаграждены -- как прямо в этой жизни, так и после ее окончания. За что вознаграждены? -- за то, что своей жизнью и своей деятельностью вы уменьшили количества зла в мире.

Католичество решает эту проблему, заменяя волю ОДНОГО человека на волю всего ХРИСТИАНСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Мы все, дружно шагая в одном церковном строю, уменьшаем количество зла и приближаем Царство Божье на земле, реализуя тем самым божественное предназначение. И ваш личный вклад определяется прежде всего усилиями всего строя, а уж потом -- вашим местом в этом строю. Поэтому все ваши усилия могут пропасть даром -- если все человечество пойдет не туда, куда предначертал Господь. А то, что мы называем злом -- это такая "погонялка" для человечества, чтобы оно не сбивалось с пути истинного.

Но кардинальнее всего проблему теодицеи решает православие. С его точки зрения, мир земной вообще не предназначен для человека и никакое Царство Божье в нем невозможно. Он есть тлен, грязь и прах. Человек приходит сюда на время, чтобы научится тому, как НЕ СЛЕДУЕТ себя вести. Истинная жизнь начнется только ПОСЛЕ смерти, на небесах (ну или в аду, если вы так и не сумели за жизнь ничему научится). Зло же -- это всего лишь инструмент в руках УЧИТЕЛЯ, наглядное пособие, демонстрирующее отличие "правильного" от "неправильного". А единственно правильная жизненная стратеги -- это понять, чего на самом деле хочет от тебя Господь и делать только это, забыв обо всем остальном.

Каждое из этих трех решений порождает свою собственную систему идеологии -- поэтому условную "европейскую" цивилизацию на самом деле очень легко поделить на протестантскую, католическую и православную. Из них самой житейски успешной является именно протестантская, а самой житейски не успешной -- православная. Я думаю, почему это так -- вы и сами понимаете.

Конечно, "житейская успешность" -- это еще не все и даже далеко не самое главное, но это единственное, что поддается легкой оценке. Оценить, а тем более сравнить высоты духа и величие души -- боюсь просто невозможно. А вот спекулировать ими -- очень даже легко. "Мы нищие, зато высокодуховные" -- как-то эта мантра всегда вызывала во мне некое сомнение... Но вот что с ней можно поделать -- я не знаю.

Про жизнь, Всякие разности

Previous post Next post
Up